Урок искусства во 2-м классе "Украшение и фантазия"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:
- развивать у детей эстетическое восприятие, творчество, чувство ритма, цвета;
- прививать любовь к народному искусству;
- упражняться в приёмах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка) знакомые декоративные элементы;
- формировать  умения  составлять узоры  с простым чередованием ритма;
- развивать творческие способности ребят, фантазию;

Оборудование:акварель, гуашь, мелки, бисер, кисть, баночка с водой, клей ПВА, пластилин, палитра; вырезанные из цветной  бумаги юбка, рубашка, сапоги, блузка, косынка; слайды с образцами украшений; мультимедиа проектор; экран.

Межпредметная связь: кубановедение, окружающий мир.

План урока.

  1. Проверка организации рабочих мест.
  2. Красота окружающего мира в картинках (слайды 2 – 8)
  3. Оживление в памяти характерных особенностей всех изученных видов росписи (слайды 9-14)
  4. Демонстрация основных элементов украшения.
  5. Знакомство с украшениями в одежде кубанского народа (слайды 15 – 20)
  6.  Объяснение нового материала.
  7. Самостоятельная работа детей.
  8. Выставка нарядов казака и казачки. Итог урока.

Ход урока

1. Проверка организации рабочих мест.

- Ребята, давайте проверим, всё ли у нас есть на парте, чтобы прикоснуться к прекрасному?
- за парты первого  ряда  сели те, кто любит рисовать акварелью, значит у вас должны быть акварельные краски, кисть, вода, палитра;
- за парты второго  ряда  сели те, кто любит мелки и гуашь, значит вам необходима вода, кисть и гуашь либо мелки;
- на третьем ряду собрались мастера по бисеру, у них на столе бисер, клей, кисть, тряпочка.
Итак, все к работе готовы!

2. Красота окружающего мира в картинках.

Тема нашего урока: «Украшение и фантазия». Задачи урока (учитель зачитывает задачи урока).

- Ребята, мы с кисточкой сегодня были в школьном дворе и вот какие чудеса увидели:
Приложение

3. Оживление в памяти характерных особенностей всех изученных видов росписи.

- скажите, что помогает людям создавать украшения? (природа)
- правильно, природа всегда помогала людям находить и создавать шедевры.
- Скажите, а для чего люди украшают одежду, жилища, предметы быта?
(выслушиваются ответы детей).
- Мы познакомились со многими видами росписи. Попробуйте угадать, элементы какой росписи перед вами. Внимание на экран! Приложение

- кто может назвать, элементы какой росписи перед вами?
( Хохломская роспись).
- Правильно!

- А теперь что вы видите? ( Вологодское кружево).
- Правильно!

- Элементы какой росписи представлены? (Гжель)
- Молодцы!

- А сейчас узнаете? (Павлово-Посадские платки).
- Да, это Павлово-Посадские платки.

- А это что? (Дымковская игрушка)
- Очень хорошо! Вы узнали все виды росписи, с которыми знакомились!

4. Демонстрация  основных элементов украшения

- Ребята, когда мы знакомились с различными видами росписи, то заметили, что все они основаны на одних и тех же приёмах рисования:
- всей кистью;
- концом кисти;
- прикладыванием или примакиванием;
- приёмом тычка;
- Кто из вас может показать нам  один из приёмов?
(дети выходят к доске и объясняют и показывают  выбранный приём).

5. Знакомство с украшениями в одежде кубанского народа.

- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по родному краю. А вы знаете в каком крае мы живём?
(В Краснодарском крае).

- Да, наш край населяют казаки, казачки и такие веселые и озорные казачата, как вы! 
-Давайте рассмотрим, какие наряды они носили:

Давайте рассмотрим костюм казачки:
Юбок было несколько, самую нижнюю называли «спидница», носили юбки так, чтобы было видно нижнюю -  расшитую кружевами.
Кофты «кирасы» были короткие, до пояса, застёгивались на большое количество пуговиц. Украшением служили оборки, кружева и тесёмки, а также разноцветные бусы.
Важнейшая деталь женского костюма – фартук черного или белого цвета с оборками и кружевами на нём.
Наряд казачки дополняли черные или красные лакированные сапожки  на каблучке.
А теперь посмотрим на казака:
Казачий наряд состоял из военной и повседневной одежды.
Перед нами казак в военной форме. Она состояла из большого числа элементов: черкески – узкого длинного кафтана чёрного, красного или иного цвета, затянутого в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди.
На черкеске обязательно находятся газыри – дополнительный патронташ на груди.
Головной убор казака – папаха. Папаха являлась надёжным местом, в котором казак хранил приказы, ценные бумаги, иконки.
Сапоги у казаков были разные, но все же мужчины предпочитали ичиги – мягкие сапоги без каблуков, поверх которых иногда надевали чирики (туфли – калоши).
Башлык – это съёмная деталь костюма. Он похож на капюшон. Украшали его тесьмой, пуговками.
Бурка – это своеобразная накидка без проемов для рук, изготовленная особым образом из овечьей шкуры.
К повседневной одежде относится рубаха – косоворотка и штаны – шаровары.

6. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы будем выполнять не просто растительные узоры, а добавлять свою неистощимую фантазию. Каждый ряд будет украшать одежду для своего героя: 1 ряд – будет наряжать мальчика и работать они будут акварелью; 2 ряд – будет наряжать девочку и будет работать гуашью; а 3 ряду достаётся трудная работа – наряжать казачку! И  работать они будут бисером.
- Распределяйте обязанности в парах и приступайте к работе. Вы можете использовать любые знакомые узоры, потому что сегодня на уроке господствует фантазия! В конце урока мы будем наряжать наших  героев и любоваться плодами вашего труда.

7. Самостоятельная работа детей.

8. Выставка нарядов казака и казачки. Итог урока.

- Что же помогает людям создавать прекрасное, откуда люди берут элементы росписи? (из природы)
- Что же нам нужно беречь, охранять? ( Нам нужно охранять природу).
- Для чего нужно людям украшение? (ответы детей).