Александрия была основана Александром Македонским в 332 – 331 гг до н. э. еще во время похода против Дария. Александр (примечания см. в приложении 1) заложил город и назвал его своим именем - Александрией.
Александр Македонский
Александрия располагается на побережье Средиземного моря, на месте деревни Ракода, на косе, между Средиземным морем и озером Мареотис (Мариут).
Александрия строилась по плану архитектора Дейнократа, друга Александра Македонского.
Сразу после смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. началась борьба между полководцами. Сначала они отнимали друг у друга тело Александра, потом земли и государства. Тело мертвого царя досталось полководцу Птолемею I (III в до н э.). После войн и разделов земли он овладел Египтом. Здесь в золотом гробу и был похоронен великий завоеватель.
Птолемей Филадельф и его жена Арсиноя
Александрия стала памятником Александру. Благодаря стараниям Птолемея и его потомков она превратилась в столицу греческой и мировой культуры, науки и торговли.
Именно благодаря торговле, которой чрезвычайно благоприятствовало выгодное месторасположение города, Александрия росла и возвышалась.
Совершим и мы историческую экскурсию, познакомимся с достопримечательностями Александрии.
Александрия – город (5,5км х 1,7км), окруженный мощной крепостной стеной.
Множество торговых кораблей прибывало в столицу Египта. Уже издалека, даже в непогоду, моряки видели маяк, расположенный на восточной оконечности острова Фарос.
Александрия сообщалась с островом Фарос дамбой с протяженным молом Септастадион (греч. “Семь стадий”). Имела две гавани – Большую, или Новую, на северо-востоке и Старую, или гавань Эйносто, на юго-западе.
Маяк был построен в 280 г до н. э., лежал в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии и представлял собой башню высотой 135 метров (40-этажный дом). Его свет был виден на расстоянии до 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км).
Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, дина стороны которого составляла 30 м (площадью 60 кв.м).
Во внутренних помещениях хранился инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это была 40-метровая восьмигранная призма – башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады – 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костер. Каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы и стекла. По другой, благодаря использованию прозрачных шлифованных камней-линз.
Горючий материал доставляли по пологой винтообразной лестнице, построенной внутри маяка.
История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись “Сострат, сын Декстифона, посвятил богам – спасителям ради мореплавателей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора – он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.
В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 г (по другим источникам в 1326 году) он был разрушен почти до основания. На руинах маяка позднее, в XV веке, султан Ашраф возвел крепость с круглыми сторожевыми башнями, частично сохранившуюся до наших дней.
Минуя маяк, заходим в гавань. Здесь суда из многих стран доставляли немало иностранцев.
Морской порт
Шумная толпа наполняла улицы, площади. Интересна планировка улиц.
Александрия была построена по единому плану, ее улицы пересекались под прямыми углами. Длина главной улицы 6 км. Улица вымощена мраморными плитами и настолько широка, что по ней свободно едут несколько повозок.
На плане города можно увидеть: гимнасий, театр, стадион.
Гимнасий – государственное учебно-воспитательное заведение, в него поступали после палестры (гимнастической школы для мальчиков 12 – 16 лет) юноши 16 лет из знатных семей и до 18 лет занимались в нем гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование.
Стадион – место для состязаний, комплексное спортивное сооружение, включало спортивное ядро (поле, беговые дорожки, места для прыжков и метаний), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики.
Театр (место для зрелищ), род искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой, существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
Греческий театр
Был в Александрии и Музей.
Греко-римский музей
Современный музей – научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение и изучение памятников истории.
В III в до н.э. Музей – Музейон – Дом муз (покровительниц поэзии и науки). Музейон был большим и красивым зданием, окруженным зеленью. Там работали ученые и поэты по приглашению царя. В Доме Муз им предоставляли бесплатное жилье, питание.
Ученые и поэты встречались в портиках и знакомили друг друга со своими открытиями. Познакомимся с некоторыми и мы.
Так как в Музейоне была обсерватория, там работало немало астрономов. Из астрономов Александрии самым известным был Аристарх Самосский.
Наблюдая за небесными светилами, Аристарх заметил, во-первых, во время затмений Солнца Луна закрывает собой солнечный диск, следовательно, она находится ближе к Земле. Во-вторых, он наблюдал покрытие Луной Марса.
Приводил он в своих сочинениях и мнение о том, что звезды находятся, по меньшей мере, в девять раз дальше от Земли, чем Солнце. Вопросы о расстояниях и о размерах небесных тел были очень серьезны.
Расстояние Земля – Солнце в 18 – 20 раз больше расстояния Земля – Луна. (На самом деле расстояние до Солнца раз в 400 больше расстояния до Луны.) Аристарх ошибся потому, что определить без специальных инструментов момент полулуния чрезвычайно трудно. Даже современные инструменты не дают точного результата. Поверхность Луны настолько неровная, что граница света и тени получается прерывистой, изломанной линией. И определить, когда она будет проходить точно посередине лунного диска, нелегко.
Аристарх Самосский предложил свою систему мира, согласно которой Солнце неподвижно и находится в центре звездной сферы, а Земля не только облетает светило, но еще и вращается вокруг своей оси. Также облетает Солнце и другие планеты.
Система мира А. Самосского
Великолепная гипотеза! Но в древности у Аристарха почти не было последователей, почти у всех она вызывала яростные возражения. Одна из причин заключалась в предрассудках: люди хотели считать Землю центром мира. Этого требовало их самолюбие. Ведь человек был “солью Земли”. Но что еще?
Главное, пожалуй, заключалось в том, что новая система Аристарха Самосского давала большие ошибки при вычислениях. Аристарх был уверен, что все планеты облетают Солнце по своим круговым орбитам. На самом же деле, мы знаем, орбиты эллиптические. Не были известны размеры Земли, не вычислены точные расстояния…
Словом, система Аристарха была, конечно, в принципе правильной, но она появилась преждевременно. Хотя для времени Аристарха Самосского это был выдающийся результат, ведь с тех пор прошло более 2000 лет.
Жил и работал в Александрии древнегреческий географ и астроном Эратосфен из Кирены.
Эратосфен
Эратосфен установил диаметр Земли, допустив ошибку в 75 метров. Он предсказал также возможность кругосветных путешествий.
Географическая карта Эратосфена
Александрийские астрономы открыли много новых созвездий. Одно из созвездий они назвали в честь жены Птолемея III “Волосы Береники” (“Волосы Вероники” – созвездие Северного полушария, в созвездии находится невидимое невооруженным глазом рассеянное звездное скопление.)
Созвездие "Волосы Вероники"
Созвездию посвящен также и миф, который рассказывает о том, что когда царь Птолемей III ушел на войну в Сирию, его жена, царица Вероника поклялась возложить свои волосы на алтарь богини красоты и любви Афродиты, если муж вернется с войны невредимым. Птолемей вернулся. И волосы царицы были возложены на алтарь, но вскоре пропали оттуда. Тогда царские астрономы назвали созвездие “Волосами Вероники”, а царский поэт Каллимах в стихах прославлял волосы царицы, взятые богами на небо.
Главными представителями александрийской поэзии кроме Каллимаха являются: Феокрит, Аполлоний Родосский, Леонид Тарентский.
Отличительные признаки александрийской поэзии – утрата гражданственности и монументальности формы, интерес к частной жизни, ученость, изысканно-загадочное выражение мысли.
При Музейоне находилась библиотека. Там хранились произведения Евклида.
Евклид
Евклид – древнегреческий ученый был родом из Афин, жил в Александрии, преподавал математику, астрономию. Известны его 15 книг по математике под общим названием “Начала”, содержащих основы античной математики, элементарной геометрии, теории отношений и метода определения площадей и объемов.
Евклид оказал большое влияние на развитие математики. Известны его работы по оптике, теории музыки.
Прочитав труды Евклида – Архимед, самый знаменитый из всех ученых древности, доказал много новых теорем. Ученые геометры умели находить площадь треугольника, квадрата, а вот вычислить площадь круга не мог никто, ведь окружность не измерить линейкой. Архимед высчитал такое число (это число сейчас называется числом “пи”), умножив которое на радиус – расстояние от центра круга до окружности – можно получить площадь круга. Определение числа “пи” было одним из самых великих открытий в геометрии. Да и сама геометрия считалась главной среди наук, так как изучала законы, применимые в любых случаях.
Архимед
Другим знаменитым открытием Архимеда стал закон о соотношении шара и цилиндра одинаковых размеров, то есть шара, который вмещается в цилиндр. Архимед доказал, что объемы такого шара и цилиндра относятся друг к другу как два к трем. Он так гордился этим законом, что попросил, чтобы на его могиле поставили памятник с чертежом шара, вписанного в цилиндр.
Также можно было познакомиться с произведениями Гомера и Софокла, Эзопа. Эти произведения были написаны на папирусных свитках или на пергаменте (выделанная кожа молодых животных.) Пергамент был удобнее папируса. Он вытеснил папирус и стал основным материалом для письма. Всего около 700 тысяч свитков хранилось в библиотеке Александрии.
Гомер |
Софокл |
Тексты поэм Гомера |
Александрийская библиотека, наиболее известная библиотека античности, крупнейшее хранилище античных книг. Являлась частью Музейона, библиотека была создана во времена правления в Египте Птолемея 1 в начале 3 в. до н. э., а расширена во времена правления сына Птолемея 1 – Птолемея 2. Первоначальная структура библиотеки была разработана Деметрием Фалерским, хорошо знакомым с устройством библиотеки в Афинах.
И музей, и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находился на полном содержании египетских царей.
Библиотека в основном была греческой, но по сообщениям античных авторов, включала также и греческие переводы с других языков.
Первым библиотекарем был Зенодот Эфесский, который специализировался на классификации произведений античной поэзии. Долгое время хранителем библиотеки был знаменитый поэт и ученый Каллимах (III в до н.э.), глава александрийской школы поэзии. Он составил обстоятельное описание находившихся в библиотеке рукописей. После Каллимаха библиотеку возглавляли великий географ и математик Эратосфен, редакторы и филологи – Аристофан и Аристарх Самосский.
Издательская программа библиотеки предусматривала переписывание. Подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции, которое мы сейчас называем “книгами” (возможно, для обеспечения стандартной длины свитков), и последовательное введение систем пунктуации.
Музейон и библиотека просуществовали вплоть до III века н. э., ликвидированы при императоре Аврелиане в 2722 – 273 гг н. э.
Остатки некогда богатейшего собрания книг были сожжены в IX веке во времена завоевания Александрии арабами. Большинство античных свитков сохранилось в виде копий, которые в свое время рассеялись по библиотекам цивилизованного мира.
Именно благодаря подобным копиям работы античных ученых и писателей дошли до наших дней.
В составе Римской империи ( с 30 г до н. э.) и Византии (с конца 4 в н. э.) Александрия продолжала оставаться крупным культурно-экономическим центром.
В 1 в н. э. Александрия с населением около 1 млн. человек была вторым по величине (после Рима) городом Римской империи. Один из главных центров раннего христианства, позже центр христианского богословия и место пребывания патриарха.
Именно из Александрии в 1 в н. э. началась христианизация Египта, но и гонения на христиан при императоре Диоклетиане, который в 295 году повелел разрушить город. С этого времени начался упадок Александрии, который усилился с возвышением Константинополя.
В средние века Александрия остается торговым городом Византийской империи, однако 14-месячная осада и последующее ее взятие арабами под предводительством Амру в декабре 641 года нанесли сокрушительный удар по ее торговым связям, оставив за Александрией только торговлю с Индией, которая велась по традиционному пути через Красное море.
После основания Каира в 969 году упадок Александрии усиливается, а с открытием морского пути вокруг мыса Доброй Надежды от Александрии отошла торговля с Индией.
Во время турецкого завоевания Египта в 1517 году Александрия была сильно разрушена, и в 1777 году насчитывала не более 6 тыс. жителей. В 1798 году была взята Наполеоном Бонапартом. Возрождение Александрии относится к началу XIX века. При Мухаммеде Али здесь была сооружена новая верфь и канал Махмудие (1820 г). В 1856 году город был соединен железной дорогой с Каиром.
Во времена англо-египетской войны в 1882 году городом овладел Ораби-паша (Араби-паша). 11 июля 1882 года Александрия подверглась варварской бомбардировке с британских кораблей, 15 июля десант овладел городом. Александрия была превращена в колониальный порт, откуда вывозился египетский хлопок. В городе были сосредоточены иностранные банки, компании, агентства. Порт использовался как стоянка английских военных судов.
В 1891 году основан греко-римский музей (40 тысяч экспонатов), музей изобразительных искусств, музей королевских драгоценностей (собранных Мухаммедом Али) и его наследниками), гидробиологический музей (50 аквариумов), скелет 17-метрового кита) и другие музеи.
В I половине XX века Александрия стала одним из центров национально-освободительного движения в Египте.
В 1920-х гг. в Александрии жил известный русский художник Иван Билибин.
Александрия сегодня – второй крупнейший город Египта. Население 3,977 млн человек. Это крупный транспортный, торгово-промышленный центр Египта.
Александрия сегодня
В Александрии находятся предприятия нефтеперерабатывающей, химической, цементной, текстильной, машиностроительной промышленности. Разнообразные ремесла.
В современной Александрии сохранилась старая историческая часть с ее узкими улочками времен Османской империи и домами с резными деревянными фонариками над окнами. На площади Ат-Тахрир (площадь Свободы) с конной статуей Мухаммеда Али (вторая половина 19 века, автор – французский архитектор А. Жакмар) находится церковь Св. Марка, здания биржи и министерства юстиции.
Александрийская церковь
Центр города – площадь Саада Зуглула, когда-то на ее месте находился Цезариум, строительство которого было начато Клеопатрой, на территории которого возвышались два великолепных обелиска. В городе много мечетей.
Самая большая в Александрии мечеть Абу-эль-Аббаса (18 век, перестроена в 1944 г.) построена на месте не сохранившейся мечети над усыпальницей мусульманского святого Абу эль-Аббаса эль-Мурси (1219-1287 гг.) Мастерски выполнены орнаменты четырех куполов и минарета высотой 73 метра, декор фасадов и резной мин бар (кафедра, с которой читаются пятничные проповеди).
Усыпальница
Дворец Эль-Монтаза (начало 20 века), состоящий из нескольких зданий, с парком площадью 15 га – бывшая летняя резиденция королевской семьи. Дворцы (ныне музеи): Рас-эт-Тин (начало 19 века), Фатима эль-Захраа (19 век).
Одна из интереснейших достопримечательностей Александрии - т. н. Колонна Помпея, воздвигнутая на месте предполагаемой гибели Гнея Помпея. 27 – метровая колонна из асуанского гранита.
Гней Помпей |
Колонна Помпея |
Закончить экскурсию по Александрии хотелось бы пушкинскими строками:
И вот уже сокрылся день,
Восходит месяц златорогий.
Александрийские чертоги
Покрыла сладостная тень.
Фонтаны бьют, горят лампады,
Курится легкий фимиам,
И сладострастные прохлады
Земным готовятся богам.
Бегут годы и столетья, меняется древний город, но его жители всегда будут помнить и хранить историю возникновения Александрии, ее исторические памятники для потомков.
(Примечания см. в приложении 1).