Цели: углубление знаний детей о морских обитателях, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; расширение кругозора детей.
Оборудование: картины, изображающие морских обитателей, компьютер, диск “Морские обитатели”.
Девиз мероприятия:
“Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги”
Ход мероприятия
I. Организация детей на занятие.
Учитель.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
II. Создание ситуации интереса.
Учитель – Ребята, вы знаете морских обитателей? А хотели бы посмотреть сейчас на морских обитателей? Если да, то хлопайте в ладоши.
(Учитель ставит диск “Морские обитатели”)
- Понравились вам эти животные?
- Кто особенно?
- Почему?
- Каких животных вы увидели? (Перечислить).
III.Основная часть.
(На столе у учителя лежат вперемешку картинки с изображением морских обитателей).
Учитель загадывает загадки, ученик, который отгадал правильно, выходит к столу, находит нужную картину, крепит ее на доску и рассказывает о морском обитателе.
Учитель.
Отгадать загадки:
1. Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
( Краб).
Ученик. По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна,- хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.
Учитель. 2.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (осьминог).
Ученик. У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.
Учитель. 3.
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет. (кит).
Ученик. Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и вес 150 тонн. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.
Учитель. 4.
Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи).
Ученик. В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются Моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту.
Учитель. 5.
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
Ученик. Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда – то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины – самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по – особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Дельфины легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. Есть такие дельфинарии и у нас в стране.
Учитель. А теперь, ребята, разгадаем кроссворд.
1 Д | |||||||||||
Е | |||||||||||
1 К | О | Р | А | Л | Л | ||||||
Ь | |||||||||||
Ф | |||||||||||
И | |||||||||||
2 О | С | Ь | 2 М | И | Н | О | Г | ||||
3 Е | Ж | ||||||||||
Д | |||||||||||
У | |||||||||||
3 К | З | ||||||||||
4 А | К | У | Л | А | |||||||
М | |||||||||||
5 К | Р | А | Б |
||||||||
А | |||||||||||
6 П | Е |
Л | А | М | И | Д | А | ||||
7 Р | А | К |
По вертикали: Самые разумные животные океана. Морские животные, напоминающие глубокую миску, от которой тянутся щупальца. Рыба – хамелеон.
По горизонтали: Морские обитатели, построившие Большой барьерный риф. Животное, у которого от туловища отходят восемь конечностей. Морское животное, покрытое панцирем, из которого торчат иглы. Сильные хищники, нередко их называют “морскими волками”. Хорошие мусорщики морского дна. Коралловая змея. Морское животное, которое таскает при передвижении раковину с собой.
Чтение стихов о морских обитателях.
1 ученик.
Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То – то радостно всем было,
Что команда победила.
(Н. Мигунова).
2 ученик.
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине -
Многорукий,
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
(Г.Кружков)
3 ученик.
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хоть он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суше от огромной туши!
(Б.Заходер).
4 ученик.
Золотым играет глянцем
Из воды торчащий панцирь.
Это что за зверь иль птаха?
Без сомнений, черепаха.
(Н.Доброта).
5 ученик.
По-над морем бродит
Ласковый туман.
По утрам выходит
К морю мальчуган.
Мальчик громко свистнет –
Из морских пучин
Выплывает быстро
Голубой дельфин.
(С.Баранов).
Мероприятие заканчивается исполнением песни “Синяя вода”
Муз. В.Шаинский
Сл. Ю.Энтина.
Литература
Расскажите детям о морских обитателях. Наглядно-дидактическое пособие. Издательство “Мозаика - Синтез”, 2007 г.