Информационно-творческий проект. Тема: "Путешествие в Россию XVIII в."

Разделы: Начальная школа


О методе проектов сегодня написано и сказано так много, что и добавить то нечего. Если большинство методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая потом обрабатывается, осмысливается участниками проектной группы. Благодаря этому, методу проектов “ все возрасты покорны”, начиная с ученика I класса и заканчивая людьми зрелого возраста. Информация в чистом виде и, особенно, ее поиск – вот тот неиссякаемый источник, который есть и будет всегда востребованным в любом возрасте нашего бытия.

Двузначное, заданное извне “формирование гармоничной, разносторонне развитой личности” вызывает много вопросов, которые чаще всего остаются без ответов. Классно – урочный процесс в наших общеобразовательных школах претерпевает большие изменения, но главная задача учителя остается незыблемой – научить так, чтобы каждый ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые. В подростковом возрасте эту задачу реализовать проще в силу возраста учащихся, которые стоят на пороге взрослой жизни. Младший школьный возраст – это пора игры и чтобы знания становились для ребенка значимыми, нужна проблема, знакомая для него, для решения которой ему предстоит применять уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

После более глубокого изучения метода проекта, я долго решалась на его реализацию в 2005–2006 учебном году. Наконец решение было принято. Тема первого проекта: “Когда и как появился мой поселок на карте Магаданской области”.

Ни для кого ни секрет, что проект “не вписывается” в урок продолжительностью 40 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует намного больше времени. Постоянная суматоха, каждодневная занятость и напряженность из–за нехватки времени, оптимизма в положительном конечном результате не придавали. Часто напрашивался вопрос: “Зачем связалась?” Конечный результат стал неожиданно востребованный ребятами и их родителями. Исследовательская работа стала достоянием всей школы. Отдельные работы были отмечены на районном уровне.

В 2007–2008 учебном году вопросов и сомнений уже не возникало. Решение начать проектную деятельность с учащимися 4 класса и их родителями было осознанно, более систематизировано и работа на протяжении шести месяцев проводилась спокойно с ясным видением конечного результата. Удалось реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется личностное принятие каждым ребенком целей и содержания обучения. Независимо от значимости ученика в жизни класса и его успешности, каждый прожил в проекте свою роль, что позволило наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в учебной деятельности. Такого рода мотивация очень важна и создать ее не всегда просто. Не менее важно, что в проектной деятельности формируется и “откладывается про запас” опыт ребенка “быть личностью”.

Тема второго проекта: “Путешествие в Россию 18 века”. Конечный результат – создание сборника задач.

Идея создания такой книги пришла во время анализа тематического планирования уроков математики в 4 классе, где авторы учебника “Моя математика” Т.Е Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких предлагают математические путешествия “ на машинах времени”. Реализовать эту задумку помог опыт учителя начальных классов ГОУ СОШ №1065 г. Москвы Людмилы Потрясаевой, который был опубликован в 2006 году.

Осуществить все идеи, которые росли как снежный ком, на уроках математики было нереально, и пришлось интегрировать уроки математики, чтения, истории, художественного труда и в течение трех учебных четвертей подчинить этой цели большинство мероприятия в учебной и во внеурочной работе. Была проведена разъяснительная работа среди родителей и , несмотряна занятость, восемь родителей включились в работу и ответственно отнеслись к поисковой деятельности своих детей.

Практическая работа над проектом

  1. Создание рабочих групп.

Перед началом работы учителем была предложена идея путешествия в прошлое, поставлены задачи и возможные способы реализации этих задач. Были сформированы четыре рабочих группы с учетом возможностей и интересов каждого. В дальнейшем ребята выходили за рамки деятельности своей группы и занимались другими видами работы.

2. Определение тематики и направлений деятельности

Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта, изучение данной исторической эпохи и роль первого учебника математики в общественной жизни России 18 века – определили тематику поиска. Информационный этап включал в себя просмотр художественных фильмов и мультфильмов о Петре I, знакомство с научно-популярной и справочной литературой:

  • детство царя Петра I и петровские реформы;
  • как и во что были одеты крестьяне и горожане в России XVIII века;
  • железоделательные и оружейные заводы;
  • форма одежды и обмундирование русской армии;
  • от “потешного” флота до Балтийского;
  • боевые сражения и оружие для армии;
  • первая русская общеобразовательная школа, первые учителя и учебники;
  • система мер в России XVIII века.

3. Поисковая деятельность, редактирование черновиков и краткие сообщения на уроках.

На этом этапе работы подстерегали самые большие трудности. Пришлось повернуть родителей и детей “вспять”, “скачиваемый” материал из Интернета переработать и вернуть всех участников к традиционному способу добычи информации – к книге, так как содержательная линия должна быть доступна и интересно изложена детям младшего школьного возраста. Такой подход к материалу, избирательности фактов, был порой затруднительным для взрослых.

4. Проектирование и изготовление “машин времени” (см. рисунок 12,14).

Результат работы приятно удивил. Учитель представить себе не могла столько разных моделей “машин времени”. Опыт убедительно доказал, что дети способны творить чудеса, если взрослые заинтересованы в детской “взрослой игре”.

5. Пошив тряпичных кукол и изготовление изделий из теста (см. рисунок 11,16).

На этом этапе работы заслушаны сообщения “Как и во что одевались люди в России XVIII века” и “Форма одежды и обмундирование русской армии”. Шили куклы по специально заготовленным лекалам, а одевали, используя знания о данной эпохе. Куклы-крестьянки, дамы, офицеры и. солдаты, одетые в кафтаны, камзолы, косоворотки и сарафаны, стали героями на последующих уроках.

 6. Выступления на итоговой конференции. Конкурс на лучшего ритора.

Каждое выступление нужно было представить классу так, чтобы все ученики принимали участие в презентации. Свои идеи ребята воплощали разнообразными методами. Были задействованы и родители, которые помогли осуществить задуманное, начиная с составления кроссвордов и заканчивая изготовлением макетов пушечных ядр. Ораторские навыки помогли определить лучшего ритора.

7. Составление задач по следам прослушанных выступлений. Конкурс на лучшую авторскую задачу (см. рисунок 6, 7, 8, 9)

Все желающие попробовали свои силы в создании задач, которые представляли классу и решали на уроках. К каждой задаче ребята придумывали название, рисовали рисунок и инсценировали свою задачу. Выбрать наиболее подходящее – это и стало главной трудностью. Тайным голосованием класс определял лучшие задачи.

8. Изучение старинных мер. Иллюстрирование (см. рисунок 5).

Результатом работы стала выставка рисунков с изображением дюймов, пядей, саженей, верст, аршин, алтын, пудов и др. Значения и результаты вычислений тут же переводились в старинные меры. На протяжении всего учебного года такой иллюстрированный справочный материал был востребован на уроках математики.

9. Создание книги-задачника. Конкурс на лучшую обложку и предисловие к “издаваемой” книге (см. рисунок 1,3).

Книга состоит из следующих разделов:

  • обращение к читателям;
  • краткая историческая справка о первых письменных источниках, Навигацкой школе, Сухаревой башне и “Арифметике” Л.Ф.Магницкого;
  • старинные задачи;
  • справочные материалы;
  • иллюстрированные авторские задачи ребят.

10. Урок-спектакль “Путешествие на машине времени” с использованием метода обучения в сотрудничестве (групповая форма работы)
(см. рисунок 17,18,19,20,22)
(см. Приложение 1)

На этом уроке были представлены все итоговые продукты данного проекта. Декорации к задачам, герои спектакля и сам сценарий урока показал результативность метода проектов. Ребята побывали в роли исторических персонажей и выдуманных героев. Благодаря умениями навыкам работы в сотрудничестве, учащимся и учителю удалось реализовать коллективное планирование, взаимодействовать друг с другом, добиться успеха в решении общих задач.

Все задания на уроке были успешно выполнены всеми группами, о чем свидетельствовали поднятые “знамена” русской армии XVIII века с правильной окраской.

11 .Праздник для родителей. Презентация книги. (см. рисунок 21,23,24)

На празднике были поощрены и ребята и их родители.

Воспитательные задачи реализовывались и рассматривались не только с интеллектуальной стороны, но и, что очень важно, — с эмоциональной. Не только ребята, но и взрослые получили удовольствие и радость от процесса творчества, от собственных, пусть даже маленьких открытий.

Способность человека создавать что-либо новое, оригинальное, значимое для себя и других – это и есть повседневное творчество. Возможности и творческие силы наиболее значимы в детстве, в поре, когда они во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Плюсов и минусов в проектном методе можно найти множество. В этом и заключается “живая” работа учителя, которая помогает “проживать” с детьми весь учебный процесс, а не просто учить и жить около них.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

img05.jpg (54585 bytes)

Рисунок 5

img06.jpg (41782 bytes)

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 11

img12.jpg (36146 bytes)

Рисунок 12

Рисунок 14

Рисунок 16

Рисунок 17

Рисунок 19

Рисунок 20

Рисунок 21

Рисунок 22

Рисунок 23

Рисунок 24

Список использованной литературы

1. Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.

2. Проекты как способ организации детской жизни. — Ханты-Мансийск, 2002.

3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.: АРКТИ, 2006.

4. Потрясаева Л. Чудо-задачник: Статья // Первое сентября. — №10.— М., 2006.