Цели:
Перед началом занятия дети делятся на группы (каждый участник вытягивает жетон с записанным на нём словом).
1 группа- гвоздь, топор, молоток, ножницы, пила (инструменты)
2 группа- шуба, пальто, куртка, шарф, перчатки (одежда)
3 группа- волк, медведь, лось, соболь, заяц (звери)
4 группа- суп, хлеб, печенье, конфеты, яйцо (еда)
На доске пословица "Грамоте учиться - всегда пригодиться". ( Дети объясняют смысл)
Учитель: Сегодняшнее занятие поможет вам лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговорка.
Любите свой родной язык, берегите его, не засоряйте словами, портящими его.
1 конкурс.
Учитель: Налетел осенний ветер и разогнал облачка. Помогите словам "облакам" построиться по - порядку. Если поставите правильно, то прочтёте поговорки:
" ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ".
"ТЕЧЁТ РЕЧКА, ПЕЧЁТ ПЕЧКА".
"ШИЛА САША САНЬКЕ ШАПКУ".
"МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ".
2 конкурс.
Участники групп вытягивают карточку с одной из букв: К, Н, Л, М
Задание: назвать как можно больше слов на этот звук.
[К], [Н], [Л], [М]
ФИЗ.МИНУТКА.
Весёлые стихи:
Вот так заяц- молодец
Слопал целый холодец
Курицу и луковицу,
Пирожок и пуговицу.Съел солёный огурец,
И зелёный леденец.
Съел варёное яйцо
И выходит на крыльцо.
- Эй, вы, волки и лисицы!
Кто готов со мной сразиться?
Два павлина из корзины
Утащили апельсины.
Ну откуда знать павлинам,
Что они из пластилина.
3 конкурс.
Учитель: В нашей корзине много чего, и овощи, и фрукты, и цветы, и грибы.
Задание: Разобрать на группы и прочитать слово.
1. из овощей - КО-РО-ВА
2. из фруктов - МО-ЛО-КО
3. из цветов - РА-ДУ-ГА
4. из грибов - МА-ЛИ-НА
4 конкурс.
Разгадать ребусы: (Рисунок1)
- "ЗВЕРИ" (ДВЕРИ)
- "РЫСЬ" (РЫБА)
- "УШИ" (ГРУШИ)
- "ПАЛЬЦЫ" (ПАЛЬМА)
ФИЗ. МИНУТКА.
Игра "Жаба - берегись!"
(Слово со звуком "Ж" - хлопать, слово "ЖАБА" - подпрыгнуть):
жаль | жидкий | железо | ЖАБА |
жёлуди | жалить | жара | жетон |
жук | ЖАБА | Жора | жар |
живой | живот | ЖАБА | жизнь |
ЖАБА | жакет | жало | Жак |
Женя | ЖАБА | жир | ЖАБА |
5 конкурс.
Учитель: Нужно исправить ошибки в словах, (раздать листы со словами). Доказать правильность написания изученных орфограмм.
1) оля | чюгун | ручька |
2) печька | чужые | аня |
3) ежы | ушы | жызнь |
4) чюдо | щюка | тащю |
Учитель: Повторяйте за мной последний слог фразы и будьте внимательны, догадайтесь, какое слово получится.
Рассказать я вам могу
Что я видел на лугу - ГУ!
Два зайчонка, знайте все,
Плыли в лодке по росе - СЕ!
Я за ними, а они
Быстро спрятались в тени - НИ!
А потом пришла овца
И рычала на скворца! - ЦА! (ГУСЕНИЦА)
6 конкурс.
Собрать "урожай" из слов. (Команда собирает только те слова, в которых встречается своя буква)
1 корзина - Ш
2 корзина - Ж
3 корзина - Щ
4 корзина - Ч
груши | лыжи | клещи | качели |
шайба | дождик | угощение | печать |
мартышка | ужин | обещать | часы |
шуба | моржи | плещут | чепчик |
шина | художник | щёки | плечи |
тишина | жаба | ущелье | встреча |
ФИЗ. МИНУТКА.
Весёлые стихи.
Кашалот кладёт в салат
Сушки, сахар, шоколад.
А его сынишка
Обожает шишки.Черепаха в пустыне, скучая
Пьёт за чашкою чашку чая.
И не может остановиться,
Очень трудно в пустыне напиться.Бедный дядюшка Кощей!
С каждым днём он всё тощей.
Видно мало ест он щей,
И не любит овощей.Кот на кресле полежал,
Уронил на пол кинжал.
Съел колбаски пол - кило,
И лакает молоко.
7 конкурс.
Участники получают картинки с изображением и написанными словами. Нужно подобрать подходящие по смыслу качества предмета, отвечающие на вопросы какой? какая?
1) САМОЛЁТ (быстрый, реактивный, пассажирский, и т. д.)
2) МАЛИНА (сладкая, вкусная, душистая, и т. д.)
3) ОГУРЕЦ (зелёный, большой, солёный, и т. д.)
4) ВЕТЕР (холодный, сильный, тёплый, и т. д.)
Стихотворение - шутка от Незнайки.
Два голодных почтальона
Отварили: телефоны (макароны)
Одевают два барона
Королю на лоб : ворону (корону)
Утащил мой бутерброд
Под кровать соседский : рот (кот)
У норы за столиком
Завтракают : ролики (кролики)
Летним утром, рано - рано
У ручья паслись :бананы (бараны)
Итог: Вы убедились, как разнообразен, интересен русский язык. Вы сами можете конструировать слова, объединять в группы, находить различия. Желаю успехов.
Награждение всех участников игры.