Организация работы с детьми девиантного поведения

Разделы: Администрирование школы, Социальная педагогика


Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества обуславливают возрастание межличностных конфликтов.

Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения  только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т.д.)

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений».

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление  проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями.  Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

На основании собеседования с классными руководителями зам. директора по воспитательной работе, проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы». Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. К этой работе  подключается школьный психолог, одним из основных  направлений работы которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

В своем плане работы классные руководители  планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование  проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее. Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают психологическая и другие службы школы. По результатам работы по преемственности проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья),  в нашей школе таких семей – 0,6%, а детей девиантного поведения – 5,5%. Выделяются категории  таких семей, в которых родители или опекуны:

  1. не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);
  2. не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);
  3. не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социальных работников, педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов, юристов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом  в целом.

Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек – творец своего счастья».

В нашей школе с детьми девиантного поведения и их семьями проводится следующая социально-педагогическая работа:

  1. В рамках работы родительского университета организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.
  2. В рамках операции «Подросток», проходящей ежегодно, организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.
  3. Ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.
  4. Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.
  5. Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях,  к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.
  6. Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, посещая ярмарки вакансий и при индивидуальных беседах с учащимися и их родителями.
  7. Таким учащимся предоставляется бесплатное питание.
  8. С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них  экскурсии на работающие предприятия республики, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения профтехобразования.

Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба  имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся  строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он  осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями. Задача зам. директора - вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

Литература:

  1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя Санкт - Петербург 2003 г.
  2. Байбородова Л.В.  Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – Ярославль  Академия развития 2003 г.
  3. Голикова М.И. Кирсанова О.А «Изучение поведения девиантных детей» Ж. Классный руководитель №1, 1999 г.
  4. Зотова Л.Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками Ж. Классный руководитель № 4, 2005 г.
  5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Москва. Центр «Педагогический поиск», 2002 г.
  6. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения Ж. ОБЖ, февраль 2003 г.