Игры со словами
1. Таинственная буква.
_ АША
-Назовите женские и мужские имена по этой модели.
Ребенок может рассуждать так:
-Здесь пропущена одна буква, но она не может быть гласной, так как впереди уже стоит гласная, значит, пропущена согласная буква.
Определить можно, последовательно перебирая все согласные буквы алфавита. Алфавит желательно иметь при себе или яркий на стене.
_АЙКА
-Подставьте любую подходящую букву, чтобы получились слова.
(МАЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА.)
2. Замени букву
ТОЧКА
- Произнеси первый звук.
-Замени его звуками Д, П, Б, М, К.
-Что получилось?
(ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА)
Ребенок вместе с родителями объясняет значение каждого получившегося слова.
3. Вывески улетели.
-Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с некоторых магазинов вывески, а с некоторых только отдельные буквы. Попробуйте определить, как называются магазины, опираясь на оставшиеся буквы на вывесках.
М_Б_ЛЬ
ЦВ_Т_
ХЛ_Б
КН_Г_
Р_Б_
Д_ТСКА_ О_УВЬ
4. Прочитай записку
-Пятачок попал в беду. Его дом затопила вода, он решил выбраться из дома, но не смог. Тогда он написал записку, положил в бутылку и заткнул пробкой, но в бутылку все же просочилась вода и залила часть букв. Попробуйте прочитать записку.
Сп-с-т- , п-м-г-т-!
М-й д-м з-т-п-л- в-д-
Я в б-д-!
П-т-ч-к
5. Убери букву.
Нужно убрать одну букву в начале, середине и в конце слова, чтобы получилось новое слово.
ИСКРА-ИКРА
ПОЛК-ПОЛ
СКЛОН-СЛОН
ЭКРАН-КРАН
БЕДА-ЕДА
СПРУТ-ПРУТ
ТЕПЛО-ТЕЛО
КРАСКА-КАСКА
УКСУС-УКУС
ЛАМПА-ЛАПА
УЧЕБНИК-УЧЕНИК
6. Приставь букву
-В начале слова или в конце слова приставьте одну букву, чтобы получилось новое слово.
ДАР-УДАР
СТОЛ-СТОЛБ
ШАР-ШАРФ
ЛЕНЬ-ОЛЕНЬ
РОЗА-ГРОЗА
УСЫ-БУСЫ
МЕХ-СМЕХ
ОСА-КОСА
ОЧКИ-ТОЧКИ
УТКА-ШУТКА
ПАР-ПАРК
ШЁЛ-ШЁЛК
7. Замени букву.
- В предложенных словах замени подчёркнутую согласную другой буквой, чтобы получилось новое слово.
ДЕДУШКА
МАЛИНА
ПАЛКА
ДОСКА
БЛИН
КРЫША
РАКИ
МАЙКА
СОМ
Получившиеся слова :ДЕВУШКА,МАШИНА, ГАЛКА, ТОСКА, КЛИН, КРЫСА, МАКИ, ЛАЙКА, ДОМ)
8. Замени гласную.
СОН-СЫН
КИТ-КОТ
САМ-СОМ
ПЯТЬ-ПУТЬ
9. Анаграммы.
-Поменяйте расположение букв , чтобы получились новые слова.
ЛЕТО-ТЕЛО
КАРП-ПАРК
ЛИПА-ПИЛА
МАЯК- ЯМКА
Можно под буквами поставить цифры, если ребёнок затрудняется.
10. Слова затаились
-В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их, кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься внимательней, то увидишь, что внутри спрятались другие слова. Найдите их.
ПОБЕДА-БЕДА, ЕДА, ДА, ОБЕД
БУСЫ-УСЫ
ТАПОЧКИ-ПОЧКИ
УДОЧКА-ДОЧКА
РЫБАК-БАК
РЕЗИНА-ЗИНА
ЧЕРЁМУХА-МУХА
11. Читаем наоборот
ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО
А БУДУ Я У ДУБА
ИДИ ИСКАТЬ ТАКСИ, ИДИ
УЖ Я ВЕНИКИ НЕ ВЯЖУ
КОТУ ТАЩАТ УТОК
Я НЕ СТАР БРАТ, СЕНЯ
12. Собери слова из слогов
Даны слоги.
-Собери из слогов слова.
МО, БАН, РЕ, ША, КА, ТЁР
(МОРЕ, КАБАН, РЕКА, ШАТЁР, КАША, БАНКА ТЁРКА)
13. Фокус.
-Поменяйте слоги местами и у вас получатся новые слова.
КАБАН-БАНКА
РАНО -НОРА
ДЫРА-РАДЫ
ЛЫЖИ-ЖИЛЫ
КИРА-РАКИ
СОСНА-НАСОС
КУБА-БАКУ
14. Найди гномам имена.
-У гномов перепутались башмачки. Соедини их парами и определи имена гномов.
Имена разделены на слоги, на одном башмачке первый слог, а на другом–второй.
(Башмачки вырезаны из цветной бумаги одного цвета)
ХРАБ-РЕЦ
СПОР-ЩИК
СИ-ЛАЧ
ВОР-ЧУН
КРИ-КУН
В каждой семье можно придумать много других подходящих игр и сюжетов к ним. Важно только соблюдать следующие правила. Игра должна заинтересовать ребёнка, быть для него настолько привлекательной, чтобы он стремился ещё и ещё в неё играть. Иначе это будет не игра, а всё то же неинтересное занятие.