Цель: Закрепление устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100.
Познакомить с названиями групп животных.
Развитие математического мышления, устной речи, пополнение словарного запаса.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: поезд с вагонами, картинки о животных, кроссворд, филфорд, цепочки примеров, загадки, дерево рассуждения, иллюстрации к сказке “Муха-цокотуха”, перфокарты, “Красная книга”.
Ход урока
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
Тут затеи и задачи, игры, шутки – всё для вас.
Пожелаю вам удачи – за работу, в добрый час!
Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи, используя устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100, отправимся путешествовать по увлекательному миру животных.
Работаем 2 урока. В сказочную страну мы отправимся на поезде.
- Игра “Подготовка поезда”. Электровоз с вагонами, на вагонах примеры. Расставить вагоны по порядку.
Примеры читаем разными способами. Кто догадался, почему 6 вагонов?77- 76 = 53- 50= 92- 90=
86- 80 = 12- 8= 65- 60=
3. Покупка билетов. 1 д. 8 ед.= 6 д. 3 ед.= 5 д. 4 ед.=
2 д. 0 ед.= 8 д. 1 ед.= 9 д. 0 ед.=Повторение правил поведения в общественных местах.
4. Первая станция “Звери”. Картинка медведя. К какой группе животных он относится?
Какие признаки у этой группы? Кто ещё относится к зверям?
Вывод: у зверей шерсть, на голове уши, глаза, рот с губами, 4 лапы, короткий хвост.
Какие животные занесены в “Красную книгу”?
Работа с филфордом. (Смотри приложение № 4)
5. Работа с учебником с. 50 “Звери”.
6. Лесная школа.
а) решить цепочку примеров и узнать, какой зверь самый чистоплотный.
смотри приложение № 6 (а)
б) Какое животное носит своих детёнышей в сумке на животе? (решение примеров по стрелкам – смотри приложение № 6 (б))
Сообщение детей о коале. Коалы обитают в Австралии. Когда на свет появляется маленький коала, он тот час же залезает в сумку к матери. Там он и останется, пока не подрастёт. Сидя в сумке, малыш питается материнским молоком. Когда малыш вырастает 20 см, он покидает сумку матери. Сколько дм? Теперь она носит его на спине.
7. Физминутка.
Впереди из- за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
Стоп! Немного отдохнём и пешком домой пойдём.
8. Вторая станция “Птичий базар”. Картинки птиц. К какой группе животных относятся? Какие признаки у этой группы? Какие птицы занесены в “Красную книгу”?
Вывод: птицы имеют перья, хвост, клюв, крылья, ноги с когтями, глаза по бокам головы.
9. Работа с учебником с. 53 “Птицы”.
Птицы приготовили задачу. На кормушке очень заботливые дети оставили 20 зёрен несолёных семечек и 80 зёрен пшеницы. Сколько зёрен осталось уже сытым птицам, если они склевали 50 зёрен?
а) составляем дерево рассуждения, решение записываем в тетрадь по действиям. (приложение № 9)
А вы не забыли про кормушки?
Сообщение детей. Самая маленькая птичка в России- королёк. Она весит 5 граммов. Это вес конфеты ириски. Кукушка за час съедает 100 гусениц.
10. Игра “Прилетели птицы”. Если допущена ошибка, то топаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… Что неправильно? Мухи – насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи… Страус – птица, крылья почти полностью исчезли, они летать не могут.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки… Комары – насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
11. Третья станция “Насекомые”. Картинки насекомых. Иллюстрации к “Мухе – цокотухе”.
Муха, муха – цокотуха позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Муха нашла 1 рубль. Сколько это копеек?
Пошла муха на базар и купила самовар.
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
Приползло 6 тараканов. Сколько их было бы, если бы ещё приползло 60?
Приходили блошки, приносили ей сапожки.
А сапожки непростые – в них застёжки золотые.
На каждом сапожке 30 застёжек. Сколько всего застёжек висит на сапожках?
Приходила к мухе бабушка пчела.
Мухе –цокотухе мёду принесла. В одной баночке 50 граммов мёда, а в другой 20 граммов. Сколько граммов мёда муха может раздать? На сколько граммов мёда в одной банке больше, чем в другой?
Вдруг какой – то старичок – паучок
Нашу муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить. Дорогие гости, помогите, паука – злодея загубите.
Но никто даже с места не сдвинется, пропадай, погибай именинница.
Это страшное событие началось в 3 часа дня 30 минут. Как по – другому назвать это время?
Вот так друзья! Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей!
А кузнечик, ну совсем как человечек, скок, скок за кусток и молчок!
Посмотрим, какими прыжками он скакал. Переведите в более мелкие.
3м =
1дм 5см =
1м 5см =
А злодей –то не шутит, руки, ноги он мухе верёвками крутит. Первая верёвка длиной 90мм. Вторая – на 50 мм короче. Чему равна длина второй верёвки? Выразить в более крупных единицах.
Вдруг откуда – то летит маленький комарик и в руке его горит маленький фонарик.
(смотри рисунок фонарика в приложении № 11)
Назвать, из каких геометрических фигур он состоит?
Подлетает к пауку, саблю вынимает и ему на всём скаку голову срубает.
Слава, слава комару – победителю!
К какой группе животных они относятся? Чем они отличаются от других?
Вывод: у насекомых шесть ног. Что скажем о пауке?
Бом, бом, бом! Пляшет муха с комаром.
(дети тоже показывают движения)
Поднимите плечики, прыгайте, кузнечики,
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.
Травушку покушайте, тишину послушайте.
12. Станция “Рыбы”. Картинки рыб. Задачи для умников и умниц.
Какую следующую группу животных мы встретим? Отгадайте загадку.
В воде она живёт. Нет клюва, а клюёт.
Работа с учебником с. 52 “Рыбы”. Вывод: водные, у них нет ног, а есть плавники, которые помогают
им плавать, тело покрыто чешуёй.
Задачи для умников и умниц.
1. Летучая рыба может пролететь 10м. Сможет ли она пролететь 2 плота, стоящих вплотную друг к другу, если ширина одного 28дм, а другого на 12дм больше?
2. Лосось, преодолевая бурное каменистое место реки, выпрыгивал из воды. За первый прыжок он пролетел 50дм, за второй 40дм. Какова дальность третьего прыжка лосося, если длина переката 10м.?
3. Рыба – меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин?
Какие рыбы водятся в наших водоёмах? Как их можно сохранить?
Сообщение детей. Окунишки и щучки любят погреться в тёплой воде и понежиться на солнце. Для этого они из глубины выходят на самую мель. Будто бы загорают. Выходят они из глубины на мель тёмные, а позагорают – станут светлыми. Стоит щуке или окуню вновь опуститься в тёмную глубину, и готово – сошёл весь загар! Снова станут тёмными, будто и не грелись на солнце…
Физминутка.
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
13. Станция “Земноводные” Картинки. Работа с учебником с. 51 “Земноводные”. Вывод: относятся лягушки и жабы, тритоны. Часть жизни живут на суше, часть – в воде. Кожа голая, нежная.
14. Станция “Пресмыкающиеся”.Картинки. Работа с учебником с. 51 “Пресмыкающиеся”. Вывод: принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.
Есть и другие группы животных.
Электричка, как стрела, нас по рельсам пронесла. Спасибо за труд!
15. Итог урока.
Что бы это значило? Ж = З + П + Р + Н + З + П (узнали 6 групп животных)
Чтение стихотворения “Про всех на свете” с. 56 Б. Заходер.
Работа по индивидуальным карточкам.
40 + 3 30 + 10
74 – 4 90 - 40
62 – 60 100 - 80
96 – 1 20 + 80
(разные варианты)
Дополнительное задание: кроссворд (смотри приложение № 15)
Как заставить ребёнка 2 класса слушать? Возможно ли в ребёнке удержать чувство радостного удивления? Для этого урок превратила из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, сказки, творчества. Дети чрезмерно подвижны- значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках. Второклассники очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система – значит, не злоупотреблять разного вида соревнованиями, дети ещё не научились с достоинством переносить поражения. У детей повышенная утомляемость- требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Неустойчивое внимание- надо заинтересовать материалом. В урок ввела игры игровые ситуации. Запомнили лучше то, что интересно. Мои ученики менялись на глазах. Спокойные, дисциплинированные, старательные. Это делало мой труд радостным! Урок был обучающим, внимание приковано к материалу урока, дети думали, мыслили, учились использовать знания в жизни, добывать из учебников, дополнительной литературы, действовать в любой жизненной ситуации. Решалась и воспитательная задача: требовалась сообразительность, внимание, выдержка, настойчивость, чувство коллективизма, интерес к предметам, забота о братьях наших меньших.
Урок развивал память и мышление. Была разрядка для нервной системы, не было боязни к знаниям, появилась уверенность в своих силах, улучшился результат качества знаний. Работу по карточкам сделали без ошибок 15 учеников из 16.
С поставленными задачами справились. Закреплены и проверены устные приемы сложения и вычитания в пределах ста. Дети назвали группы животных, используя формулу: животные- это звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Дали краткую характеристику каждой группе. Значит, мыслили, пополнили словарный запас. Через непринужденные вопросы воспитывалась любовь к природе и бережное отношение к ней, дружбу, заботу о тех, кто окружает нас. Серьезное занятие для детей сделано занимательно. Вспомнили слова К.Д. Ушинского “Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным- вот задача первоначального обучения”.
Литература
Т. К. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике.
С. В. Савинова. Нестандартные уроки в школе.
О. В. Узорова. 3000 задач и примеров по математике.
О. В. Казакова. Поурочные разработки по курсу “Мир вокруг нас”. 2 кл.
А. И. Семакина. Поурочные разработки по математике. 2 кл.
А. В. Кочергина. Учим азбуку, играя.
В. В. Волина. Занимательное азбуковедение.
О. Г. Муковникова. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”.
Приложение №15
“Кроссворд”
Картинки: жаба, волк, кот, крот, слон, ёж. Учитель показывает картинки, дети называют животных и заполняют кроссворд.
Приложение №11
“Фонарик”
Приложение №9
“Дерево рассуждения”
Приложение № 6 (а)
8+8-10+30-6+70-80=
Решить примеры и узнать, какой зверь самый чистоплотный.
ёж-2, заяц-11, барсук-20
Приложение № 6 (б)
Решить примеры, используя стрелки. Какое животное носит своих детёнышей на животе в сумке?
енот-3, коала-2, шимпанзе-8
Приложение № 4
Филфорд
64+22= 96-82= 72-20= 49-25= 67+22=
9 8 7 1 4 6
2 4 8 2 8 5
6 6 6 4 4 2
3 4 8 9 5 6