Цели:
- дать представление об атмосфере, познакомить с атмосферными явлениями;
- развивать умение пользоваться термометром, определять температуру воздуха;
- развивать речь, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, расширять кругозор;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Оборудование:
- плакаты с изображением планеты;
- плакаты с атмосферными явлениями (небо, облака, ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза, туман);
- термометры;
- лампа.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Психологический настрой учащихся.
II. Актуализация знаний:
- В какое время года солнце поднимается выше? (Летом)
- В какое время года солнце находится около линии горизонта? (Зимой)
- Во что превращается вода при нагревании и охлаждении? (Пар, лёд)
III. Проблемная ситуация.
- Что вы делаете чтобы не замерзнуть зимой? (Одеваемся тепло)
- Что вы делаете чтобы не получить ожог летом? (Кремом смазываем кожу, носим лёгкую одежду)
Наша планета находится в космосе, это такое огромное пространство, что Земля по сравнению с ним кажется маленьким ребёнком. (Рисунок Земли в одеяле, как младенец.)
Ребята, вы знаете, в космосе царит холод намного более сильный, чем в морозилке. Зато предметы освещённые солнцем нагреваются как в печи.
- Как вы думаете ей холодно или жарко?
- Чтобы вы могли предложить для защиты нашей планеты от холода или жары?
- Придумайте название этому предмету. (Одеяло, щит, оболочка)
- Вы действительно правы, такая защита есть.
- Кто более точно может сказать её название?
- Так как вы думаете о чём будет речь сегодня на уроке? (О защитной оболочке Земли)
- Научное название защитной оболочки - атмосфера.
- Как же будет звучать тема урока: Атмосфера.
Другое название атмосферы - воздушная оболочка.
- Может кто-то слышал?
- Как вы думаете почему воздушная?
IV.Открытие новых знаний.
- Ребята, посмотрите вокруг себя, что необычного вы заметили?
- Давайте закрепим эти рисунки на доске, называя то, что там нарисовано. (Небо, облака, ветер, дождь, мороз, жара, снегопад, гроза, туман);
- Какие это явления? (Природные).
- Они связаны с темой нашего урока? (Да)
- Раз тема урока атмосфера, то явления эти будут атмосферные. Давайте попробуем в них разобраться.
- Какие приборы вы перед собой видите? (Термометр.)
- Что ими можно измерять? (Температуру тела, воздуха в комнате, на улице)
- Ребята, выходя из дома может кто-то посмотрел какая сегодня температура?
- Как вы думаете, что обозначает минус перед цифрой? (Холодная погода)
- Тогда каким знаком можно записать тёплую, жаркую погоду?(+)
- Какой бывает ещё температура?
- Затруднились?
- Об этом мы прочитаем в учебнике стр. 46
- Ребята, кто знает как правильно пользоваться термометром? (Предположения детей)
- Давайте прочитаем, что предлагают авторы в учебнике стр. 46.
- Ребята, вам всем понятно как пользоваться термометром?
V. Первичное закрепление.
- Посмотрите на картинку, какую температура показывает термометр?(+15)
- Как вы думаете тепло это или холодно?
- А что думают об этом герои на рисунке? (Рассуждения детей)
- Работа в группах (перед вами картинки определите и подпишите, какую температуру показывает термометр) (Проверка у доски )
Итак, мы познакомились с одним из атмосферных явлений -температура.
Физминутка.
Положите ватку на ладонь, подуйте.
- Что помогло ватке двигаться? (Воздух)
- Значит воздух это не пустота, раз он движет ватку?
- Как вы думаете к какому атмосферному явлению это можно отнести? (Ветер)
Работа по учебнику стр. 47 читаем.
№2 Индивидуально, с проверкой у доски. (Последняя картинка-затруднение.)
- Проведём эксперимент.
Включим лампу и держим ладонь над лампой на безопасном расстоянии, что вы почувствовали в начале (ничего), через несколько секунд (до ладони доходит теплый воздух).
Вывод - когда воздух нагревается он поднимается вверх.
Работа в учебнике.
- Наши герои Лена и Миша у реки ведут разговор.
- Что спрашивает Лена? (Прочитаем)
- Как вы ответили?
- Что ответил ей старший брат? (Прочитаем)
- Как вы думаете, какой бывает ветер? (Обсуждение)
- Давайте прочитаем об этом в учебнике стр. 48 и узнаем правильно ли наше предположение.
- Какой ветер сегодня на улице? Есть ли такой на картинке?
- Ребята, кто обратил внимание на небо когда шёл в школу?
- Какое оно? (Чистое, ясное, пасмурное, облачное)
- Облачное - это значит покрыто облаками.
Как образуются облака? Стр. 48 №3 работа по картинке (Закрасить)
- Что же такое облака? Из чего они состоят? (Из мельчайших капелек, которые охлаждаются и превращаются в дождь, снег, град.)
- Как одним словом их можно назвать? (Осадки)
- Какие ещё осадки вы знаете? (Роса, иней)
Итак, с какими атмосферными явлениями мы познакомились - облачность, осадки.
VI. Домашнее задание.
Творческое задание: пронаблюдать за атмосферными явлениями о которых мы узнали на уроке, найти стихотворение о любом атмосферном явлении.
VII. Итог урока:
- Какие атмосферные явления мы с вами узнали?
- Для чего это нужно знать?