Интегрированный урок: (окружающий мир + музыка). Тема: "Во времена Древней Руси"

Разделы: Начальная школа


Цели:  формировать представление о Древней Руси и ее культуре, развивать умение работать с картой и текстом, воспитывать семейные ценности и интерес к истории государства.

Оборудование: проектор, слайды, карточки с текстом, русские народные музыкальные инструменты, карта Древней Руси, словарь, видеофильм «Владимир - Красно Солнышко».

Ход урока

1. Организационный момент.

Продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории Отечества.

2. Сообщение темы, постановка цели урока.

Сегодня мы поговорим об истории нашего Отечества.

Наше государство начало формироваться с поселений древних славян. Славянские племена заселили обширные земли по живописным берегам рек. Эти поселения государством стали называться позже. Государство Древняя Русь появилось на карте Европы только к IX веку.

Именно об этой поре пойдет речь  на уроке.

Сегодня вы узнаете, кто были наши предки, в кого они верили, какие народные инструменты были у славян, какого князя называли Красным Солнышком.

Рисунок  1 (в нем указаны данные задачи)

Рисунок 1

3. Работа по теме урока.

На парте у каждого лежит карта Руси (IX в.), словарь, к которому вы можете обращаться во время урока (на карточках).

Словарь.

Язычество – религиозное верование древних славян

Идолы – изображение языческих богов

Князь – конный воин

Род – древнеславянский бог

Даждьбог – бог плодородия, солнца и живительной силы

Обереги – носители добра и счастья

Более тысячи лет назад, когда на территории России шумели густые леса, в которых  зверья и всякой птицы было много, возле лесных рек и озер жили славянские племена.

Предлагаю поработать с картой (карта Древней Руси).

- Что такое легенда карты? (условные обозначения).

Учитель показывает у доски.

- Найдите, каким цветом обозначена граница Древней Руси.

- Граница Древней Руси протянулась от Балтийского до Черного моря.

У вас есть копия большой карты, сейчас мы поработаем в парах.

1 вариант выполняет задание, 2 вариант проверяет. Затем наоборот.

Первый вариант, покажите границу Древней Руси. 

Второй вариант, проверьте, чтобы граница была показана правильно.

А теперь наоборот. Молодцы.

- Столица Древней Руси – Киев. Теперь это столица Украины.

Рисунок  2 и 3 (показаны картины быта и занятий древних славян).

Рисунок 2

Рисунок 3

К слайдам даются комментарии учителя:

- Славяне ловили рыбу, сеяли пшеницу, охотились, сообща занимались земледелием, трудовые навыки, знания и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери.

Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- все казалось славянам живым и одушевленным. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Богов у славян было много и им ставили идолов.

- Посмотрите в словаре, что обозначает слово идол.

(Учащиеся работают со словарями, которые находятся на партах).

По-другому древние славяне называли их еще истуканами. Есть такое выражение: что ты стоишь, как истукан.  - Когда так говорят? (беседа по высказываниям учащихся).

Рисунок 4. «Идол»

У вас есть текст. Прочитайте первый абзац.

Текст (разделен на абзацы, по каждому абзацу ведется отдельная работа)

1 абзац
Предки наши были язычниками, верили во многих богов и ставили им идолы.
Творцом мира славяне считали Рода. Другие боги повиновались  ему. Несколько раз в году жрицы приносили идолу кашу и особо испеченный хлеб.

- Кто такой Род?

- Какие приношения делали идолу этого бога?

2 абзац
Даждьбог – бог плодородия, солнца и живительной силы. Такое название обозначает «дающий людям благополучие». Считалось, что Даждьбог  весной встречает солнце и приводит его на землю. В помощниках у Даждьбога был соловей, который приносил Даждьбогу ключи, чтобы тот ими запирал зиму и отпирал лето.

- Что означает Даждьбог?

- Кто помогал ему?

- Кто такой был Перун?

- Каким его представляли славяне?

3 абзац
Перун – это бог грома и молнии.
Славяне представляли его высоким, плечистым, черноволосым человеком с золотой бородой.
Перун считался самым грозным и мог сильно наказать людей. Поэтому славяне приносили ему крупные жертвы, иногда даже человеческие.

Славяне населяли свой мир самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший. В реках и озерах живет водяной. А в воде – русалки. Чтобы защититься от нечистой силы, всех бед и несчастий  делали обереги.

Если бы так случилось, что древнерусская девушка или юноша вдруг оказалась в настоящем времени и увидели нас. Они бы очень удивились и сказали бы, что у нас очень странные обереги в ушах и на пальцах. Славяне не носили украшения без пользы. Они все считались оберегающими.

Древнерусские обереги – это носители добра и счастья. Носили обереги у пояса, на плечах, на груди у сердца, на руках. По форме они были самые различные, смотря от чего хотели уберечься.

Рисунок  5

Рисунок 6

Нож и топор – охраняли мужчину на охоте и в мирном труде.

Ложки, ковшики, гребешки - привлекали и удерживали богатство и благополучие в доме.

Ключи – охраняли от воров и разбойников.

Птица счастья – охраняла счастье в доме.

Итог первой части урока.

- В кого кроме богов еще верили славяне?

- Для чего использовались обереги?

Люди свято верили в милость богов и силу оберегов, но это не могло спасти их от несчастий, которые приносили ссоры между племенами. Вспыхивали войны. Во главе войска стоял князь

- Что обозначает слово князь? (работа со словарем)

В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги – становились военачальниками.  Много поколений князей сменилось на Руси.  Сегодня мы поговорим о трех князьях - братьях Олеге, Ярополке и Владимире.

Еще, будучи детьми, княжичи часто устраивали между собой потасовки и ссорились.

Видеофрагмент (отрывок из м/ф «Князь Владимир  Красно Солнышко», сцена ссоры княжичей).

После просмотра беседа:

- А у вас бывает такое, что вы ссоритесь с братьями и сестрами?

- Можно ли ссориться с родными?

- Всегда ли ссора заканчивается хорошо?

- Семья – это самое дорогое, что может быть у человека. В семье нам тепло и хорошо.

- А что надо делать, чтобы в семье был мир? (уступить, подумать)

- Выросли княжичи и не прекратили враждовать. Поделили Русь между собой на части.  Стали воевать.

А пострадали от этого в первую очередь их родные и близкие. Им пришлось воевать и убивать друг друга.

Видеофрагмент (отрывок из м/ф «Князь Владимир – Красно Солнышко», сцена битвы).

Не смогли понять друг друга братья. Погибли Олег и Ярополк.

После смерти Ярополка князь Владимир стал единым правителем Руси.

Рисунок 7 (портрет Владимира).

Необходимо дать пояснение, что данный портрет нарисован по представлению современного художника, а подлинного портрета князя Владимира не сохранилось.

- Именно Владимир объединил Русь, которая была разделена во время вражды братьев.

В народе прозвали его Владимир – Красно Солнышко.

- Как вы думаете, почему?  (потому что любили его как солнышко)

Был он умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой заговорили в Европе. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Заботился Владимир о Русском государстве, заботился и о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к княжескому столу.

А владимирские пиры были знатными,  народ веселился, пел, играл.

- Посмотрите видеофрагмент и обратите внимание, на каких инструментах играют герои?

Видеофрагмент (из м/ф «Князь Владимир – Красно Солнышко»).

- Вы успели рассмотреть инструменты? (если дети не успевают рассмотреть инструменты, следует повторить видеофрагмент).

- Какие музыкальные инструменты вы увидели? (гусли, бубен, дудочка - жалейка).

- Посмотрите на изображения и других русских народных инструментов.

Рисунок  8. Гусли, гудок, трещотка, бубен, дудка и рожок.

Игра: учитель показывает инструмент, а учащиеся называют его. После нескольких повторов темп игры увеличивается

И в настоящее время многие ребята с удовольствием играют на таких русских народных инструментах. И мы попробуем поиграть, и вы услышите, как они звучат.

(На партах у каждого ученика есть русский народный инструмент: ложки, трещотка, бубен и др.).

Перед тем, как разрешить ученикам играть на инструментах, необходимо провести  обучение по группам.

Например:

  • это бубен, работают все, у кого есть такой инструмент;
  • возьмите инструмент правильно (показ учителя);
  • по образцу отбиваем ритм…(и так по каждому инструменту).

После того, как будут отработаны ритмичные движения и все ученики научатся правильно пользоваться инструментами, можно приступать к игре под музыкальное сопровождение.

Во время исполнения детям разрешается двигаться, пританцовывать под музыку.

- А теперь сыграем все вместе (русская народная песня «Кадриль»)

- Интересно?

- Оказывается, каждый из нас может быть музыкантом.

4. Итог урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Кто были наши предки?

- В кого они верили?

- Какие народные инструменты были у славян?

- О чем бы вам хотелось рассказать своим младшим друзьям, родителям?

Легкую вам дорогу и удачу в подмогу.

Список литературы:

  1. Ключевский  В.О. Русская история. / Москва: Эксмо. -2005.
  2. Коложвари  И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок. / Народное образование. -1996. -№1.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Москва. -1999.
  4. Сергеева С.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. / Москва: Академия. – 2000.
  5. Соловьев  В. История России для детей и взрослых. / Москва: Белый город. -2003.
  6. Сухаревская  Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. / Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.