Во что играют наши дети. Правила организации игровой деятельности (практикум)

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • рассмотреть правила организации игровой деятельности;
  • показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка;
  • познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях;
  • дать рекомендации в форме практикума по разумному и интересному проведению досуга с детьми.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительная работа:

1. Предварительное анкетирование родителей:

- В какие игры вы играете с детьми дома?

- Чему могут научить ребенка эти игры?

- Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком?

- Есть ли дома игры, игрушки, выполненные своими руками?

-  Во что любит играть ваш ребенок?

Предварительное анкетирование учащихся:

- Какая твоя любимая игрушка?

- Во что ты любишь играть дома?

- В какие игры ты любишь играть с родителями?

- Какую игру тебе хотелось бы иметь?

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети, зачем нужна ребенку игра, какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Почему об этом я предлагаю вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть, а те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные, поэтому наша задача исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть, значит – научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.

Настольные игры, шахматы и шашки, логические головоломки, конструкторы предоставляют огромную возможность организовать интересный досуг со своим ребенком. Что мы видим сейчас на прилавках магазинов? Миниатюрные наручники и резиновая дубинка. На что ориентирует эта игра? На профессию полицейского? Думается, что вряд ли. Скорее всего на насилие – когда это самый короткий путь решения проблем. Вы скажете, а как же мы играли игрушечными мечами и саблями? Когда-то сынишка, получив в подарок игрушечный меч, тотчас направлялся в темную комнату и через несколько минут выходил из нее счастливо улыбаясь. «Он убежал, Бармалей!». Игрушечный меч оказался оружием против страха темноты. Барби, Синди – куклы ваших дочек. Кто они? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, скорее всего, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как нам были дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали… А электронные игрушки? Это ведь вред здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики…). Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови, учащается сердцебиение. Психологами подмечено: компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. А где же общение с семьей, со взрослыми, игры со сверстниками?

Игра – дело серьезное. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре, и вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться, поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и пяти минут. Но если это игра «Совушка», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научит его действовать и поступать в соответствие с нравственными требованиями.

Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставании в развитии.

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки и т.д.

Сегодня мы обучимся играм развивающего характера, воздействующим непосредственно на психологические качества личности ребенка.

Практикум для родителей.

Игры на развитие речи детей.

1. «Пословица недаром молвится».
Задание. Вдумайтесь в начало пословицы, вспомните или подберите подходящий к ней конец.

Землю красит солнце,…

 

 

…а лень портит.

Труд кормит,…

 

 

…мать ученья.

Возьми книгу в руки,…

 

 

…а человека труд.

Повторенье - …

 

 

…и не будет скуки.

2. «Преобразование слов».

Задание. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово:

Столб

 

укол

 

полк

Волк

 

тепло

 

стол

Всласть

 

клад

 

лампа

3. «Лучший скороговорщик».

Задание. Произнесите быстро и отчетливо скороговорки:

На березе галка, на берегу галька.

Дятел дуб долбил да недодолбил.

Игры на развитие психических процессов и раскрытие личностных возможностей ребенка.

1. «Разрезные картинки».

Задача играющих – собрать из отдельных частей картинку (по образцу или без образца). Задание можно усложнить, если перепутать части двух-трех картинок.

2. «Пантомима».

Участники игры становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Например, стирает белье, тащит тяжести, шьет и т.д. Остальные должны догадаться, что изображал игрок.

3. «Испорченный телефон».

Это игра нашего детства. Ведущий вручает первому игроку команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первый игрок прочитывает шепотом скороговорку и передает рядом сидящему игроку, тот – своему соседу, и так до конца. Последний называет скороговорку, сравнивают ее с оригиналом.

4. «Покормите рыбок».

Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. На обратной стороне рыбок написаны примеры. К левой и правой части прикрепляются рисунки с изображением кормушек, на которых написаны числа, обозначающие ответы. Участники игры, решая примеры, размещают рыбок возле своих кормушек.

5. «Составь слово».

Детям предлагаются карточки с буквами и фрагментом урока. Надо составить слово и прочитать его. Помощь окажет рисунок, который будет составлен в случае правильного расположения букв.

6. «Чудесный мешочек».

Водящий опускает руку в мешок, ощупывает предмет и описывает то, что ощущает. Учащиеся должны догадаться, о каком предмете идет речь.

Приложение.