Уроки исследования - это такие уроки, где активный самостоятельный поиск решения поставленной учителем задачи является содержанием всего урока. Итогом работы станут выводы, самостоятельно полученные школьниками. В данной ситуации используется групповое выполнение исследовательской работы учащимися.
Цели и задачи:
- Охарактеризовать факторы развития туристической деятельности на территории Калининградской области;
- Развивать умение работать с картографическими и статистическими материалами;
- Сформировать представление об уровне развития туризма и его географии на территории области;
- Сформулировать проблемы, стоящие перед рекреационным комплексом области;
- Определить перспективы развития сферы туризма на территории Калининградской области
Оборудование:
Политическая карта мира, политико-административная карта России, физическая карта Калининградской области, карточки-задания для групп, статистические материалы.
Организационный момент: урок условно можно разделить на три части. Во время первой фронтально обсуждаются современные особенности развития туристической сферы в отдельных странах мира, в России и Калининградской области. На втором этапе класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает лист - программу со специальными заданиями. По листу - программе группа проводит мини- исследование по предложенным вопросам через обработку текстовых, картографических и статистических материалов. Результаты исследования обобщаются в устной форме во время третьего этапа урока.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Международный туризм - одна из форм обмена услугами.
Международный туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие отдельных стран. В наибольшей степени оно проявляется в увеличении занятости и создания, соответственно, новых рабочих мест для коренного населения. Уже в середине 1990-х годов в данной сфере было занято 130 млн. человек. Основные объекты такой занятости - так называемая "индустрия туризма".
- Гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, предприятия общепита.
- Туристические фирмы.
- Транспортные организации, отвечающие за перевозку туристов.
- Учебные заведения, обеспечивающие подготовку туристических кадров.
- Информационные и рекламные службы.
- Органы управления туризмом
- Предприятия по производству товаров туристического сервиса.
- Предприятия розничной торговли.
Второй, немаловажный аспект - высокая доходность туристического бизнеса. Так, доходы от туризма в конце 90-х годов во Франции составили 29,7 млрд. долл., в Испании - 29,6, в Польше - 8,4, в России - 7,1. И, наконец, развитие туризма стимулирует развитие других секторов экономики - торговли, общественного питания, транспорта, пищевой и лёгкой промышленности.
Факторами, влияющими на развитие туризма, принято считать следующие: социально- экономические факторы, рекреационно-ресурсный потенциал территории, развитие инфраструктуры и фактор географического положения.
Калининградская область - единственная в России курортная территория на Балтийском море, уголок Европы с мягким климатом, бело-золотистыми песчаными пляжами, фантастическими дюнами заповедной Куршской косы.
2. Задание: используя приложение1, сравните данные по количеству туристов, посещающих ежегодно Калининградскую область и страны - лидеры. Отдельно сравните показатели по Калининградской области со среднероссийскими. Сделайте вывод об эффективности работы туристического сектора в нашей области. Как вы объясните полученные результаты?
3. Групповая работа по исследованию проблем туристического комплекса Калининградской области.
Лист - программа 1 группы.
Задание: оцените уровень социально - экономического развития Калининградской области по следующим критериям:
- общий уровень развития территории, структура хозяйства;
- качество жизни, образовательный уровень населения;
- степень урбанизированности и мобильности населения;
- политическая стабильность региона.
Лист - программа 2 группы.
Задание: оцените возможности инфраструктурного комплекса Калининградской области для развития туристической деятельности. Для этого:
- охарактеризуйте наличие средств размещения туристов в области, количество мест и.т.д.
- оцените перспективы строительства будущих гостиниц, домов отдыха, пансионатов, кемпингов и других объектов рекреационного комплекса;
- оцените возможности транспортного комплекса для въезда - выезда в область и перемещения внутри неё.
Для подготовки используйте дополнительно следующие данные.
Таблица 4.
Средства для одновременного размещения туристов на территории
Калининградской области (2000 г.).
Средства размещения | Общее количество объектов | Вместимость, количество мест |
Гостиницы | 48 | 3122 |
Санатории | 16 | 3744 |
Пансионаты | 13 | 951 |
Дома отдыха | 11 | 560 |
Туристические базы | 24 | 2391 |
Детские оздоровительные лагеря | 22 | 540 |
Всего | 117 | 11308 |
Лист - программа 3 группы.
Задание: оцените рекреационно-ресурсный потенциал Калининградской области. Для ответа используйте следующие вопросы:
- назовите существующие зоны развития туризма в области и охарактеризуйте их с точки зрения оценки природных условий;
- предположите территории, перспективные для развития туризма;
- какие исторические места могут привлекать туристов в нашу область?
- какие культурные объекты (музеи, парки, театры, Концертные залы и. т.п.) есть в нашей области?
Лист - программа 4 группы.
Задание: охарактеризуйте физико-географическое, транспортно- географическое и геополитическое (в т. ч. близость к очагам международных конфликтов) положение Калининградской области. Для этого используйте типовые планы характеристики.
Лист - программа 5 группы.
Задание: предположите виды туризма, возможные для развития в Калининградской области. Обоснуйте свою точку зрения. Для работы используйте следующие данные.
Ошибка! Закладка не определена.
Таблица 5. Структура посещений Калининградской области туристами по целям в 2003 году.
Основные цели посещений | Доля в общем объёме прибытий, % |
Служебные | 38 |
Организованные туристические | 57 |
Частные | 5 |
4.Отчёт групп по предложенным вопросам.
Совместное обсуждение центрального вопроса урока: "Станет ли Калининградская область регионом международного туризма"? Выделение современных проблем туристско-рекреационного комплекса Калининградской области и перспектив дальнейшего, более эффективного его развития.