Цели:
- Обучающая:Рассказать учащимся о крестьянском празднике Масленица, о традициях его проведения на Руси и в селе Кузнецово РМЭ; познакомить с работами, написанными известными художниками и изображающими празднование Масленицы;
- Развивающая:Продолжить формирование навыков развития речи, выразительного чтения отрывка из произведения И.С. Шмелева «Лето Господне»,
- Воспитательная:Воспитывать через творческую активность учащихся духовность, понимание прекрасного; любовь и уважение к традициям своего народа.
- Педагогическая:Совместное целеполагание, развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта,
Методы и приёмы:
- Рассказ учителя;
- Пересказ учеников,
- выразительное чтение;
- работа с иллюстрациями.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, интерактивная доска,
- презентация «Масленица».
- репродукции художников Коровина К.А, Кустодиева Б.М.,
- портрет И.С. Шмелева;
- отрывок из романа И.С. Шмелева «Лето Господне»;
- Фильм Н. Михалкова «Сибирский цирюльник».
Доска: девиз «Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!»
План урока:
- Слово учителя;
- Выступление знатоков;
- Работа с отрывком из романа И. Шмелева «Лето Господне»;
- Работа с репродукциями художников;
А) Выступление искусствоведов;
Б) Беседа по репродукциям; - Подведение итогов урока;
- Объяснение домашнего задания;
- Просмотр отрывка из художественного фильма «Сибирский цирюльник».
Ход урока
Ой, да красна ты, Русь, чудо умельцами,
Да многоводностью, да не наглядностью,
Да богатырской силой и доблестью!
Не погубить тебя, не покорить!
Ой, родная Русь, прими ты здравницу!
Вечно жить тебе да славиться!
1. Слово учителя.
Дорогие ребята, плох тот народ, то не знает своей истории и своих традиций. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки: «Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?». Да, вы правы – блин.
- А символом какого праздника является блин? (Масленицы)
- Что вы знаете о Масленице? (Ответы детей)
- Нет в русской традиции праздника более веселого, яркого и бесшабашного, чем Масленица. Он находится на стыке двух времен года и двух миров – зимы и весны. Это праздник проводов зимы и встречи весны. На Масленицу (правильно говорить на Масленицу, а не в Масленицу) веселились, ели блины, причем у каждой хозяйки был свой излюбленный рецепт, катались на тройках лошадей, ходили смотреть представления в балаган. Долгое время этот праздник не отмечался. Но те времена прошли, и сейчас вновь он празднуется с размахом.
2. Выступление историков.
- Масленица относится к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть календаря. Срок ее проведения зависел от даты главного христианского праздника Пасхи. Празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и предшествовало началу великого поста. Первое упоминание об этом празднике встречается в 1090 г. Масленичные обряды должны были приблизить наступление теплых дней, обеспечить богатый урожай и достаток в домах. Каждый день Масленицы имеет своё название, за каждым закреплены определенные действия и правила поведения.
Понедельник - встреча - Открывать праздничную неделю отправляют ребятишек. Они сооружали снежные горки, катались с них на санях, рогожках. Из тряпок делали фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В руки ей давали веник и блин – главные символы Масленицы.
- Уже с понедельника начинают печь блины и ходить друг к другу в гости. Первый испеченный на Масленичной неделе блин – за упокой, его надо положить на подоконник для душ умерших родственников.
Вторник - заигрыши - Больше всех внимания и почестей на Масленицу – молодоженам. Они, нарядные, почаще должны выходить на люди, наносить визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Пары, поженившиеся в этом году, обязательно должны скатиться с горы вместе.
Среда - лакомка - В этот день тещи пекут блины и приглашают к себе зятьев.
- Кто такая теща? Кто такой зять? Давайте ответ найдем в словаре Ожегова.
Четверг - разгул - С четверга праздничный разгул развертывается во всю ширь. В старину всем миром выходили на кулачные бои, конские бега, возведение и взятие снежного городка.
- В наше время люди предпочитают ходить в боулинг, в цирк, покататься наперегонки на лыжах, на коньках в Ледовом Дворце, просто поиграть в снежки.
Пятница – тещины вечера, вечерки - В этот день зятья приглашают своих тёщ к себе. Причём все продукты и утварь для званого обеда тёща доставляет любимому зятю накануне, и зятя это не должно обижать.
Суббота – золовкины посиделки - Этот день всегда считался семейным. Молодые невестки принимали у себя родных и одаривали золовок подарками.
- Кто такая золовка? Давайте ответ найдем в словаре Ожегова.
Воскресенье – прощеный день - Последний день – проводы Масленицы. На горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Готовят дрова для костра – жечь Масленицу. У костра поют песни, угощают блинами и лакомствами. В костер кидают блины в залог того, чтобы в следующем году снова веселиться на Масленицу.
- Для детей пекут жаворонков, с которыми они с высоких горок зазывают раннюю и тёплую весну.
- В преддверии Великого поста в Прощёное воскресенье, чтобы очиститься от всего греховного, приветствуйте друг друга поцелуем и просите прощения за все причиненные обиды и неприятности:
- Прости меня, пожалуйста!
- Бог тебя простит. - Считается, что человек, проведший масленичную неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года. Так что ешьте блины, весело провожайте зиму, жгите чучело и будьте счастливы!
- Пришло время с Масленицей проститься,
И друг другу повиниться.
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.
3. Работа с текстом повести «Лето Господне» И.С. Шмелева.
- Эта повесть мемуарно-биографического жанра. Вы уже читали «Детство», «Отрочество» Льва Толстого, «Детские годы Багрова-внука» Аксакова.
Основа произведения – впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие. Мальчику – главному герою – отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным.
- Когда я прочитала произведение, то поняла, что я мало знаю о тех традициях праздника, что существовали. Мне очень понравилась глава «Масленица», особенно отрывок о прощеном воскресенье. (Чтение отрывков из главы)
Я поняла, как автор тонко чувствовал психологию ребенка, да и взрослого человека, показывая, что самое трудное – попросить прощения, покаяться. Сейчас так много говорят о необходимости покаяния, а Шмелев говорит об этом просто, прибегая к юмору, и в то же время как об очень серьезном.
- Каковы ваши впечатления от услышанного?
4. Работа с репродукциями художников.
А) биографическая справка о Б. Кустодиеве.
Родился в 1878 г.в Астрахани, на Волге, в семье весьма скромного достатка. Родные готовили ему путь священника. Борис был отдан в обучение сначала в духовное училище, а потом в семинарию. В 1896 г поступает в Петербургскую Академию художеств, учителем становится Репин, заметивший дарование ученика, и пригласил в помощники.
Старая русская жизнь привлекает Бориса Михайловича. Он пишет то, что видел, он развертывает многофигурные композиции – «Ярмарка», «Купчиха», Красавица. Живопись его становится все более нарядной и красочной. Своеобразным итогом стала его «Масленица» (1916 г), показывающая роскошную картину русского праздника в провинциальном городе.
Последние 15 лет творческой жизни художника были отягощены неизлечимой болезнью, был прикован к постели. И все-таки в эти годы он создал свои шедевры, вошедшие в историю русской живописи славной и прекрасной страницей. Умер в 1927 г.
- Какие чувства вызывает картина?
Б) Биографическая справка о К. Коровине.
Константин Алексеевич родился в 1861 г. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у Саврасова и Поленова. Деятельность Коровина распадается на 2 периода. Лучшие ранние работы отличаются непосредственностью и поэтичностью образа, богатством и тонкостью колорита, свежестью живописи. («У балкона. Испанки Леонора и Ампара» 1886 г, «Зимой» 1894 г. В своих пейзажах этого периода Коровин создавал правдивые образы родной природы.
Особенно плодотворной была деятельность Коровина в музыкальном театре, начиная с частной оперы Саввы Мамонтова. Лучшие его декорационные произведения представляли собой яркие, красочные зрелища, эмоционально связанные с музыкальной тканью театра. В них Коровин выступал совместно с композитором и исполнителями как подлинный соавтор спектакля. В поздний период он постепенно перешел в своей станковой (серия «Парижские бульвары»), а впоследствии и в декорационной живописи к импрессионизму. Его творчество утратило жизненную, национальную основу, приобрело упаднический характер. Умер Коровин в эмиграции.
- Какие чувства вызывает картина?
- А как проходит Масленица в нашем селе? (Фотографии о селе)
5. Подведение итогов урока. Беседа.
- Какой день вчера? Как вы его отмечали?
6. Объяснение домашнего задания.
- К следующему уроку вы должны будете написать сочинение. Как вы думаете, в каком стиле нужно будет писать? (В художественном)
- Что характерно для художественного стиля? (Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. Он может использовать средства других стилей)
- Какой тип речи предпочтительнее? (Повествование с элементами описания)
- Что такое повествование? (Повествование - рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом …и наконец) Построение текста:
- вступление (экспозиция – сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло),
- завязка (момент, с которого начинается событие),
- основная часть (развитие действия),
- кульминация (момент наивысшего накала событий),
- развязка (окончание в развитии событий).
К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?
- Что такое описание? (Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста:
- зачин (общее представление предмета),
- срединная часть (перечисление отличительных признаков),
- концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков) К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?
- Как сочинение можно начать?
(Масленица – один из моих любимых праздников…
Мой любимый праздник – Масленица…
В нашей семье все любят Масленицу)
- Что будем писать в основной части? Как его продолжим? (Описание дней, что мы в эти дни делали)
- Что мы напишем в конце?
(Думаю, что в этом году я удачно провел (а) Масленицу…)
7. Просмотр фрагмента из фильма «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова (кадры из которого использованы и в презентации)
- Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Помог ли наш урок понять его смысл?
Библиография
- Ломова Т.М. Встреча с личностью. И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями. 5 класс. Литература в школе №4, 1998 – с. 133 - 135
- Лаврова, С.В. Образ красоты в повести Ивана Шмелева «Лето Господне». 11 класс. Литература в школе №3 1997 С. 111 – 114
- Шмелев И.С. Лето Господне / Предисл М.Михайлова. – М.: Мол. Гвардия, 1991. – 653 с., т.2
- Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – С.333 – 337
- Смык, И. Приглашаем на блины! // Мой ребенок февраль 2007 С. 158 – 160
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Ходякова, Л.А. Сочинение по картине в 7 классе.- М. Астрель, 2007.