Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Сопоставлять прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

Орг. момент Сегодняшний урок хотелось бы начать со стихов о частях речи. А вот о каких частях речи, вы ответите прослушав стихи.

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты.

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?

- О каких частях речи говорилось в стихах? Почему?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Сегодня мы будем обобщать знания об именах прилагательных и именах существительных.

Открыли тетради.

Записали число,
Классная работа.

Прочитайте загадку.

Он без рук, он без но…
Из з…мли, пробиться смо…
Вас он летом, в самый зной
Л…дяной поит в…дой.

- Кто догадался, что это? (Родник)

- Что такое родник, какого его лексическое значение?
Родник – водный источник, текущий из глубины земли.

- К слову родник подберите синонимы. (Ключ, источник)

 

Вставим пропущенные буквы в загадке. Какие правила вспомнили?

- Найдите существительные в загадке?
На м/ч мы напишем буквы, которые являются в нашей загадке окончаниями существительных в ед. ч. Какие это буквы?
и  ом  ой
Напишите эту цепочку букв, в указанной последовательности до конца строки.

- Найдите прилагательные в загадке.
Запишите прилагательное ледяной и подберите к нему однокоренные слова.
Ледяной, лед, ледянка, заледенел.

- Почему эти слова являются однокоренными?

Безударные гласные в слова, парные согласные, безударные существительных.
Ребята, нам пришло письмо от Старика Хоттабыча, в котором загаданы словарные слова.
Мы отгадаем слова и запишем их с комментированием с места.
Словарь.

Разберем предложение. Как вы понимаете эту пословицу.
Запишем, вставим пропущенные буквы в пословице.

- Что такое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?

Язык болтуна не доведет до добра.

Физминутка

Я буду называть имена существительные и имена прилагательные, когда услышите прилагательное, прыгайте, когда существительное, бег на месте. Сосчитайте, сколько существительных я назову.
Родня, летом, бумажная, вкусная, кефир, жидкая, длина, длинная, окно, масса (6 сущ.)

 

Открыли учебник стр. 157.
Прочитаем вопрос почемучки.
Итак, какая учебная задача урока?

  1. Что это такое?
  2. Что обозначают?
  3. На какие вопросы отвечают?
  4. Как изменяются? От чего зависит род прилагательного? Когда имена прилагательные изменяются по родам?
  5. Какая из этих частей речи имеет разные типы склонения?
  6. Каким членом предложения чаще всего бывают?

Связаны ли между собой эти части речи в словосочетании, предложении?
Каким образом? (по смыслу)
Итак, выполним упр. 360.

- У каких прилагательных нельзя определить род?

Самостоятельная работа упр. 359 4 словосочетания – 1 в.
4 словосочетания – 2 в.

- Какого рода прилагательные вы употребили? Почему?

- Назовите тему урока?

- Какую учебную задачу мы поставили перед собой?

- Как вы считаете, справились мы или нет с этой задачей?

Оценки за урок.

Д/з стр. 159 упр. 361.

Таблицы

Правило стр. 158