Урок чтения в начальной школе по теме «Рассказ по картинке "На рыбалке"»

Разделы: Начальная школа


Цель работы по картинке: Развитие связной и образной речи учащихся.

Основные задачи:

  1. Формирование умения:
    а) делить на части и объединять;
    б) устанавливать причинно - следственные связи.
  2. Развитие воображения и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира.
  3. Пополнение активного словарного запаса (образных характеристик).

План работы: 

  1. Деление картинки на части.
  2. Объединение частей.
  3. Составление образных характеристик с помощью органов чувств.
  4. Параллельная работа со словарем. Составление загадок.
  5. Выстраивание временной последовательности.

Составим рассказ по картинке «На рыбалке» (Рисунок 1 в большем размере)


Рисунок 1

Дпя этого нам потребуются «кинокамеры» (сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок и смотрим через него, да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект). Помогать нам будут волшебники «Дели-Давай» и «Отставай-Забегай»

Дели-двай умеет все на свете, делить на части и объединять. Итак, наводим глазок «камеры» на картинку так, чтобы в нём был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем ихв кружочках на доске. (Рисунок 2)

Дети называют, кто что обнаружил: Одни увидели мальчиков (можно дать им имена: Саша и Ваня), другие – удочку, дерево, лес. Третьи - реку, щуку, камыш, песчаный берег, дальний травянистый берег. Идёт окота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее - этому можно научить потом. Сейчас важно, чтобы было из чего выделять. Когда «камеры» прошлись по картинке слишком поверхностно, на доске нарисован одни берег, а их два и разные, можем спросить: «А берега одинаковые?» «Или дели?» «Они чем-то отличаются?» Оказывается один - ближний песчаный, а другой - дальний – травянистый. «А мальчики чем отличаются?» Первый шаг работы с картинкой сделан.

Приступаем ко 2 - ому шагу. Мы картинку разбили на части, а собрать забыли. Пора наводить порядок, соединять части - в целое. «С чего начать?» «Какие два кружочка мы можем связать между собой?» Кто придумал, подойдите к доске и соедините кружочки линией, с условием, что вы можете обосновать, почему так сделали. Итак, у нас получилось следующее:


Рисунок 2

Ваня и щука: Ваня поймал щуку.

  • Ваня и удочка: Ваня держит удочку.
  • Саша и Ваня: Саша радуется за Ваню, или Саша и Ваня рыбачат.

Пока ничего нового. «Но продолжим — есть ещё желающие?» — «Да!»

  • Дерево и берег: Дерево стоит на берегу.
  • Камыш и вода: Камыш растёт в воде.

Бывает, ребёнок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда: «Что делает один объект с другим?»

  • Щука и удочка. «Что делает щука с удочкой или удочка со щукой?» Щука поймалась на удочку.
  • Лес и река: Река течёт через лес.

Пока дети заняты выявлением связей, они не прислушиваются к нашей просьбе выстраивать предложения в определённом порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! А учитель в это время записывает готовые предложения на доске. Связи между предложениями мы выстроим чуть позже. Нам не понадобилось напоминать детям говорить полными предложениями, вместо нас это сделал Дели-Давай. Основу для рассказа мы подготовили.

Приступаем к 3-ему шагу. Нам не хватает образов. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка ожила в нашем восприятии. На помощь нам приходят наши органы чувств. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочерёдно. Итак, зрение: что мы можем увидеть, какие характеристики, свойства, признаки объектов:

  • «Дальний берег травянистый», а «ближний – песчаный». Дети радостные. «Берёза кудрявая» и т.д.

Чтобы применить другие органы чувств, нам придётся перешагнуть рамки картинки (приём вхождения в картинку) и снова записать ответы детей. — «Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?»

  • «Я слышу, как журчит вода».
  • «Слышу, как ударила (всплеснула) хвостом по воде щука».
  • «Я слышу шум листвы».
  • «Я слышу радостный смех мальчиков».

Каждый кружок, каждая линия является источником всё новых звуков в воображении детей. Остальные три чувства: осязание, обоняние и вкус часто объединяют в один, так называемый кинестетический канал восприятия. Используем и его в работе над картинкой. «Войдите в картинку», «походите тихонько по ней». «Что вы почувствовали?» «Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути». «Что почувствовали теперь?» «Вдохните запах того, что вас окружает». «Попробуйте что-нибудь на вкус»

«Я чувствую, какая прохладная вода, а песок горячий». «Я чувствую, как пахнет свежестью и рыбой». «Я чувствую тепло, мне кажется, надо дорисовать солнышко и т.д.».

Дети получают удовольствие от работы с этой далеко не высокохудожественной картинкой.

Приступаем к 4-му шагу. Параллельно с рассказом делаем копилку образных характеристик. Когда ребёнку для связной речи понадобилось слово доселе неслыханное, узнаём значение новых слов в толковом словаре. Например, «коса» - песчаная отмель реки; леска и горизонт. Вспоминаем слова, рассматривая предметы на рисунках. Используем образные характеристики для составления сравнений, загадок. Сравнение можно провести с помощью волшебника Дели-Давай. Сравнить, например, щуку с карасём. (Делим на части и сравниваем.) Составить загадку можно про любой объект, используя методику А.Нестеренко. Например, мы выбрали подходящую для нашей цели схему загадки, где загадываемый объект описывается вопросами: какая? И что такое же? Запишем вопросы на доске вместе с загадываемым объектом — речкой. Попросим детей ответить на вопросы, и их ответы тоже зафиксируем. Получится следующая запись:

Речка      какая?   Что такое же?
    узкая   лента
    извилистая  змейка
    подвижная   тучка

Если между столбиками поставим слова «но не», загадка будет звучать так: узкая, но не лента, извилистая, но не змейка, подвижная, но не тучка. Дети с радостью составляют и отгадывают загадки. Закончили шаг 4.

Приступаем к 5-омушагу. Для нового взгляда на картинку мы переложим камеру в руки другого волшебника — Отставай-Забегай. Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец рассказа, а так же выстроить все события в нужной последовательности.

Итак, Ваня и Саша рыбачат на реке.

  • «А где они были — отставай! — раньше?»

Раньше они были дома, играли.

  • «Закончили играть и сразу пошли рыбачить? Или мы пропустили какой-то шаг — забегай?»

Пропустили. Сперва они накопали червей, взяли удочки и тогда пошли на реку ловить рыбу.

Кто теперь расскажет все события подробно, не пропуская мелкие шаги — Отставай- Забегай? Наша задача не только учитывать причинно-следственные связи, но и построить интересный рассказ. (Каждый ребёнок выстраивает и пишет свой вариант, а потом всё сравнивается.) Вместе с Забегай потом посмотрим, что будут делать дети после рыбалки. — (Принесут щуку домой и попросят маму сварить уху и т.д).

Итак, обобщим вкратце что мы делали: с помощью волшебника Отставай-Забегай выстраиваем временную последовательность. Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше — до «появления на картинке», что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее предложений

Что даёт нам данная работа? Появляется большая активность, детям интересно. Рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения всегда молчал. Пополняется активный словарный запас. Получает развитие воображение ребёнка, активизируется мыслительная деятельность.