Цель:
- Повторение и обобщение знаний о прилагательном и его грамматическим признакам.
- Формирование умения использовать в речи имена прилагательные.
- Развивать орфографическую зоркость у учащихся.
- Прививать любовь к русскому языку. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок обобщение.
Вид урока: дидактическая игра.
Оборудование:
- алгоритмы;
- сигнальные карточки;
- грамзапись «голоса птиц»;
- карточки разноуровневые;
- наглядные пособия к сказке;
- таблицы;
- костюмы сказочных героев;
- выставка книг, рисунков о весне.
Методы и приемы обучения: диалогический и эвристический.
- фронтальная работа;
- оперативная форма проверки знаний (спецкарточки);
- демонстрация наглядных пособий;
- работа в бригадах;
- работа в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Я рада приветствовать вас ребята и наших гостей.
Девизом нашего урока будут слова:
И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь.
- Мы с вами закончили изучать тему. Кто мне скажет какую? (Имя прилагательное). Сегодня к нам на урок пожаловало Имя прилагательное и оно хочет узнать хорошо ли усвоили тему? Вместе с прилагательным мы с вами отправляемся в заочное путешествие в весенний лес. Как вы думаете, кого встретило прилагательное в первую очередь? (Весну).
- Здравствуй, Весна! – сказало Имя прилагательное. – Какая ты нежная, красивая, нарядная!
- Прилагательное, а ты знаешь какой сейчас весенний месяц? (Нет).
- Давайте поможем прилагательному. Расскажите, что вы знаете о марте месяце?
Март – слово нерусское, пришло к нам из Византии. Наши предки называли этот месяц «сухим», так как мало осадков, протальник, капельник – из-за таяния снегов. Март – время прилета птиц, поэтому его называли еще «грачевником». Снег в марте считается благодатным. Вода из него целебной.
- Прилагательному и Весне интересно, а какое домашнее задание вы выполняли?
Командиры рядов отчитываются о домашней работе.
- I ряд сделал книгу весны в стихах;
- II ряд сделал книгу весны в загадках;
- III ряд сделал книгу весны в народных приметах.
II. Чистописание.
- Ребята, вы умеете аккуратно и грамотно писать? Составьте упражнение для минутки чистописания, используя окончания имен прилагательных.
- I ряд – ж.р. – ая, яя; нижнее соединение.
- II ряд – м.р. – ой, ый, ий; верхнее соединение.
- III ряд – ср.р. – ое, ее; среднее соединение.
Показываю табличку со словом зелень. Преобразуйте это слово в имя прилагательное. Составьте с этим словом словосочетание и запишите.
- I ряд – ж.р. – зеленая (трава)
- II ряд – м.р. – зеленый (лес)
- III ряд – ср.р. –зеленое (поле).
III. Словарная работа.
Прилагательное замечает грача.
- Ой, ребята, кто это? (грач).
а) Я грач, перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива.
- Образуйте прилагательные от данных существительных, запишите прилагательные с походящими по смыслу существительными, выделите окончания прилагательных. Учитель показывает таблички.
Комментируют по одному слову из каждого ряда.
р…стение – растительный мир,
праз…ник – праздничный торт, праздничное событие,
…сина – осиновый лист. - Даю признак предмета, а вы по признаку отгадайте, какое словарное слово я загадала, и запишите его.
а) высокая, стройная, белоствольная (береза);
б) маленький, любимый, Приднестровский (город);
в) бывает радостное, веселое, горестное (чувство).
Что объединяет все эти три слова? (сущ.). На какие 3 группы их можно разделить? (по родам). Чем отличаются слова? (по правилам).
- Подберите к ним прилагательные и определите их род.
- От чего зависит род имени существительного?
В это время дети работают с разноуровневыми карточками (3 пары).
б) Карточка №1.
Вставь парный согласный, определи род имени прилагательного. Пользуйся алгоритмом №2.
Карточка №2.
Вставь букву, подбери проверочное слово, определи род имени прилагательного, выдели окончание.
Взаимопроверка.
в) У доски.
- синтаксический разбор предложения «В лесу расцвел голубой подснежник»
- Звуко-буквеный разбор слова. Голубой – 7 б, 7 зв.
- Голубой подснежник.
IV. Ой, ребята, а это кто? (заяц)
- Я небольшой зверек из отряда грызунов. Вижу вы устали, давайте отдохнем.
Физ. минутка. Играет музыка, слышны голоса птиц.
- Прислушайтесь к голосам птиц, представьте себе весенний лес и найдите глазами голубую бабочку, зеленую, красную, желтую.
- А кто к нам еще пожаловал? (ёж)
Загадка.
Летом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами. (ёж).
V. Еж дает задание.
Комментированное письмо с творческим заданием (работа в бригадах).
- Напиши грамотно, найди прилагательные, определи род, число, падеж.
Пришла теплая весна. Кругом журчат веселые ручейки. Показалась зеленая травка.
Каждая группа получает карточку (6 групп), в которой надо написать 2 предложения по данным опорным словам, определить род, число прилагательных, выделить правила.
Группы прикрепляют задания у доски.
- Что же у нас с вами получилось? (рассказ).
VI. Физ. минутка.
VII. Игра в парах «Кто больше?» (1 минута).
- Запишите как можно больше словосочетаний прилагательное + существительное.
- I – ж.р.
- II – м.р.
- III – ср.р.
- Что скажет вам само прилагательное, послушаем.
VIII. Инсценировка стихотворения об имени прилагательном.
Пр:
Родилось я с очень покладистым характером,
Но нет у меня ни рода, ни числа, ни падежа.
Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно, грустно.
Сущ: С удовольствием я буду с тобой дружить.
Хором: Вместе дружба, вместе служба.
Пр: Я слово замечательное, -
Сущ: Сказало прилагательное,-
Пр:
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Огни со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
Сущ:
Имя прилагательное мы с тобой дружны
Никак без признаков предметов жить не сможем мы.
IX. Подбор прилагательных.
Хотя уже и весна, но кое-где еще под деревьями может лежать снег. Давайте попробуем описать наиболее точно зимний и весенний снег.
Весенний (девочки): последний, мокрый, грязный, рыхлый, серый.
Зимний (мальчики): искристый, колючий, белый, пушистый, мягкий, свежий.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью имени прилагательного, то можно узнать его и представить себе, даже не видя.
Среди описания зимнего и весеннего снега найдите антонимы: последний – первый; мокрый – сухой; грязный – чистый.
X. Покажи правильный ответ.
Учитель задает вопрос, а дети с помощью разноцветных вееров показывают ответ.
Закончи фразу: см. приложение 1.
XI. Посмотрите, а что это выглядывает из-под снега? (подснежник)
Травянистоерастение с цветкамисветлойокраски, распускающимисясразупослетаянияснега.
А что вы еще знаете, ребята, о подснежнике (занесен в Красную книгу).
А можно ли эти цветы собирать охапками?
Давайте проверим какие вы внимательные.
XII. Опиши своего соседа.
Используя прилагательные, которые обозначают положительные качества человека, опишите своего соседа по парте (каждому выдается цветок с пятью лепестками и дети вписывают положительные качества). Подарите цветок соседу.
XIII. Верно ли мое утверждение (тест, ответы показывают сигнальными карточками).
- Имя прилагательное в единственном числе изменяется только по падежам (нет, еще по родам).
- Имя прилагательное согласуется в роде, числе, падеже с существительным (да).
- Имя прилагательное ж.р. имеет окончание –ой, -ый, -ий (нет).
XIV. Вывод.
Я благодарю вас за работу на уроке. Оцените свое самочувствие:
Я рада, что большинство из вас испытали на уроке радость.
Итог – с помощью какой части речи передается разнообразие нашего мира?
Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.
XV. Домашнее задание.
Выпишите 8 словарных слов существительных и подберите к ним прилагательные, определите род.