Цели:
- систематизировать знания о представителях класса НАСЕКОМЫЕ;
- закрепить практические навыки по определению насекомых;
- развитие внимания, сообразительности учащихся, умение ребят работать в коллективе, воспитание чуткого отношения к природе.
Для мероприятия необходимо: рисунки с изображением насекомых, глобус, карточки с заданиями, бочонки с номерами, ватман с рисунком «модной ткани сезона» (рисунки крыльев бабочек), музыка - «Полет шмеля».
Ход мероприятия
Звучит музыка «Полет шмеля».
Учитель: «Ребята, какие ассоциации вызывает у вас эта музыка? (Обсуждение). Вам не кажется, что мы находимся на лугу, среди прекрасных цветов. Посмотрите, какие здесь разные животные (на доске изображения насекомых). А к какому классу они относятся? (Класс Насекомые).
В настоящее время их насчитывают 1,5 млн. видов. Это самая многочисленная группа животных. (Глобус на столе - на нем прикреплены разные насекомые). Поэтому и праздник сегодня в их честь.
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
(Эмблема и название.)
2. ПРАВИЛО ПЕРВОГО ХОДА
На доске.
- Ты прав, одним воздушным очертаньем
Я так мила,
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот – дышу.
(А.ФЕТ)
- Ребята, о ком это стихотворение?
3. ВИКТОРИНА «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
Каждая команда вытягивает бочонок с номером вопроса.
1. В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем ее мы? (Божья коровка)
2. Это насекомое знали еще до н.э. в Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в 10 веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто же это? (Постельный клоп)
3. Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий - наряду с чумой и холерой, наводнениями и воинами. Так, в 125 г. н.э. в римских колонияхКиренаике и Нумидии после опустошительного нашествия этих насекомых от голода умерло 200 тыс. человек. (Саранча)
4. Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом Солнца. (Скарабей)
5. Личинки этих насекомых, называемые наядами, живут в водоемах от 1-3 лет .Взрослым же насекомым отведено на жизнь лишь несколько часов или даже минут. Отложив яйцав воду, они сразу погибают. (Поденки)
6. При малейшей опасности этот жук подворачивает брюшко и из отверстий, расположенных на его конце, выстреливает во врага едким горючим веществом (t +100 оС). При этом раздается громкий хлопок. Брюшко жука очень подвижно, и оно может «стрелять очередями». (Бомбардир).
4. КОНКУРС «УЗНАЙ ПО ПОРТРЕТУ»
- Задумывались ли вы над тем , что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет. Что эти лица по-своему интересны. Постарайтесь угадать по предложенным вам портретам насекомых. Определите, к какому роду, отряду, классу, типу они относятся. Расскажите о их жизни. (Жук-олень, медведка).
5. КОНКУРС «РИСУНОК МАТЕРИИ»
Посмотрите на эту модную расцветку ткани этого сезона (предлагается ватман с рисунками крыльев разных бабочек). Определите, от каких бабочек взяты тоны для этой ткани.
6. КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитанам команд предлагается список, в котором 4 животных относятся к одному отряду, а 5 – лишнее (например: кузнечик зеленый, саранча пустынная, медведка обыкновенная, кобылка бескрылая, цикада певчая)
ЛИШНЕЕ – ЦИКАДА ПЕВЧАЯ (ОТРЯД РАВНОКРЫЛЫЕ)
Комнатная муха, слепень бычий, овод овечий, комар обыкновенный, шершень обыкновенный.
ЛИШНЕЕ – ШЕРШЕНЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ (ОТРЯД ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ).
А пока капитаны думают ,командам загадываются загадки:
Пища моя сладкая,
А мщение – ужасно. (Пчела).Не птица, а летает
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас садится. (Муха)Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Утром ползает, в полдень неподвижна,
А вечером летает. (Бабочка).
7. КОНКУРС «ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ»
По очереди команды называют пример использования насекомых человеком или роль в природе.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ