Цель конкурса: совершенствование практических навыков у обучающихся, повышение знаний по правилам дорожного движения, содержанию техники, правильного управления трактором, усвоение достижений науки и передового опыта, воспитание бережного отношения к технике.
Организация соревнований.
Соревнования проводят в два этапа:
- 1-й этап – ТЕОРИТИЧЕСКИЙ – конкурс по знаниям правил дорожного движения. Проводится в классе по тестовым заданиям, участвует вся команда. Вопросы по ПДД – экзаменационные тесты.
- 2-й этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ - проводится на специальной площадке с использованием учебных тракторов МТЗ–80, на одной учебной точке конкурс «Подготовка трактора к запуску и его запуск» - участвует 1 человек; вторая учебная точка «Вождение колёсного трактора задним ходом. Подъезд к прицепному или навесному орудию. Проезд через ворота» - участвует 3 человека.
В соревнованиях принимают участие команды из 5 человек (выпускной курс).
Перед началом конкурса участники должны представить в судейскую комиссию следующие документы:
- Заявку подписанную мастером производственного обучения;
- Копию справки о состоянии здоровья с допуском к работе на механизированных транспортных средствах;
- Справку о прохождении инструктажа по технике безопасности, заверенную мастером производственного обучения, представившего участника.
Подготовка к соревнованию.
Чтобы успешно провести соревнование, требуется тщательно подготовить трактора (см. приложение 2), площадку с препятствиями для проведения конкурса по вождению, назначить судейскую бригаду из опытных мастеров производственного обучения и преподавателей на каждый этап конкурса.
Ход соревнования
Конкурс «Знаток правил дорожного движения». Проводится в классе по тестовым заданиям, участвует вся команда. Вопросы по ПДД – экзаменационные тесты.
ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
Каждый правильный ответ в билете – один балл. Победитель определяется по наибольшей суммы баллов набранной командой, а в личном первенстве каждым участником.
Конкурс «Подготовка трактора к запуску и его запуск» участвует 1 человек
Конкурс начинается по команде судьи и проводится на время.
Задание начинают выполнять с подготовки трактора к работе и запуска двигателя. Эти операции учащийся выполняет, не сопровождая их пояснениями. Если учащийся ошибается, судья фиксирует это в протоколе соревнований.
Учащийся готовит трактор к пуску, проверяет заправочные баки, выполняет операции ежесменного технического обслуживания, а мастер при этом следит за правильностью выполняемой работы.
Важно при наблюдении за действиями учащегося проследить за последовательностью выполнения операций обслуживания. Если замечены нарушения, судья фиксирует это в протоколе соревнований.
Кроме этого, судья внимательно наблюдает за действиями учащегося, отмечает ненужные движения, излишние передвижения, неправильное положение корпуса. Правильные движения учащегося уменьшают затраты времени на выполнение операции, снижают усталость.
После пуска двигателя и проверки его работы судья выключает секундомер.
Баллы назначаются за затраченное время на выполнение задания и правильность действий учащегося.
Примечание: при нарушении мер безопасности участник снимается с соревнований.
Этапы конкурса |
Правильно |
Неправильно |
1. Прослушивают работу дизеля, механизмов трансмиссии и ходовой части трактора (ненормальные шумы и стуки должны отсутствовать). |
1 балл |
0 баллов |
2. Проверяют работу контрольных приборов, звукового сигнала, приборов освещения и световой сигнализации, стеклоочистителя. |
1 балл |
0 баллов |
3. Определяют исправность гидравлической навесной системы и гидроусилителей. |
1 балл |
0 баллов |
4. Проверяют наличие свободного хода рычагов и педалей управления, тормозов, главного сцепления. |
1 балл |
0 баллов |
5. Останавливают дизель и сразу же на слух проверяют работу центробежного масляного фильтра. |
1 балл |
0 баллов |
6. Очищают трактор от пыли и грязи. Выясняют состояние наружных креплений деталей и сборочных единиц. Убеждаются в отсутствии течи топлива, масла, охлаждающей жидкости, электролита. |
1 балл |
0 баллов |
7. Производят дозаправку отстоенным или профильтрованным дизельным топливом основного бака трактора и при необходимости доливают топливную смесь в бак пускового двигателя. |
1 балл |
0 баллов |
8. Проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливают ее. |
1 балл |
0 баллов |
9. Определяют уровень масла в поддоне картера дизеля (через 15...20 мин после его остановки) и при необходимости доливают масло до уровня верхней метки масломерной линейки. |
1 балл |
0 баллов |
10. Запуск пускового и основного двигателя |
1 балл |
0 баллов |
Конкурс «Вождение колёсного трактора задним ходом. Подъезд к прицепному или навесному орудию. Проезд через ворота» - участвует 3 человека.
Вождение колесного трактора задним ходом отрабатывается по следующим этапам:
- вождение задним ходом по прямой и с поворотами;
- подъезд трактора к прицепному орудию;
- подъезд трактора к навесному орудию;
- проезд через ворота.
Водить трактор задним ходом по произвольным кривым не следует, так как это не улучшает качество выполнения дальнейших элементов задания, а времени требует много.
Эффективно при выполнении этого задания вождение по заранее взрыхленному участку, так как после каждого движения хорошо видны следы движения трактора. Оставленные на почве следы дают возможность анализировать допущенные ошибки и исправлять их.
При движении трактора задним ходом повороты осуществляются так же, как и при движении передним ходом, т. е. для поворота трактора влево рулевое колесо поворачивают влево, но учащийся после первых поворотов, убеждается, что колесным трактором управлять сложнее.
В таких случаях мастер обязан показать учащемуся, как правильно провести трактор. Важно научить учащегося определять, на какой угол должны быть повернуты передние колеса, чтобы повернуть трактор на необходимую величину. Поэтому учащийся должен периодически контролировать направление движения трактора по положению передних колес. На первых порах это можно делать с остановкой трактора, так как при движении задним ходом все внимание обращено назад, а учащийся еще не сможет в сложившейся обстановке быстро делать выводы.
Второй этап задания учащийся должен начать с подъезда к условной прицепной серьге. Для этого трактор следует вывести на линию, соответствующую прямому движению к серьге.
Нельзя допускать, чтобы учащийся подъезжал без остановки. Двигаясь к прицепной серьге, учащийся левую ногу держит на педали муфты сцепления, а правую на педали тормоза. Частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть малой (устанавливается рычагом управления подачи топлива).
Смотреть назад следует через левое плечо, рулевое колесо поворачивать правой рукой. Периодически останавливая трактор при подъезде, учащийся убеждается в правильности направления движения и при необходимости корректирует его направление. Особенно плавным и медленным должно быть движение, когда до прицепной серьги остается 1,5—2 м. Подъехав к серьге, учащийся останавливает трактор, нажав на педаль муфты сцепления и педали тормозов. Одновременное действие педалями необходимо для точной остановки трактора, в противном случае после выключения муфты сцепления трактор может еще по инерции какое-то время двигаться и наехать на какой-либо предмет.
Наиболее характерные ошибки при выполнении этой части задания — неточный поворот рулевого колеса (что зачастую приводит к выезду трактора за предполагаемую зону подъезда) и неумение быстро остановить трактор, подъехав к прицепному орудию.
Если учащийся повторяет эти ошибки, то мастер еще раз показывает, как правильно подъезжать для того, чтобы трактор не вышел из линии запланированного подъезда; останавливает трактор, а затем включает переднюю передачу и устанавливает в требуемом направлении, после чего продолжает подъезд. При подъездах не следует далеко отъезжать от прицепной серьги, так как это утомляет учащегося и время используется нерационально.
Подъезд к навесному орудию несколько сложнее, так как при этом требуется совпадение двух точек. Поэтому мастер обращает внимание учащегося на то, что такое совпадение возможно только в случае, когда воображаемые оси машины и трактора совпадают.
Во время отработки четвертого этапа учащемуся необходимо следить за тем, чтобы не наехать на стойки с обеих сторон. При движении задним ходом учащиеся часто допускают наезды на стойки ворот передними колесами. Он забывает, что передние колеса при поворотах смещаются в сторону, противоположную повороту и наезжают на стойки. Объяснить, как этого можно избежать.
В практике из-за подобной невнимательности молодых трактористов бывают наезды на ворота, а на машинном дворе — наезды на рядом стоящую машину. Поэтому мастер указывает, что заезжать в ворота задним ходом можно тогда, когда колеса трактора установлены соответственно по прямой.
Чтобы исключить лишние движения при заезде в ворота задним ходом сбоку, следует прежде мысленно представить путь движения.
Постановка такой задачи перед учащимися способствует также развитию пространственного мышления. На заключительном этапе задания все элементы задания выполняют в комплексе, после чего трактор устанавливают па место, очищают от пыли и грязи.
Оценочные показатели при выполнении заданий по вождению
ОЦЕНКА |
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ |
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ |
5 |
Отличное качество выполнения всех приёмов задания в соответствии с указаниями мастера. Действия учащегося спокойные, уверенные, точные, нет резких движений |
Твёрдо усваивает и спокойно применяет полученные знания и умения по вождению, самостоятельно ориентируется в обстановке движения, регулярно проверяет показания контрольных приборов. |
Строго соблюдает правила техники безопасности. |
4 |
Технически правильно отрабатывает все приёмы в соответствии с указаниями мастера, не допускает резких движений, допущенные ошибки не повторяет. |
Достаточно прочно усваивает приёмы по выполнению задания, самостоятельно ориентируется в обстановке, принимает правильное решение под руководством мастера. |
Строго соблюдает правила техники безопасности |
3 |
Упражнение отрабатывает удовлетворительно в пределах технических требований, повторяющиеся неточности исправляет при помощи мастера после дополнительного инструктажа. |
Недостаточно самостоятелен, слабо ориентируется в обстановке движения, правильные решения принимает только с помощью мастера |
Строго соблюдает правила техники безопасности |
2 |
Нарушает основные технические требования в отработке упражнений, управляет трактором с ошибками, которые повторяются и после дополнительного инструктажа, допускает резкие движения. |
Слабо усваивает основные приёмы управления трактором, не ориентируется в обстановке движения, не может принимать соответствующие решения, отвлекается и не следит за дорогой и контрольно – измерительными приборами. |
Не совсем точно соблюдает правила техники безопасности |