Цель урока:
- Обобщение материала по данной теме, развитие творческих способностей учащихся, привитие интереса к предмету.
- Оборудование урока: карточки с заданиями, рисунки с воротами для команд, карточки для табло со счетом, свисток, монета, символический кубок.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы проводим матч по алгебраическому футболу. «Футбол» - в переводе с английского языка – «игра в мяч ногами». Но в современном футболе много приемов игры. Один из более виртуозных – игра головой. А в нашем футболе – это самый главный прием. В сегодняшнем матче принимают участие две команды : Команда «Плюс» и команда «Минус».Капитан команды «Плюс» - Беляков Вадим, команды «Минус» - Диденко Марина. Прошу команды выйти на «игровое поле».
( Команды выстраиваются друг против друга в рядах между партами в следующем порядке: вратарь, нападающие(3 человека), полузащитники (3 человека), защитники (4 человека). Остальные ребята класса – запасные игроки. У каждого члена команды на груди прикреплен игровой номер. У членов команды «Плюс» - номера красного цвета, у команды «Минус» - синего.)
Учитель. В начале каждого футбольного матча игроки приветствуют друг друга. Наше приветствие- обмен теоретическими знаниями, необходимыми для успешного проведения матча.(Учитель бросает мяч игроку команды «Плюс» и задает вопрос, игрок отвечает на вопрос и бросает мяч игроку команды «Минус», а учитель в это время задает второй вопрос и т.д. Мяч перебрасывается из команды в команду до тех пор, пока не повторен весь теоретический материал. Повторение каждого правила иллюстрируется примерами. Примеры заранее подготовлены учащимися на альбомных листах.)
Вопросы.
- Как сложить два числа с разными знаками?
После ответа демонстрируется пример: 3,5 +(- 7,8) =- 4,3
- Как сложить два отрицательных числа?
Пример: -3 + (-8) = - 11
- Как вычесть из одного числа другое?
Пример: 5 – (-3) = 8
- Как умножить два числа с разными знаками?
Пример: -3 * 0,5 = - 1,5
- Как умножить два числа с одинаковыми знаками?
Пример: -8 * 0,1 =0,8
- Какие слагаемые называются подобными?
Пример: в данном выражении назвать подобные слагаемые -3а + 4 + 8а – 3
- Как привести подобные слагаемые?
Пример: привести подобные слагаемые в выражении: 5 аb – 3а + 4ab +7a
- Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+ » ?
Пример: 3а + (7b - 4)
- Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак « - »?
Пример: 3а - (7b - 4)
- Как умножить две степени с одинаковыми основаниями?
Пример: а3 * а5 = а8
- Какое выражение называется многочленом?
Пример: 3ах7 +5ху + 4
- Как умножить одночлен на многочлен?
Пример: 3х2 (2х + 5).
Учитель: Мы немного переставили этапы футбольного матча. И после приветствия предлагаем командам небольшую разминку, в результате которой вы узнаете фамилии наставников в этом матче.
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в двух вариантах. Ответу каждого задания соответствует определенная буква. Выполнив все задания и расставив последовательно соответствующие им буквы, они смогут прочесть фамилии знаменитых футболистов.)
1 вариант |
2 вариант |
Сложить многочлены:
3а2 + 7а – 5 и 3а2 - 7а + 5 |
Сложить многочлены:
х2 – 3 ху + у2 и - х2 – у2 |
Упростить выражение: (3а + 2в) + (9а – 7в) (3х – 2у) – (х -4у) |
Упростить выражение: (2х – 11у) – (5х + 12у) (7а + 3в) + (2а - в) |
Умножить одночлен на многочлен:
р(а + в) |
Умножить одночлен на многочлен:
-у(в +с) |
Привести подобные слагаемые:
а2 + 3в +5а2 -3в |
Привести подобные слагаемые:
2х - 6у -5х -17у |
Умножить одночлен на многочлен:
5а2 (2 -а) |
Умножить одночлен на многочлен:
7х3 (х5- 3х) |
Вынести за скобки общий
множитель:
14х - 21 ; х3 – 2х. |
Вынести за скобки общий
множитель:
15х – 20 ; у3 + 3у |
Ответы:
Р | 12а-5в | Д | 7х8 -21х4 |
А | 6а2 | Н | у(у2+3) |
Н | х(х2-2) | К | -3ху |
В | 10а2 – 5а3 | Л | -ув -ус |
И | 7(2х-3) | О | -3х -23у |
Ш | ра+рв | И | 5(3х -4) |
В результате правильного выполнения задания у учащихся. выполнявших 1 вариант должно получиться слово «Аршавин», второго-«Колодин».
Учитель:
Итак, команду «Плюс» опекает нападающий команды «Зенит» - Андрей Аршавин, а команду «Минус» - защитник команды «Динамо» Денис Колодин
Начинаем игру.
Судьи на поле: главный судья – студент 4 курса математического факультета Куб ГУ Э.Э. Бурдюгов, боковые судьи – учащиеся 9 класса.
Разыгрываем право первого удара по мячу.(Главный судья приглашает к себе капитанов команд и с помощью монеты (орел - решка) определяет, какая команда начинает игру первой).
Иргу начинают нападающие ( это менее подготовленные учащиеся, поэтому задания для них выбраны несложные). Для полузащитников задания подбираются посложнее, следующий уровень сложности – для защитников, и самые сложные задания должен выполнять вратарь. Команды, одновремен-но со своими игроками, работающими у доски по карточке, выполняют все задания в тетради. (Для того, чтобы быстрее ориентироваться в заданиях, карточки для нападающих, защитников, полузащитников и вратаря надо сделать разного цвета).
Команды «разыгрывают комбинацию», например:
упростить выражение и найти его значение при х = - 1,5 (у = -2)
1 вариант 3(2х -1) + 5(3 – х)
2 вариант 8(3х-4) + 3(1 - у)
Игроки команд выполняют задания поэтапно, передавая «пасы», т.е. первый – раскрыл скобки, второй – привел подобные слагаемые, третий – нашел значение выражения.
После розыгрыша этой комбинации возможны следующие ситуации:
- команда1, владевшая мячом, закончила решение первой. Тогда она бьет по воротам соперника, т.е.создается голевая ситуация Форвард команды выходит «один на один» с вратарем команды соперника. Задание получает вратарь. Если вратарь справляется с заданием – гол не забит, а если не справляется – гол забит, и игра начинается с центра поля новой командой;
- команда 2, не владевшая мячом, заканчивает задание первой. Тогда она направляется к воротам соперника («перехватывает мяч») и разыгрывает свою комбинацию; Если выигрывает команда 2, то повторяется ситуация а), если выигрывает команда 1 – повторяется ситуация б).
- команда 1 , владевшая мячом допустила ошибку. Тогда в ее ворота соперники «бьют» штрафной удар. Команда 1 выставляет «стенку» из игроков, а команда 2 задает вопросы.
Например:
- Привести подобные слагаемые: 6а3в -3а3 +3а3 +а3в
- Вынести общий множитель за скобки: 7ах +7вх
- Представить в виде произведения: 14х + 21у
Если все ответы правильные «мяч» отбит, если нет – гол, и игра начинается с центра поля новой комбинацией;
- команда 2, не владевшая «мячом», допустила ошибку. Тогда в ее ворота соперники бьют штрафной удар.
(За ходом игры, т.е. правильностью решений, следят судьи и, если допущена ошибка, останавливают игру с помощью свистка).
Игра проводится в два тайма. В перерыве между таймами – минута отдыха(зачитываются математические сказки, написанные ребятами по данной теме).
Задания для игровых комбинаций.
Нападающие.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Решить уравнение: 3(х +1) – 4 = 5 |
Решить уравнение: 5(2х - 3) +8 = 13 |
Вынести за скобки общий множитель: ах + вх; 3mn + 6m ; х5 +2х7. |
Вынести за скобки общий множитель: mn + mp; 5ав + 10в; у6 +3у3. |
Упростить выражение и найти его значение при а = -3 2(а +1,5) - 4 |
Упростить выражение и найти его значение при в = -8 8 – (в +4). |
Полузащитники
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Упростить выражение и найти его значение при х = -1,5 3(2х - 1) +5(3 - х) |
Упростить выражение и найти его значение при у = - 2 8(3у - 4) + 3(1 - у) |
Решить уравнение: 3х(2х -1) – 6х(7 +х) = 90 |
Решить уравнение: 1,5х(3 +2х) -3х(х+1) = -30 |
Вынести за скобки общий множитель: 14mn2 -7n 2z5 -4z3 -20c2 +80bc |
Вынести за скобки общий множитель: a4 +a3 5ab + 10a2 -3a2y – 12y2 |
Защитники
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Упростить выражение и найти его значение при у = - 0,1 4у – 2(10у - 1) + (8у - 2) |
Упростить выражение и найти его значение при р = 2 12(2 -3р) + 35р – 9 (р + 1) |
Решить уравнение: |
Решить уравнение: |
Решить уравнение: 2х(4х2 - 1) – 4х(2х + 3) = 56; |
Решить уравнение: 3,5х(2х + 5) - 3,5(2х2 – 1) = 70 |
Задания для вратаря
Разложить на множители:
6с2х3 – 4с3х2 -2с2х2;
3а3в – 6а2в2
Решить уравнение:
Решить уравнение:
х2 – 3х – 1-
Упростить выражение:
3х(х +у +с) -3у(х –у -с)-3с(х +у - с).
Решить задачу:
В отборочных матчах чемпионата мира по футболу европейских команд принимало участие в 2 раза больше, чем американских и на 15 больше, чем африканских. Сколько команд каждого континента принимало участие в соревнованиях, если всего участвовало 35 команд?
Задания для штрафных ударов
1.
- Привести подобные слагаемые 6а3в – 3а3 + 3а3 + а3в
- Вынести за скобки общий множитель 7ах +7вх
- Представить в виде произведения 14х -21у
2.
- Какой одночлен можно поставить вместо «а», чтобы получилось верное равенство:
8у2 а = 4у6;
в8 = 1/2в4а
- б) Подставить вместо х выражение, чтобы получилось верное равенство:
-2(6с - 7) = -12с + х
3.
- Вынести за скобки общий множитель: 2ав -5в
- Вместо х назвать одночлен, чтобы данное выражение стало многочленом 6 степени: а3 – 2а2 +3а -1 +х
- Заменить х одночленом стандартного вида, чтобы выполнялось равенство:
х 4с2 = 24ас3
4. Решить уравнение: 3х – (2х -1) = 4
5.
- Раскрыть скобки : 7(5х +2)
- Вынести за скобки общий множитель: 8х -12у
- Вычислить рационально: 7,49* 2,5 + 2,5 * 2,51
Итог урока.
Выигрывает та команда, которая забьет больше голов. Ей вручается кубок, на котором написано «Алгебраический футбол»
Задание на дом.
Проигравшая команда готовится к зачету по теме урока