Педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер.
Деятельность людей в различных сферах духовного и материального производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий.
В воспроизводящей деятельности люди, как правило, ничего существенно нового в процесс создания ценностей не вносят, а лишь повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и образцам.
В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят качественные изменения, как в характере, так и в продукции труда.
Одно дело скопировать ту или иную картину, и другое – ее создать. Одно дело овладеть той или иной теорией и другое – внести в эту теорию что-то новое, в науке еще неизвестное.
Нечто подобное наблюдается и в обучении. Учащиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебнике. Пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые я им предлагаю, но могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных вопросов, приобщаться к простейшим исследованиям. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй – творческим.
Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их сужений, выводов и способов деятельности.
Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике.
Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом».
Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребенка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная личность. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность школьников.
Одним из примеров развития интереса к уроку географии и творческого подхода к выполнению проектной работы я предлагаю следующий материал.
Творческое задание по теме «Географическая карта»
«Белые пятна на карте»
6 класс
Цели:
- Обобщить и проверить знания по теме «Географическая карта»;
- Отработать умения и навыки работы с элементами плана местности физической карты;
- Продолжить развитие познавательного интереса к урокам географии и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.
Хорошо быть путешественником – открывать новые земли, давать названия морям, рекам, городам… Жалко, что сегодня уже не осталось на карте «Белых пятен» - неоткрытых земель. А если немного пофантазировать. Представь себе, что ты открыл новый неизвестный остров в океане!
Прежде всего, его надо тщательно изучить, а потом сообщить о своем открытии. Но, чтобы закрепить за собой право первооткрывателя острова, необходимо сообщить о своей находке следующие сведения:
- географические координаты острова;
- название, размеры (приблизительно);
- история открытия острова и описание природы и быта аборигенов (если они там есть);
- представить физическую карту острова, выполненную в масштабе (масштаб каждый выполняет сам в зависимости от размеров острова. Только помните – остров величиной с Америку – это уже не остров, а целый материк!);
- название всех географических объектов: морей, рек, озер, заливов, проливов, течений, гор, равнин, впадин, названия высочайших вершин и т.д.;
- могут быть даны указания (с помощью условного знака, который ты сам придумаешь) о том, где лучше причалить судам, и какие берега опасны для подхода;
- различные высоты, как и на всяких картах, изображаются с помощью цвета (смотри шкалу глубин и высот).
Некоторые правила оформления карт:
- Все названия пишутся печатными буквами, все надписи располагаются горизонтально.
- Водные объекты подписываются синим цветом, а остальные – черным.
- Названия не наползают друг на друга и не мешают друг другу.
- Цвета на карте соответствуют общепринятой шкале глубин и высот.
- Карта оформляется аккуратно, раскрашивается равномерно.
Открывателем новых земель может стать любой желающий.