Внеклассное занятие “Омофоны”, посвященное дифференцирующим написаниям, знакомит учащихся с такими орфограммами в русском языке, сознательное усвоение которых, совершенно необходимо для повышения общей грамотности. Сообщая о разных в структурном отношении омофонах, следует также знакомить учащихся с некоторыми случаями их стилистического использования в создании шутливых и сатирических каламбуров.
Занятие проводят сами учащиеся.
1-й ведущий. В нашей речи часто встречаются омофоны. И сегодня мы в этом убедимся.
2-й ведущий. Есть у меня друг Коля. Недавно он писал диктант. А ошибок в его работе… А лучше убедитесь сами. Ошибки его настолько образны, что их можно представить в картинках. ( На доску проецируются картинки и подписи к ним ).
1. Мальчик полоскал собачку.
2. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
3. Все уже спустились с горы, а Витя всё слизал.
4. Мама отварила дверь.
5. Бежит через долы, луга и лиса.
За беленьким зайцем рыжуха-леса. (см. рис1-4).
( Учащиеся указывают на ошибки, подбирают проверочные слова).
3-й ведущий. Да разве один Коля делает такие ошибки? Хорошо, если эти ошибки вызывают только смех, но иногда они приводят к печальным и досадным недоразумениям.
4-й ведущий. Я расскажу вам об одном случае. Знаете ли вы знаменитого Сеню Булкина? Не знаете? Странно. О нём так много говорят. Сеня Булкин – это весёлый и добрый мальчик. Но он не в ладах с грамматикой. И поэтому его жизнь полна забавных, а иногда и печальных приключений.
1-й ведущий. Однажды летом Сеня Булкин отправился отдыхать в деревню к бабушке. Вскоре его мама получила письмо. Вот оно. ( На доску проецируется текст, написанный от руки).
Дорогая мама!
Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обижал всех знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды бабушка дала мне какой-то плот, и я его съел. Утром мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь изъели.
2-й ведущий. Прочитав письмо, мать забеспокоилась: что случилось с сыном? Почему Сеня вздумал обижать ребят, что за странный аппетит появился у ребёнка : съел целый плот и ещё с другом дверь изъели. Она стала думать, что её сын серьёзно заболел,и уже хотела ехать в деревню, чтобы показать его врачам. Однако вскоре выяснилось, что сын её был здоров и весел, дверь у бабушки цела, никто из ребят не был обижен добродушным Сеней.
3-й ведущий. Почему же Сенино письмо вызвало такое беспокойство матери? (Дети указывают на ошибки). Чем же объяснить то, что Коля и Меня сделали такие смешные ошибки? Вы скажете, что они не знают орфографических правил. Это верно.
4-й ведущий. И тот, и другой писали слова так, как они их произносят и как слышат сами. Вот и ошибки! А ведь многие ребята мечтают о том, чтобы писать так, как говорим. Но, как видите, не всегда можно писать слова так, как их произносят.
1-й ведущий. Слова “обижал” и “обежал”, “полоскал” и “поласкал”, “лиса” и “леса”,
“волы” и “валы” разные по смыслу, но произносятся одинаково. Во многих случаях только различное написание даёт нам возможность разграничить их по смыслу. Такого типа слова мы называем омофонами.
2-й ведущий. Итак, омофоны – это такие различные по смыслу слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Само слово омофон составлено из двух греческих слов: омос – одинаковый и фоне – звук.
Проводится игра “Подумай”. Условие игры: кто больше подберёт слов – омофонов за 5 минут.
После игры на доску вывешивается таблица:
Запомни! Омофоны!
ЛЁТ - ЛЁД | ВОЛЫ – ВАЛЫ |
ТРУД – ТРУТ | ПЕСЦЫ – ПИСЦЫ |
МАК – МАГ | ЧАСТОТА – ЧИСТОТА |
РОГ – РОК | БАЧОК – БОЧОК |
ГЛАЗ – ГЛАС | МАХОВИК – МОХОВИК |
БАЛЛ – БАЛ | ПЛОД – ПЛОТ |
ЛУК - ЛУГ | ПРУД – ПРУТ |
Учащиеся указывают различия в написаниях, объясняют значение омофонов.
3-й ведущий. Интересно отметить, что в русском языке омофонами могут быть не только слова, но и отдельные морфемы: корни, приставки, суффиксы, окончания.
4-й ведущий. Омофонами часто бывают родовые и падежные окончания слов. Напишите: домишко и мальчишка. Окончания звучат одинаково, но окончание –о указывает, что это имя существительное , неодушевлённое, в форме именительного или винительного падежа, единственного числа; второе – имя существительное, одушевлённое, и только в форме именительного падежа единственного числа.
1-й ведущий. (Пишет на доске).
НОЖИЩ…
НОЖИЩ…
Допишите окончания так, чтобы образовались два разных имени существительных, обозначающих два разных предмета. (ножища – нога, ножище – нож). Различные написания созвучных окончаний помогают разграничить имена существительные и по грамматическому роду.
2-й ведущий. Итак, мы рассмотрели омофоны – слова и омофоны – морфемы. Сейчас мы познакомимся ещё с одним видом омофонов. Вы его легко определите, когда прослушаете шутливое стихотворение О. Поскребышева “Почему воробья назвали воробьём?” (Ученик читает стихотворение. Учащиеся находят омофоны).
3-й ведущий. В данном случае созвучными оказались уже не отдельные слова или части слов, а слово с одной стороны, и словосочетание – с другой. (воробей – вора бей).
4-й ведущий. Как было уже сказано, омофоны одинаково звучат, но пишутся по-разному. Омофонами могут быть: слово и другое слово; часть слова и часть другого слова; слово и сочетание слов; сочетание слов и другое сочетание слов.
Работа по группам. (Каждой группе раздаются карточки, учащиеся находят омофоны, определяют, к какому типу они относятся).
Склонив главу, натужа грудь.
Склонив главу на ту же грудь.
Дай на сок.
Дай носок.
Афины строят.
А финны строят.
4. На копейку чернил.
На-ка, пей, кучер Нил.
Слушай, мы были там.
С Лушей мы были там.
6. Говорят, на балконе не ходят.
Говорят, на бал кони не ходят.
7. Она нас ищет.
Ананас ищет.
8. Там арка упала.
Тамарка упала.
Ведь это не мой гость.
Ведь это немой гость.
1-й ведущий. Как можно было заметить, омофоны в устной речи порождают неясность в выражении мысли или двусмысленности.
( Двое школьников исполняют сценку – клоунаду А. Барто “А, здравствуйте!...”
Первый: А, здравствуйте… Я смотрю: вы ли, не вы ли?
Второй: Что вылил? Я ничего не вылил…
Первый: Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?
Второй: Ах, выли. ( В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли?
Первый: Да нет же… Я говорю про вас – вы ли, не вы ли?
Второй: Нет, я не выл!
Первый: Ну, и они не выли!
Второй: Боюсь, вы один понимаете, что хотите сказать.
Первый: Нет, не я один, а мы…
Второй: Кто это мы?
Первый: (Объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
Второй: Кто вымытые?
Первый: Да я про всех говорю: Вы, мы, ты, я…
Второй: Все вымытые. (В публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
Первый: Что променяли?
Второй: Я говорю – не про меня ли?
Первый: Ах, не променяли! А что не променяли?
Второй: Я же про себя говорю – не про меня ли?
Первый: Ах, вас не променяли?
Второй: Нет, нам никак не разобраться. (Оба уходят).
2-й ведущий. Как видите, они не поняли друг друга. Истинный смысл высказывания нередко можно определить только при помощи разграничивающих написаний. Во многих же случаях лучше всего строить фразу так, чтобы не возникало двусмысленности. Для этого следует иногда изменить порядок слов в предложении.
Учитель. Омофоны используются для создания разного рода словесных острот, каламбуров, которые нередко принимают афористичный, а чаще даже сатирический характер. Это игра слов : говорится одно, но в сказанном заключён и тонкий намёк на другое. (Учитель читает каламбуры известного поэта ХIХ века Э. Минаева).
Область рифм – моя стихия.
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я к строке бегу от строчки.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
В полудневный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где на сене
Лёжа, слушал песню Сени:
“Ах вы, сени, мои сени…”
(Учащиеся указывают омофоны, определяют их характер).
Подведение итогов занятия.