Цели урока:
- Дидактическая цель: Показать учащимся возможность и целесообразность использования векторной алгебры при решении задач.
- Развивающая цель: Развитие мыслительной деятельности и ее активизация путем различных вопросов и задач.
- Воспитательная цель: Воспитание собранности, аккуратности, четкости, потребности мыслить.
Знания и умения, формируемые на уроке: Учащиеся должны знать, что применение векторной алгебры дает в некоторых случаях возможность найти или упростить решение задачи.
Тип урока: Решение задач
Оборудование к уроку: Таблицы, плакаты, индивидуальные карточки, модели геометрических тел. Раздаточный материал.
План урока
1.Организационный момент
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Создание рабочего настроения;
- Постановка цели предстоящей работы;
2. Актуализации знаний учащихся
- Работа с группой: проверка знаний уч-ся владения векторным аппаратом; решение подготовительных задач.
- Группам учащихся предлагаются карточки задания в виде таблиц, которые необходимо заполнить.
К- №1
| Карточка №1; В-1 | В-2 | В-3 |
| Вместо точек дописать необходимые выражения, чтобы получились верные высказывания: | ||
![]() |
Упростить выражение
|
![]() |
Если, К > 0,
тогда К <0, тогда |
Если Если
|
Найдите вектор
|
К-№2
| Перевести на векторный язык ряд геометрических утверждений, связанных с параллельностью и отношением отрезков: | ||
| Задания для учащихся: Предполагаемые ответы учащихся: | ||
| 1 | Точка С лежит на прямой А В (три точки лежат на одной прямой и не совпадают.) |
|
| 2 | Точка С делит отрезок АВ в отношении АС:СВ=m : k | |
| 3 | A B C D - параллелограмм. (Точки A,B,C,D не лежат на одной прямой.) |
|
| 4 | Точка К середина отрезка А В | ![]() |
| 5 | Точка М - точка пересечения медиан треугольника АВС | |
Работа с группой. Решение подготовительных задач на доске.
| Задания для учащихся | Предполагаемые ответы учащихся | |||||||||
| Задание №1 1. Построить параллелограмм АВСD. Точка М Найти сумму векторов:
2. Найти разность векторов:
3. Могут ли векторы 4. Разложите векторы
|
3.Векторы 4.Векторы
Решаем систему уравнений: Получаем: |
|||||||||
| Задание №2 Дано Найти скалярное произведение:
|
Вычисления можно оформить таблицей:
|
|||||||||
| Задание 3 Известно, что |
![]() |
3. Решение задач
Задача №1
Дан параллелограмм ABCD. Точки М и N середины
сторон AD и DC параллелограмма. ВМ=6; BN=3,
. Найдите
стороны и углы параллелограмма?
Решение:
1. Переведем условие задачу на векторный язык.
2. Выбираем базис. В качестве базиса возьмем
векторы ![]()
Разложим векторы
по векторам ![]()

3. Решая относительно
и
систему
![]()

Находим 
4. Составляем таблицу умножения для этого базиса.
| 36 | 9 | |
| 9 | 9 |
Пользуясь таблицей, находим:

5. Ответ:

Предлагаем учащимся составить алгоритм решения задач на вычисления расстояний и углов.
Алгоритм решения задач:
- Перевод условия задачи на язык векторов;
- Выбирается подходящий базис; разложение всех введенных векторов по базису;
- Составление векторного равенства или системы равенств; упрощение векторных равенств и их решение;
- Составляется таблица скалярных произведений векторов этого базиса;
- Имея таблицу и зная разложения векторов в этом базисе, вычисляются длины этих векторов и углы между ними.
- Объяснение смысла полученного результата.
Задача №2
В правильном тетраэдре ABCD точки K, M, N - середины ребер CD, AD, AB соответственно, точка О - центр треугольника АВС. Найдите угол между прямыми МО и KN?
Составляем план решения задачи:
1. Делаем рисунок и обозначаем векторы: 
Принимаем длину ребра пирамиды за единицу.
2, 3. Перечисленные векторы образуют базис пространства.
Разложим векторы
по базису.
![]()
Точка О - центр треугольника АВС, тогда ![]()
Точка М - середина AD,
;
)
Аналогично ![]()
Скалярное произведение ![]()
4. Составляем таблицу скалярного умножения:
1 1 1
5. Раскрывая скобки и пользуясь таблицей,
находим что ![]()
Аналогично находим 
6. Записываем ответ задачи.
Домашнее задание. Глава 4,5 п.46-48.№ 466;
Итоги урока.
Литература.
- Геометрия 10-11кл. автор Атанасян В.Ф. Просвещение. 2000.
- "Применение векторов для решения задач" авторы В.Б.Некрасов и Б.М. Беккер. "Магистр". 1997.
- "Школьная математика" автор В.Б.Некрасов. "Авалон". 2006.
- "Геометрия в таблицах и схемах" Н.Н Евдокимова. "Лира". 2004.











