Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе класса

Разделы: Классное руководство


В настоящее время основной тенденцией развития системы образования России является гуманизация. Гуманистическая модель образования предполагает личностно ориентированное обучение, при этом педагогический процесс направлен на ученика как на личность, с признанием его права на свободное развитие, на проявление своих способностей. В связи с этим воспитание как первостепенный приоритет в образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Ведь именно в школе реализуется целостное гармоническое развитие личности учащегося, т.е. формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию, творчеству.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: «Школа – важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».
На современном этапе развития общества четко просматривается тенденция пересмотра человеческих ценностей, из которых на первый план выходит одна из самых актуальных и важнейших ценностей человека – его личное здоровье. Сейчас в России реализуется приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, основной целью которого является укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Глобальность проблемы здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологии – науки о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея валеологической работы в школе – формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё.
Сохранение здоровья школьников является актуальной задачей стоящей перед современной школой. Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Поэтому создание программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических, психологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами, является задачей государственной важности.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля.

Исходя из вышеизложенного, программы по обучению школьников здоровому образу жизни должны быть, направлены на:
- улучшение их собственного физического и психического состояния;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, гак и здоровью окружающих;
- сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

Становится ясным, что без целенаправленной работы с подструктурой субъективного отношения к здоровью, все усилия педагогов по формированию у школьников представлений о здоровом образе жизни, а также обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения - могут оказаться мало эффективными.
В настоящее время решение проблемы сохранения и развития здоровья детей в системе образования становится актуальным не только для родителей, но и для педагогического коллектива образовательного учреждения. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагополучной динамике основных показателей здоровья детей. На эту динамику оказывают влияние множество факторов: экологическое состояние окружающей среды, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг и, конечно, отсутствие системы сохранения и развития здоровья учащихся, что делает заметным неблагоприятное влияние воспитательно-образовательного процесса. Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это должно определить стратегию деятельности классного руководителя по проблеме здоровья учащихся. В школе, прежде всего, учат. Педагогическому коллективу необходимо перестроить свою деятельность таким образом, чтобы проявлялась забота о здоровье учащихся. Но, может быть, не в традиционном понимании, когда обеспечивается соблюдение только гигиенических требований к организации образовательного процесса, а путем создания в образовательном учреждении условий, гарантирующих сохранение и развитие здоровья. К сожалению, все больше и больше детей начинают обучаться в школе с уже имеющимися заболеваниями, в том числе и хроническими.

Проанализировав результаты медицинского осмотра учащихся, количество заболевших учащихся в межсезонье, в моем 5 «В» классе,  пришла к выводу уделять внимание просветительской работе и пропаганде здорового образа жизни. При составлении плана воспитательной работы с классом, был включен блок «Наш путь к здоровью» с целью: 
показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Необходимо не просто “загрузить” их информацией (даже очень полезной), но и привлечь как можно большее количество учащихся класса  к проблеме сохранения и развития здоровья. Совместно с родителями, которые активно помогают и поддерживают меня, разрабатываем и проводим выходные дни на природе, спортивные мероприятия внутри классного коллектива. С целью сохранения и укрепления здоровья ребят класса были проведены и разработаны валеологические беседы: «Суд над сигаретой», «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», «В здоровом теле», «Закаливание» и другие. Общешкольные мероприятия мы проводим именно в лесу – спортивные соревнования, туристический слет, Зарница, День здоровья. Совместно с медицинской сестрой поликлиники №5 разработаны советы для родителей.

Я хотела бы остановиться на вопросе физкультурно-экологического образования учащихся. И хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. В качестве доступного средства формирования экологической этики у ребят и укрепления здоровья можно рекомендовать туристические походы.

Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края. А изучение родного края – это прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Ведь как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение природы, населения, экологии лицом к лицу. Не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми и специалистами.

Задачи:

  • Формирование интереса к путешествиям, приобщение к романтике походной жизни.
  • Воспитание активной, творческой личности, стремящейся к гармонии с собой, с другими людьми и с природой.
  • Формирование у ребенка уверенности в своих силах, поддержка увлеченности туризмом.
  • Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей.
  • Формирование навыков правильного поведения на улице, в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.

Экологический туризм сегодня понимается как активный и познавательный отдых людей в естественных природных условиях, организуемый с целью удовлетворения эстетических, этических и духовных потребностей человека и восстановления его здоровья, с учетом интересов сохранения природы, культурного наследия и социально-экономического развития территорий. Совместно с приморской лигой ходьбы «Женьшень» совершили увлекательное путешествие на Шкотовское плато, где расположены наиболее крупные в районе водопады. В истоках ручья Тигрового находится водопад высотой 14 метров, а на ручье Левый Горбатов – 16 метров. Чуть ниже по течению реки мы увидели огромные шестигранные базальтовые столбы, образующие стену. Они смотрятся как творение сказочных гигантов.

Совершили экскурсию в ущелье Щеки Дарданеллы, находящиеся на южных склонах хребта Пржевальского, где расположились каменные башни, столбы и замки: змея Горыныча, Кощея бессмертного, Принцессы Дарданеллы, голова спящего Рыцаря, зуб бабы Яги, поселение древних людей и с юга площадка инопланетян, Замок Луны. Частная Южно-корейская  грибная ферма. Памятник Мише Попову, ординарцу Сергея Лазо.
В Хасанском районе побывали на не  менее знаменитых Кравцовских водопадах. Это целый каскад из пяти водопадов (Дикая Пасть, Каменная чаша, Хрустальный, Ступенчатый и Малыш), где вода уступами падает вниз с высоты нескольких метров.
Вблизи села Многоудобного на горе располагаются две пещеры – Серебряная и Дракона. В обеих пещерах некогда жили древние люди. В этом мы убедились, рассмотрев наскальные изображения.

Кроме увлекательных путешествий по Приморскому краю  с лигой ходьбы «Женьшень» мы сотрудничаем с Приморским краевым центром детско-юношеского туризма и экскурсий. Стало традицией ежегодно на летних каникулах  под  руководством Олейникова Александра Витальевича совершать увлекательное путешествие по Китаю. Так лето 2002 года – Харбин, лето 2004 года – Далянь – Шэньян, лето 2005 года – Хунчунь – Янцзы – Чанбайшань (Священные горы, озеро Тяньчи, образованное в каньоне кратера вулкана), лето 2006 года – Шэньян – Бенси – Аньшань, где проходил Международный фестиваль садово-паркового искусства. На фестивале нашу страну представлял город Иркутск. Кроме того, летом 2003 года  мы жили на берегу озера Байкал, а в январе  2004 года – побывали  в Санкт-Петербурге.

В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива. В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы.

Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах.
В целом туризм дает детям:

  •  радостные переживания (эмоциональность);
  • любопытную, полезную информацию (познавательность);
  • укрепление здоровья;
  • физическое развитие;
  • яркие впечатления;
  • разного рода полезные умения, навыки.

Следует подчеркнуть, что туристические походы – сложный педагогический процесс, требующий соблюдения методических правил и требований, связанных с подготовкой, проведением и завершением путешествия. На занятиях туризмом школьники учатся чувствовать природу, а чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Поэтому без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления эстетического отношения к природе, разумного ограничения собственных потребностей для сохранения окружающей среды во всей ее целостности. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, ведь если будет здорова природа, то будем здоровы и мы.
Личным примером стараюсь показать значение закаливания для сохранения здоровья, так с мая 2004 года занимаюсь моржеванием, пропагандирую здоровый образ жизни. В октябре 2006 года присоединилась семья Димы Бабенко. По настоящее время купаются в реке и мама, и папа, и сам Дима.

На зимних каникулах, во внеучебное время катаемся с ребятами на коньках, организую и принимаю активное участие в проведении подвижных игр на люду.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.