Тезаурус
- Образование
Структурные компоненты базовой культуры ребенка-дошкольника
Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека, способом восприятия себя и действительности через призму общечеловеческих ценностей. Она духовна по сути. А вот как она формируется и насколько необходима человеку – об этом мы задумываемся все реже и реже. Мы забываем о главном – духовность немыслима, прежде всего, без внутренней культуры человека, которая закладывается с самого рождения и усваивается на протяжении всей жизни. А дошкольный возраст – благодатный период для закладывания семян нравственности, духовности, общих основ культуры.
Необходимость возрастания духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Все чаще говорится о необходимости формирования и развития личности через культуру, о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности отечественной и мировой культуры.
Принимая во внимание исследования Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.Б. Горловой,
Л.С. Колмогоровой, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, Н.Е. Щурковой и других, мы прий и друг.ние иследования самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действоваль бражение и основанное на немшли к выводу, что содержанием педагогических и социально психологических образований в структуре личности ребенка являются следующие компоненты культуры: коммуникативный, физический, детский игровой, познавательный, нравственный, трудовой, экологический, ценностно-ориентировочный, художественно-эстетический, психологический, исторический, досуговый, информационный, а также компонент «Я - сам».
Все вышеперечисленное образует структуру идеала ребенка, базовую культуру или базовую личность ребенка-дошкольника, что позволяет ему развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. Исходя из понимания культуры как специфических способов деятельности, совокупности духовных ценностей, процесса самореализации творческих сил детей, содержания парциальной программы «Путешествие в прекрасное» авторов О.А. Куревиной, Г.Е. Селезневой, а также внедряемых инновационных технологий проектного метода и музейной педагогики, исследовательского метода обучения, коллектив особо заинтересовался природой формирования следующих компонентов базовой культуры дошкольника: художественно-эстетическим, нравственным, ценностно-ориентировочным, историческим, компонентом «Я - сам».
Художественная культура является способом духовно-практического познания мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности: освоение произведений искусства, собственное участие в том или ином виде художественной деятельности, создание «своих» произведений искусства, мини- музеев, выставок, экспозиций, сохранение (защита, восстановление) художественных ценностей, накопление и распространение художественных и музейных знаний.
Художественное образование и воспитание средствами искусства, музейной педагогики – неотъемлемая часть любого полноценного образования. По мнению А.А. Леонтьева, искусство – это то, что обеспечивает цельность и гармоническое развитие личности.
Называя искусство «школой восприятия, воображения и чувств», известный психолог Б.М. Теплов отмечал, что, воспитывая в человеке умение «видеть» и «слышать», искусство создает предпосылки для расширения и углубления познания мира. Помимо этого, отмечал психолог, искусство широко охватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, но мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественно-эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности.
Неотъемлемая часть культуры – народное искусство. Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения русского и хакасского народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Как справедливо утверждает Т.С. Комарова, народное искусство как первооснова профессионального искусства способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к природе.
Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, которые включают в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.
Данные компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависят:
- оперирование знаниями и умениями в области искусства;
- ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах;
- умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
- владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
- соформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
- владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).
В процессе формирования базовой культуры личности дошкольника рождаются и развиваются такие составляющие личности ребенка, как воображение и основанное на нем художественно-эстетическое творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.й и друг.ние иследования самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действоваль бражение и основанное на нем
Сформированность этих качеств у старшего дошкольника поможет ему легко войти в новое образовательное пространство начальной школы, а учителю строить воспитательно-образовательный процесс с опорой на знания, сформированные в период дошкольного детства.
Ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения. У ребенка же – зависит от этнической и религиозной принадлежности семьи, профессии родителей, традиций и обычаев, эстетических, нравственных и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры.
Патриотическая направленность, являясь не только нравственной категорией, но и социально-нравственной, представляет собой разновидность общей культуры личности и отражает потребности, мотивы, интересы, установки, цели, идеалы, эмоции и ценности человека, связанные с гражданско-патриотической культурой; выступает активной движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к культурному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации, самоактуализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. Коллектив детского сада нашел свой путь решения выше перечисленных вопросов. Нам представляется это в виде модели нравственно-патриотического воспитания детей в педагогической системе ДОУ.
Модель образовательной нравственно-патриотической среды детского сада «Светлячок»
Цель: создание условий, обеспечивающих нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование любви к родному дому, семье, малой родине, краю, к большой родине – России;
- приобщение детей к основам национальной культуры и быта и развитие межличностных отношений;
- развитие потребности в активном, творческом преобразовании и сохранении окружающей среды в соответствии с национальными традициями.
Подходы к организации среды: культурологический и субъектный на основе технологии проектирования. Культурологический подход включает: традиции и обычаи народов Хакасии, России; организацию мини-музея «Мой дом – мой город»; народную музыку и искусство, природу родного города и республики. Субъектный подход включает: партнерские отношения, т.е. атмосферу сотрудничества, сотворчества, со-развития; диалог-общение.
Принципы построения образовательной нравственно-патриотической среды таковы.
Активности – включение всех объектов ВОП в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно действовать в ней.
Системности – совокупности нравственно-патриотических условий.
Гуманизации – ценностная ориентация образовательной среды на развитие нравственно-патриотических качеств.
Принцип интегративности всех педагогических процессов – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие индивидуального и совместного пространства деятельности ребенка.
Принцип открытости – взаимодействие и связь с природой, введение элементов своей страны и города. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды.
Творчества и сотворчества – поддержание визуальной связи «взрослый-ребенок»; сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива: дети – родители – сотрудники ДОУ.
Свободы и самостоятельности – позволение ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке.
Социумности – т.е. позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями.
Структура нравственно-патриотической образовательной среды включает: предметно-развивающую среду, освоение содержания дошкольного образования, взаимодействие участников педагогического процесса.
Условия реализации нравственно-патриотической образовательной среды:
- Научно-методические – связаны с использованием основных идей в области нравственно-патриотического воспитания, позволяющих осуществлять интеграцию содержания комплексной программы «Детство» и парциальных программ, организация экспериментальной работы.
- Кадровые – повышение квалификации, профессиональной компетентности и мастерства педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания и музейного образования.
- Материально-технические – организация музейно-образовательного пространства детского сада, приобретение пособий, книг; тематический сбор информации (журналы, энциклопедии, краеведческий материал, предметы семейных коллекций).
- Психологические – создание благоприятного эмоционального климата для творчества и самовыражения детей, родителей и педагогов.
- Организационно-педагогические – освоение музейной педагогики, интегрированного подхода, технологии проектирования, проблемного и исследовательского методов обучения.
- Социально-культурные – расширение связей с учреждениями, работающими в нравственно-патриотическом направлении, учреждениями культуры и спорта города.
Предметная среда направлена на нравственное и патриотическое развитие дошкольников. Нравственное развитие: дерево добра, стенд настроения, дерево дружбы. Патриотическое развитие: бабушкин старинный сундучок, карты города, республики, России; периодические печатные издания о городе, макеты объектов города, музейные экспозиции, фотовыставки. Экспонаты мини-музея ДОУ (макеты русской избы, юрты), выставки блюд национальной кухни, семейные проекты, модель малой и большой Родины, альбомы «Мой дом – мой город», ландшафтный дизайн детского сада, уголки краеведения в группах, коллекции, экспонаты музеев в группах, стендовые выставки, путеводители в открытках.
Освоение содержания дошкольного образования включают в себя:
Программы:
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа «Детство»;
- Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7лет «Свет Руси»; Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом»;
- Маханева М.Д., Князева О.Л. Программа «Приобщение детей к истокам народной культуры»; Новицкая М.Ю. Комплекс программ «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
Пособия:
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;
- Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»;
- Кокуева Л.В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе».
Взаимодействие участников педагогического процесса включает: партнёрскую совместная деятельность педагога и ребёнка в течение дня, личностно-ориентированный подход к детям, педагогику сотрудничества, интеграцию педагогического процесса, активизацию родителей в педагогическом процессе детского сада. А именно, участия семьи в планировании воспитательно-образовательного процесса. Результаты взаимодействия педагогов, родителей, детей и социокультурной среды города представляются в выпусках газеты детского сада «СВЕТЛЯЧОК».
Библиографический список
- Береснева, З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ. / З.И. Береснева. Управление ДОУ, №2 – 2006, Образовательная среда, стр.60.
- Шаховская, Н.Н. Образовательная среда ДОУ: условие повышения качества дошкольного образования. / Н.Н. Шаховская. Управление ДОУ, №2 – 2006, Образовательная среда, стр.8.
- Денисова, Р. Р. Принципы организации дошкольной образовательной деятельности. / Р.Р. Денисова. Управление ДОУ, №2 – 2006, Образовательная среда, стр.17.
- Преображенский, А.А. История раскрывает тайны: Рассказы. Худож. Г. Ордынский. А.А. Преображенский. / – М.: Дет. лит., 1991. – 143 с.: ил.
- Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет. Красота. Радость. Творчество. / Т.С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б. Зацепина. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
- Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С.И.
Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого, образованного,
самостоятельного, инициативного,
неповторимого, культурного, активно-творческого.:
В мире прекрасного: Програм.-метод.
Пособие. / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.:
ил. – (РОСИНКА).