Задачи урока:
- развивать у детей эстетическое восприятие, творчество, чувство ритма, цвета;
- прививать любовь к народному искусству;
- упражняться в приёмах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка) знакомые декоративные элементы;
- формировать умения составлять узоры с простым чередованием ритма;
- развивать творческие способности ребят, фантазию;
Оборудование:акварель, гуашь, мелки, бисер, кисть, баночка с водой, клей ПВА, пластилин, палитра; вырезанные из цветной бумаги юбка, рубашка, сапоги, блузка, косынка; слайды с образцами украшений; мультимедиа проектор; экран.
Межпредметная связь: кубановедение, окружающий мир.
План урока.
- Проверка организации рабочих мест.
- Красота окружающего мира в картинках (слайды 2 – 8)
- Оживление в памяти характерных особенностей всех изученных видов росписи (слайды 9-14)
- Демонстрация основных элементов украшения.
- Знакомство с украшениями в одежде кубанского народа (слайды 15 – 20)
- Объяснение нового материала.
- Самостоятельная работа детей.
- Выставка нарядов казака и казачки. Итог урока.
Ход урока
1. Проверка организации рабочих мест.
- Ребята, давайте проверим, всё ли у нас есть на парте, чтобы прикоснуться к прекрасному?
- за парты первого ряда сели те, кто любит рисовать акварелью, значит у вас должны быть акварельные краски, кисть, вода, палитра;
- за парты второго ряда сели те, кто любит мелки и гуашь, значит вам необходима вода, кисть и гуашь либо мелки;
- на третьем ряду собрались мастера по бисеру, у них на столе бисер, клей, кисть, тряпочка.
Итак, все к работе готовы!
2. Красота окружающего мира в картинках.
Тема нашего урока: «Украшение и фантазия». Задачи урока (учитель зачитывает задачи урока).
- Ребята, мы с кисточкой сегодня были в школьном дворе и вот какие чудеса увидели:
Приложение
3. Оживление в памяти характерных особенностей всех изученных видов росписи.
- скажите, что помогает людям создавать украшения? (природа)
- правильно, природа всегда помогала людям находить и создавать шедевры.
- Скажите, а для чего люди украшают одежду, жилища, предметы быта?
(выслушиваются ответы детей).
- Мы познакомились со многими видами росписи. Попробуйте угадать, элементы какой росписи перед вами. Внимание на экран! Приложение
- кто может назвать, элементы какой росписи перед вами?
( Хохломская роспись).
- Правильно!
- А теперь что вы видите? ( Вологодское кружево).
- Правильно!
- Элементы какой росписи представлены? (Гжель)
- Молодцы!
- А сейчас узнаете? (Павлово-Посадские платки).
- Да, это Павлово-Посадские платки.
- А это что? (Дымковская игрушка)
- Очень хорошо! Вы узнали все виды росписи, с которыми знакомились!
4. Демонстрация основных элементов украшения
- Ребята, когда мы знакомились с различными видами росписи, то заметили, что все они основаны на одних и тех же приёмах рисования:
- всей кистью;
- концом кисти;
- прикладыванием или примакиванием;
- приёмом тычка;
- Кто из вас может показать нам один из приёмов?
(дети выходят к доске и объясняют и показывают выбранный приём).
5. Знакомство с украшениями в одежде кубанского народа.
- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по родному краю. А вы знаете в каком крае мы живём?
(В Краснодарском крае).
- Да, наш край населяют казаки, казачки и такие веселые и озорные казачата, как вы!
-Давайте рассмотрим, какие наряды они носили:
Давайте рассмотрим костюм казачки:
Юбок было несколько, самую нижнюю называли «спидница», носили юбки так, чтобы было видно нижнюю - расшитую кружевами.
Кофты «кирасы» были короткие, до пояса, застёгивались на большое количество пуговиц. Украшением служили оборки, кружева и тесёмки, а также разноцветные бусы.
Важнейшая деталь женского костюма – фартук черного или белого цвета с оборками и кружевами на нём.
Наряд казачки дополняли черные или красные лакированные сапожки на каблучке.
А теперь посмотрим на казака:
Казачий наряд состоял из военной и повседневной одежды.
Перед нами казак в военной форме. Она состояла из большого числа элементов: черкески – узкого длинного кафтана чёрного, красного или иного цвета, затянутого в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди.
На черкеске обязательно находятся газыри – дополнительный патронташ на груди.
Головной убор казака – папаха. Папаха являлась надёжным местом, в котором казак хранил приказы, ценные бумаги, иконки.
Сапоги у казаков были разные, но все же мужчины предпочитали ичиги – мягкие сапоги без каблуков, поверх которых иногда надевали чирики (туфли – калоши).
Башлык – это съёмная деталь костюма. Он похож на капюшон. Украшали его тесьмой, пуговками.
Бурка – это своеобразная накидка без проемов для рук, изготовленная особым образом из овечьей шкуры.
К повседневной одежде относится рубаха – косоворотка и штаны – шаровары.
6. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы будем выполнять не просто растительные узоры, а добавлять свою неистощимую фантазию. Каждый ряд будет украшать одежду для своего героя: 1 ряд – будет наряжать мальчика и работать они будут акварелью; 2 ряд – будет наряжать девочку и будет работать гуашью; а 3 ряду достаётся трудная работа – наряжать казачку! И работать они будут бисером.
- Распределяйте обязанности в парах и приступайте к работе. Вы можете использовать любые знакомые узоры, потому что сегодня на уроке господствует фантазия! В конце урока мы будем наряжать наших героев и любоваться плодами вашего труда.
7. Самостоятельная работа детей.
8. Выставка нарядов казака и казачки. Итог урока.
- Что же помогает людям создавать прекрасное, откуда люди берут элементы росписи? (из природы)
- Что же нам нужно беречь, охранять? ( Нам нужно охранять природу).
- Для чего нужно людям украшение? (ответы детей).