Урок развития речи. Подготовка к сочинению по личным впечатлениям

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Обучающая:Рассказать учащимся о крестьянском празднике Масленица, о традициях его проведения на Руси и в селе Кузнецово РМЭ; познакомить с работами, написанными известными художниками и изображающими празднование Масленицы;
  • Развивающая:Продолжить формирование навыков развития речи, выразительного чтения отрывка из произведения И.С. Шмелева «Лето Господне»,
  • Воспитательная:Воспитывать через творческую активность учащихся духовность, понимание прекрасного; любовь и уважение к традициям своего народа.
  • Педагогическая:Совместное целеполагание, развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта,

Методы и приёмы:

  • Рассказ учителя;
  • Пересказ учеников,
  • выразительное чтение;
  • работа с иллюстрациями.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска,
  • презентация «Масленица».
  • репродукции художников Коровина К.А, Кустодиева Б.М.,
  • портрет И.С. Шмелева;
  • отрывок из романа И.С. Шмелева «Лето Господне»;
  • Фильм Н. Михалкова «Сибирский цирюльник».

Доска: девиз «Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!»

План урока:

  1. Слово учителя;
  2. Выступление знатоков;
  3. Работа с отрывком из романа И. Шмелева «Лето Господне»;
  4. Работа с репродукциями художников;
    А) Выступление искусствоведов;
    Б) Беседа по репродукциям;
  5. Подведение итогов урока;
  6. Объяснение домашнего задания;
  7. Просмотр отрывка из художественного фильма «Сибирский цирюльник».

Ход урока

Ой, да красна ты, Русь, чудо умельцами,
Да многоводностью, да не наглядностью,
Да богатырской силой и доблестью!
Не погубить тебя, не покорить!
Ой, родная Русь, прими ты здравницу!
Вечно жить тебе да славиться!

1. Слово учителя.

Дорогие ребята, плох тот народ, то не знает своей истории и своих традиций. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки: «Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?». Да, вы правы – блин.

- А символом какого праздника является блин? (Масленицы)

- Что вы знаете о Масленице? (Ответы детей)

- Нет в русской традиции праздника более веселого, яркого и бесшабашного, чем Масленица. Он находится на стыке двух времен года и двух миров – зимы и весны. Это праздник проводов зимы и встречи весны. На Масленицу (правильно говорить на Масленицу, а не в Масленицу) веселились, ели блины, причем у каждой хозяйки был свой излюбленный рецепт, катались на тройках лошадей, ходили смотреть представления в балаган. Долгое время этот праздник не отмечался. Но те времена прошли, и сейчас вновь он празднуется с размахом.

2. Выступление историков.

  • Масленица относится к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть календаря. Срок ее проведения зависел от даты главного христианского праздника Пасхи. Празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и предшествовало началу великого поста. Первое упоминание об этом празднике встречается в 1090 г. Масленичные обряды должны были приблизить наступление теплых дней, обеспечить богатый урожай и достаток в домах. Каждый день Масленицы имеет своё название, за каждым закреплены определенные действия и правила поведения.
    Понедельник - встреча
  • Открывать праздничную неделю отправляют ребятишек. Они сооружали снежные горки, катались с них на санях, рогожках. Из тряпок делали фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В руки ей давали веник и блин – главные символы Масленицы.
  • Уже с понедельника начинают печь блины и ходить друг к другу в гости. Первый испеченный на Масленичной неделе блин – за упокой, его надо положить на подоконник для душ умерших родственников.
    Вторник - заигрыши
  • Больше всех внимания и почестей на Масленицу – молодоженам. Они, нарядные, почаще должны выходить на люди, наносить визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Пары, поженившиеся в этом году, обязательно должны скатиться с горы вместе.
    Среда - лакомка
  • В этот день тещи пекут блины и приглашают к себе зятьев.
  • Кто такая теща? Кто такой зять? Давайте ответ найдем в словаре Ожегова.
    Четверг - разгул
  • С четверга праздничный разгул развертывается во всю ширь. В старину всем миром выходили на кулачные бои, конские бега, возведение и взятие снежного городка.
  • В наше время люди предпочитают ходить в боулинг, в цирк, покататься наперегонки на лыжах, на коньках в Ледовом Дворце, просто поиграть в снежки.
    Пятница – тещины вечера, вечерки
  • В этот день зятья приглашают своих тёщ к себе. Причём все продукты и утварь для званого обеда тёща доставляет любимому зятю накануне, и зятя это не должно обижать.
    Суббота – золовкины посиделки
  • Этот день всегда считался семейным. Молодые невестки принимали у себя родных и одаривали золовок подарками.
  • Кто такая золовка? Давайте ответ найдем в словаре Ожегова.
    Воскресенье – прощеный день
  • Последний день – проводы Масленицы. На горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Готовят дрова для костра – жечь Масленицу. У костра поют песни, угощают блинами и лакомствами. В костер кидают блины в залог того, чтобы в следующем году снова веселиться на Масленицу.
  • Для детей пекут жаворонков, с которыми они с высоких горок зазывают раннюю и тёплую весну.
  • В преддверии Великого поста в Прощёное воскресенье, чтобы очиститься от всего греховного, приветствуйте друг друга поцелуем и просите прощения за все причиненные обиды и неприятности:
    - Прости меня, пожалуйста!
    - Бог тебя простит.
  • Считается, что человек, проведший масленичную неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года. Так что ешьте блины, весело провожайте зиму, жгите чучело и будьте счастливы!
  • Пришло время с Масленицей проститься,
    И друг другу повиниться.
    Все обиды и ссоры простить,
    Чтоб красиво и честно зажить.

3. Работа с текстом повести «Лето Господне» И.С. Шмелева.

- Эта повесть мемуарно-биографического жанра. Вы уже читали «Детство», «Отрочество» Льва Толстого, «Детские годы Багрова-внука» Аксакова.

Основа произведения – впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие. Мальчику – главному герою – отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным.

- Когда я прочитала произведение, то поняла, что я мало знаю о тех традициях праздника, что существовали. Мне очень понравилась глава «Масленица», особенно отрывок о прощеном воскресенье. (Чтение отрывков из главы)

Я поняла, как автор тонко чувствовал психологию ребенка, да и взрослого человека, показывая, что самое трудное – попросить прощения, покаяться. Сейчас так много говорят о необходимости покаяния, а Шмелев говорит об этом просто, прибегая к юмору, и в то же время как об очень серьезном.

- Каковы ваши впечатления от услышанного?

4. Работа с репродукциями художников.

А) биографическая справка о Б. Кустодиеве.

Родился в 1878 г.в Астрахани, на Волге, в семье весьма скромного достатка. Родные готовили ему путь священника. Борис был отдан в обучение сначала в духовное училище, а потом в семинарию. В 1896 г поступает в Петербургскую Академию художеств, учителем становится Репин, заметивший дарование ученика, и пригласил в помощники.

Старая русская жизнь привлекает Бориса Михайловича. Он пишет то, что видел, он развертывает многофигурные композиции – «Ярмарка», «Купчиха», Красавица. Живопись его становится все более нарядной и красочной. Своеобразным итогом стала его «Масленица» (1916 г), показывающая роскошную картину русского праздника в провинциальном городе.

Последние 15 лет творческой жизни художника были отягощены неизлечимой болезнью, был прикован к постели. И все-таки в эти годы он создал свои шедевры, вошедшие в историю русской живописи славной и прекрасной страницей. Умер в 1927 г.

- Какие чувства вызывает картина?

Б) Биографическая справка о К. Коровине.

Константин Алексеевич родился в 1861 г. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у Саврасова и Поленова. Деятельность Коровина распадается на 2 периода. Лучшие ранние работы отличаются непосредственностью и поэтичностью образа, богатством и тонкостью колорита, свежестью живописи. («У балкона. Испанки Леонора и Ампара» 1886 г, «Зимой» 1894 г. В своих пейзажах этого периода Коровин создавал правдивые образы родной природы.

Особенно плодотворной была деятельность Коровина в музыкальном театре, начиная с частной оперы Саввы Мамонтова. Лучшие его декорационные произведения представляли собой яркие, красочные зрелища, эмоционально связанные с музыкальной тканью театра. В них Коровин выступал совместно с композитором и исполнителями как подлинный соавтор спектакля. В поздний период он постепенно перешел в своей станковой (серия «Парижские бульвары»), а впоследствии и в декорационной живописи к импрессионизму. Его творчество утратило жизненную, национальную основу, приобрело упаднический характер. Умер Коровин в эмиграции.

- Какие чувства вызывает картина?

- А как проходит Масленица в нашем селе? (Фотографии о селе)

5. Подведение итогов урока. Беседа.

- Какой день вчера? Как вы его отмечали?

6. Объяснение домашнего задания.

- К следующему уроку вы должны будете написать сочинение. Как вы думаете, в каком стиле нужно будет писать? (В художественном)

- Что характерно для художественного стиля? (Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. Он может использовать средства других стилей)

- Какой тип речи предпочтительнее? (Повествование с элементами описания)

- Что такое повествование? (Повествование - рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом …и наконец) Построение текста:

  • вступление (экспозиция – сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло),
  • завязка (момент, с которого начинается событие),
  • основная часть (развитие действия),
  • кульминация (момент наивысшего накала событий),
  • развязка (окончание в развитии событий).

К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?

- Что такое описание? (Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста:

  • зачин (общее представление предмета),
  • срединная часть (перечисление отличительных признаков),
  • концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков) К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?

- Как сочинение можно начать?

(Масленица – один из моих любимых праздников…

Мой любимый праздник – Масленица…

В нашей семье все любят Масленицу)

- Что будем писать в основной части? Как его продолжим? (Описание дней, что мы в эти дни делали)

- Что мы напишем в конце?

(Думаю, что в этом году я удачно провел (а) Масленицу…)

7. Просмотр фрагмента из фильма «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова (кадры из которого использованы и в презентации)

- Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Помог ли наш урок понять его смысл?

Приложение

Библиография

  1. Ломова Т.М. Встреча с личностью. И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями. 5 класс. Литература в школе №4, 1998 – с. 133 - 135
  2. Лаврова, С.В. Образ красоты в повести Ивана Шмелева «Лето Господне». 11 класс. Литература в школе №3 1997 С. 111 – 114
  3. Шмелев И.С. Лето Господне / Предисл М.Михайлова. – М.: Мол. Гвардия, 1991. – 653 с., т.2
  4. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – С.333 – 337
  5. Смык, И. Приглашаем на блины! // Мой ребенок февраль 2007 С. 158 – 160
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  7. Ходякова, Л.А. Сочинение по картине в 7 классе.- М. Астрель, 2007.