Цели: формировать представление о Древней Руси и ее культуре, развивать умение работать с картой и текстом, воспитывать семейные ценности и интерес к истории государства.
Оборудование: проектор, слайды, карточки с текстом, русские народные музыкальные инструменты, карта Древней Руси, словарь, видеофильм «Владимир - Красно Солнышко».
Ход урока
1. Организационный момент.
Продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории Отечества.
2. Сообщение темы, постановка цели урока.
Сегодня мы поговорим об истории нашего Отечества.
Наше государство начало формироваться с поселений древних славян. Славянские племена заселили обширные земли по живописным берегам рек. Эти поселения государством стали называться позже. Государство Древняя Русь появилось на карте Европы только к IX веку.
Именно об этой поре пойдет речь на уроке.
Сегодня вы узнаете, кто были наши предки, в кого они верили, какие народные инструменты были у славян, какого князя называли Красным Солнышком.
Рисунок 1 (в нем указаны данные задачи)
Рисунок 1
3. Работа по теме урока.
На парте у каждого лежит карта Руси (IX в.), словарь, к которому вы можете обращаться во время урока (на карточках).
Словарь.
Язычество – религиозное верование древних славян
Идолы – изображение языческих богов
Князь – конный воин
Род – древнеславянский бог
Даждьбог – бог плодородия, солнца и живительной силы
Обереги – носители добра и счастья
Более тысячи лет назад, когда на территории России шумели густые леса, в которых зверья и всякой птицы было много, возле лесных рек и озер жили славянские племена.
Предлагаю поработать с картой (карта Древней Руси).
- Что такое легенда карты? (условные обозначения).
Учитель показывает у доски.
- Найдите, каким цветом обозначена граница Древней Руси.
- Граница Древней Руси протянулась от Балтийского до Черного моря.
У вас есть копия большой карты, сейчас мы поработаем в парах.
1 вариант выполняет задание, 2 вариант проверяет. Затем наоборот.
Первый вариант, покажите границу Древней Руси.
Второй вариант, проверьте, чтобы граница была показана правильно.
А теперь наоборот. Молодцы.
- Столица Древней Руси – Киев. Теперь это столица Украины.
Рисунок 2 и 3 (показаны картины быта и занятий древних славян).
Рисунок 2
Рисунок 3
К слайдам даются комментарии учителя:
- Славяне ловили рыбу, сеяли пшеницу, охотились, сообща занимались земледелием, трудовые навыки, знания и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери.
Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- все казалось славянам живым и одушевленным. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Богов у славян было много и им ставили идолов.
- Посмотрите в словаре, что обозначает слово идол.
(Учащиеся работают со словарями, которые находятся на партах).
По-другому древние славяне называли их еще истуканами. Есть такое выражение: что ты стоишь, как истукан. - Когда так говорят? (беседа по высказываниям учащихся).
Рисунок 4. «Идол»
У вас есть текст. Прочитайте первый абзац.
Текст (разделен на абзацы, по каждому абзацу ведется отдельная работа)
1 абзац Предки наши были язычниками, верили во многих богов и ставили им идолы. Творцом мира славяне считали Рода. Другие боги повиновались ему. Несколько раз в году жрицы приносили идолу кашу и особо испеченный хлеб. |
- Кто такой Род?
- Какие приношения делали идолу этого бога?
2 абзац |
- Что означает Даждьбог?
- Кто помогал ему?
- Кто такой был Перун?
- Каким его представляли славяне?
3 абзац |
Славяне населяли свой мир самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший. В реках и озерах живет водяной. А в воде – русалки. Чтобы защититься от нечистой силы, всех бед и несчастий делали обереги.
Если бы так случилось, что древнерусская девушка или юноша вдруг оказалась в настоящем времени и увидели нас. Они бы очень удивились и сказали бы, что у нас очень странные обереги в ушах и на пальцах. Славяне не носили украшения без пользы. Они все считались оберегающими.
Древнерусские обереги – это носители добра и счастья. Носили обереги у пояса, на плечах, на груди у сердца, на руках. По форме они были самые различные, смотря от чего хотели уберечься.
Рисунок 5
Рисунок 6
Нож и топор – охраняли мужчину на охоте и в мирном труде.
Ложки, ковшики, гребешки - привлекали и удерживали богатство и благополучие в доме.
Ключи – охраняли от воров и разбойников.
Птица счастья – охраняла счастье в доме.
Итог первой части урока.
- В кого кроме богов еще верили славяне?
- Для чего использовались обереги?
Люди свято верили в милость богов и силу оберегов, но это не могло спасти их от несчастий, которые приносили ссоры между племенами. Вспыхивали войны. Во главе войска стоял князь
- Что обозначает слово князь? (работа со словарем)
В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги – становились военачальниками. Много поколений князей сменилось на Руси. Сегодня мы поговорим о трех князьях - братьях Олеге, Ярополке и Владимире.
Еще, будучи детьми, княжичи часто устраивали между собой потасовки и ссорились.
Видеофрагмент (отрывок из м/ф «Князь Владимир Красно Солнышко», сцена ссоры княжичей).
После просмотра беседа:
- А у вас бывает такое, что вы ссоритесь с братьями и сестрами?
- Можно ли ссориться с родными?
- Всегда ли ссора заканчивается хорошо?
- Семья – это самое дорогое, что может быть у человека. В семье нам тепло и хорошо.
- А что надо делать, чтобы в семье был мир? (уступить, подумать)
- Выросли княжичи и не прекратили враждовать. Поделили Русь между собой на части. Стали воевать.
А пострадали от этого в первую очередь их родные и близкие. Им пришлось воевать и убивать друг друга.
Видеофрагмент (отрывок из м/ф «Князь Владимир – Красно Солнышко», сцена битвы).
Не смогли понять друг друга братья. Погибли Олег и Ярополк.
После смерти Ярополка князь Владимир стал единым правителем Руси.
Рисунок 7 (портрет Владимира).
Необходимо дать пояснение, что данный портрет нарисован по представлению современного художника, а подлинного портрета князя Владимира не сохранилось.
- Именно Владимир объединил Русь, которая была разделена во время вражды братьев.
В народе прозвали его Владимир – Красно Солнышко.
- Как вы думаете, почему? (потому что любили его как солнышко)
Был он умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой заговорили в Европе. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Заботился Владимир о Русском государстве, заботился и о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к княжескому столу.
А владимирские пиры были знатными, народ веселился, пел, играл.
- Посмотрите видеофрагмент и обратите внимание, на каких инструментах играют герои?
Видеофрагмент (из м/ф «Князь Владимир – Красно Солнышко»).
- Вы успели рассмотреть инструменты? (если дети не успевают рассмотреть инструменты, следует повторить видеофрагмент).
- Какие музыкальные инструменты вы увидели? (гусли, бубен, дудочка - жалейка).
- Посмотрите на изображения и других русских народных инструментов.
Рисунок 8. Гусли, гудок, трещотка, бубен, дудка и рожок.
Игра: учитель показывает инструмент, а учащиеся называют его. После нескольких повторов темп игры увеличивается
И в настоящее время многие ребята с удовольствием играют на таких русских народных инструментах. И мы попробуем поиграть, и вы услышите, как они звучат.
(На партах у каждого ученика есть русский народный инструмент: ложки, трещотка, бубен и др.).
Перед тем, как разрешить ученикам играть на инструментах, необходимо провести обучение по группам.
Например:
- это бубен, работают все, у кого есть такой инструмент;
- возьмите инструмент правильно (показ учителя);
- по образцу отбиваем ритм…(и так по каждому инструменту).
После того, как будут отработаны ритмичные движения и все ученики научатся правильно пользоваться инструментами, можно приступать к игре под музыкальное сопровождение.
Во время исполнения детям разрешается двигаться, пританцовывать под музыку.
- А теперь сыграем все вместе (русская народная песня «Кадриль»)
- Интересно?
- Оказывается, каждый из нас может быть музыкантом.
4. Итог урока.
- Чему вы научились на уроке?
- Кто были наши предки?
- В кого они верили?
- Какие народные инструменты были у славян?
- О чем бы вам хотелось рассказать своим младшим друзьям, родителям?
Легкую вам дорогу и удачу в подмогу.
Список литературы:
- Ключевский В.О. Русская история. / Москва: Эксмо. -2005.
- Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок. / Народное образование. -1996. -№1.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Москва. -1999.
- Сергеева С.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. / Москва: Академия. – 2000.
- Соловьев В. История России для детей и взрослых. / Москва: Белый город. -2003.
- Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. / Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.