Цели:
Дидактические:
- Познакомить учащихся с междометиями.
- Рассмотреть, какие чувства они могут выражать.
- Выяснить, какова роль междометий в речи.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающие:
- Воспитывать аккуратность, прилежание, умение дружно работать в группах.
Тип урока: урок "открытия" новых знаний.
Технологии: проблемно-диалогическое обучение, педагогика сотрудничества, тихий ответ с места (разнотемповость мыслительной деятельности учащихся)
Оборудование: 7 табличек: "Существительное", "Прилагательное", "Глагол", "Местоимение", "Предлог", "Союз", "Междометие"; карточки с союзами, предлогами, местоимениями для работы в группах; увеличенный центральный кадр (А3) для постановки проблемы; по два цветка ирисов и роз разных цветов; таблички с междометиями; радиоузел школы для проведения физминутки)
Ход урока
I. Организационный момент
Минутка чистописания (пишет на доске учитель под объяснение детей с помощью учителя, дети в тетради обводят показ и продолжают). Повторение правил письма (проговаривают ученики)
ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ом ом ом ом ом ом ом ом ом ом
II. Повторение частей речи. Словарная работа. Мозговая атака через игры со словами.
Существительное
а) В слове не хватает некоторых букв. Что это за слово?
с б к (собака)
- Что вы знаете про это слово? (словарное слово)
-Напишите слово, какая это часть речи?
б) Какую травку щиплет на лугу доброе животное?
к к л о р е о в в а е р (клевер, корова)
- Словарное слово есть?
- Что такое клевер? (кормовая травка)
- Что вы знаете про это растение? (если найти клевер с пятью листиками, то сбудется самое заветное желание, см. в "Капельках солнца"). Связь с чтением.
в) Найдите лишнее слово.
Астра, гладиолус, ландыш, георгин (ландыш - лесной цветок, остальные - садовые)
г) Угадайте слово по наводящим предложениям. Используется технология тихого ответа с места.
-Это бывает разных цветов (роза - цветок)
-Так зовут мою знакомую (Роза - имя)
-Этим украшают торт или пирожное (роза из крема)
-Этим можно уколоться (роза - растение с шипами)
-Это дарят женщинам на праздник (букеты из роз)
д) Сорт конфет, носящий название цветка (ирис). Показ двух видов ирисов.
Сведения об ирисах: ирисы бывают разных цветов, цветы очень яркие, у них приятный запах, их используют в парфюмерии.
- На какие две группы можно разбить эти слова? (растения, животные)
Прилагательное
- Найдите опечатки в устойчивых выражениях. Запишите прилагательные.
Ёлочные устрашения (украшения), желательная резинка (жевательная), бедовый месяц (медовый).
-Какая это часть речи. Докажите.
Глагол.
-Покажите мимикой, жестами, пантомимой какое-либо действие. (Связь с риторикой) Запись с комментированием.
III. Актуализация знаний.
-Прочитайте существительные. Что вы про них знаете? (открывается табличка "Существительное")
-Найдите прилагательные. Расскажите, что вы знаете про них. (открывается табличка "Прилагательное")
-Найдите глаголы. Расскажите о них. (открывается табличка "Глагол")
-Что у меня там закрыто? (предположения детей)
Местоимение, предлог, союз
(Работа в группах: на карточках даны данные части речи и одно лишнее)
1 группа - я, вы, ты, она, он, в (местоимения, лишний предлог "в"
2 группа - от, на, про, до, с, и (предлоги, лишний союз "и")
3 группа - и, а, но, он (союзы, лишнее местоимение "он")
- Оправдались предположения? (да)
-Все знакомые части речи мы повторили? Сколько их? (6)
-Что же у меня там ещё закрыто? (предположения детей: "Может, ещё одна часть речи")
IV. Постановка проблемы.
-В учебнике на странице 66 новый кадр. Рассмотрим его. (Я его вам увеличила)
-Кто это? Катя Персикова и Вова Колесников увидели :(цветок)
-Что сказала Катя? (Ах, какая прелесть!)
-А Вова? (Ой, обычный цветок.)
-Запишите предложение (учитель пишет на доске). Подпишите части речи над всеми словами. Работа в группах.
(Дети подписывают и вдруг останавливаются в затруднении)
У: Можете ли вы выполнить задание, ребята?
Д: Не можем подписать слово "ой"?
У: Почему не можете? В чём затруднение?
Д: Мы ещё не работали с такими словами.
У: Оправдалась ли ваша гипотеза по поводу седьмой части речи?
Д: Да.
У: Так какова же цель сегодняшнего урока? Сформулируйте проблему.
Д: Выяснить, что это за слова, на какие вопросы отвечают эти слова и отвечают ли вообще на вопросы, для чего они нужны в речи, как называются.
V. Открытие детьми нового знания. Поиск решения.
У: Какие у вас есть предположения по поводу этих слов?
Д: Мы встречались с такими словами
У: Вы согласны? Где? ("Капельки солнца")
Д: Их говорят тогда, когда что-то неожиданное происходит
У: Согласны? Помните, у Кати вырвалось: "Ах, какой красивый цветок?"
Д: К ним не подставишь вопросы
У: Ребята, все согласны? Попробуйте поставить вопросы к словам: "ой", "ах". Работа в парах.
У: Получается?
Д: Нет.
У: Какие ещё есть предположения?
У: Послушайте отрывки из известных вам произведений:
1.
-Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: "Ой, умру от смеха! Сыски!
-Узнали откуда? ("Заколдованная буква", В. Драгунского)
-Найдите новое слово.
У: Какое чувство выражает слово "ой"? (боль от смеха)
2.
-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь,
Ах, как приятно Тучке по небу лететь! ("Винни - Пух и все-все-все", А. Милн)
У: Есть новое слово? Какое чувство выражает слово "Ах!" (радость, восторг)
3.
-Фу, как не стыдно язык показывать!- загремел голос из громкоговорителя. ("Незнайка", Н.Носова)
У: Где новое слово? Что оно выражает? (недовольство)
4.
-И, наконец, он завопил отчаянным голосом: "Ай-ай-ай!" Спасите, помогите! Не могу ни взад, ни вперёд! (страх)
-Что выражают данные слова? (чувства)
- Какие чувства? (радость, восторг, усталость, удивление, насмешка, страх, боль, жалость)
-Можно обойтись без этих слов? (да)
-Для чего нужны слова эти? (они делают нашу речь более яркой, богатой, понятной)
-Можно к ним поставить вопросы? (нет)
-Можно ли сказать, что эти слова особенные?
Вывод в учебнике, с.68
-Всё ли правильно мы сказали? (да)
У: Слов таких намного больше, чем написано в учебнике.
(На доске появляются слова: ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу, ого, ну:)
У: Почему я поставила многоточие? (есть другие)
VI. Формулирование темы урока.
У: Так какова же тема сегодняшнего урока?
Д: Слова, которые выражают различные чувства, к которым нельзя поставить вопросы, их роль в речи.
У: А как же называются эти слова? (предположения детей)
У: С латинского языка название этих слов переводится как "брошенное между". (Междометие - открывается табличка)
VII. Наблюдение над знаками препинания. Работа в парах.
У: Хотите узнать ещё что-то о междометиях?
Откройте учебник на с.66, упражнение 103. Устно.
(работа по шагам, наблюдение над знаками препинания в парах)
У: Что ещё вы узнали о междометиях?
Д: После них ставится запятая.
У: А когда с особой силой, чувством мы произносим эти слова, то ставится "!"
2. Ребята, послушайте объявление: " Завтра вся школа не учится!"
Д: Ура!
У: А это что за слово?
Д: "Ура!" - это тоже междометие.
VIII. Самостоятельная работа. Первичное закрепление.
У: Запишите предложение: "Ура, мы завтра не учимся!"
IX. Самопроверка на доске
X. Итог урока
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- Что выражают междометия?
- Какова их роль в речи?
- Как на письме выделяются междометия?
- Используя междометия, придумайте предложение, выражающее ваше отношение к уроку.