Цель.
1. Учить умению оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия, умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба, развитие определенного отношения к природному сообществу, связанного с осознанием их неповторимости, ценности и стремлением их оберегать.
2. Развивать речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
3. Воспитывать добрые чувства через любовь и бережное отношение к природе, к своему краю. Воспитывать любовь и интерес к предмету.
I. Организация класса на работу
II. Сообщение темы и цели урока
- Урок окружающего мира. Послушайте загадку и отгадайте:
Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все одежки, а зимние метели в меха его одели. (лес).
- Как вы догадались?
- А кто знает стихотворение о лесе?
“Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!” (С. Погореловский)
- Речь сегодня пойдет не просто о лесе, а о лесе – как о природном сообществе (на доске – тема урока).
-Как вы понимаете “природное сообщество”?
- В конце урока мы уточним ваши ответы, постараемся сделать вывод.
А работать сегодня мы будем по плану: (план на доске) Прочитайте план:
1. Какие растения и животные встречаются в лесу, в чем их особенности?
2. Найди невидимые нити природы и ответь, является ли лес природным сообществом?
3. Что произойдет, если…?
III. Работа над новым материалом.
Начнем наш разговор, с растений, которые растут в лесу, с лесных этажей.
- Как их называют ученые? (ярусы – на доске)
- Из каких ярусов состоит лес?
(Деревья – кустарники – мелкие кустарники – травы – мхи и лишайники).
А сейчас задания будут по группа:
1 и 2 группа получают карточки с названиями ярусов. Найдите ошибку, исправьте, докажите.
3 и 4 группы: Составить ярусы из отдельных названий растений
5 группа работает у доски. Составить по картинкам ярусы леса.
1. Липа
2. Шиповник
3. Малина
4. Клевер
5. Лишайники
- Кто выполнит работу – покажет мне
- Проверка работы всех групп
- Давайте послушаем рассказы о некоторых представителях растительного мира леса (ученики рассказывают и прикрепляют на доску название своего яруса на картинку).
Липа – боярышник – смородина – орхидея – лишайники.
Почему именно такие растения растут в лесу? В чем их особенности? (здесь теплее, чем на открытом месте, в лесу нет сильного ветра, достаточно влаги и света).
- Для чего нужны растения (кислород, пища, укрытие, лечение)
2. Вспомним, на какие группы делятся все животные? (млекопитающие, птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, пауки).
Задания по группам:
1 и 2 группы по описанию определить группу животных, объяснить почему?
1 группа: У этого животного великолепная шкура – черные пятна разбросаны на дымчато – серой шкуре. Шерсть длинная и пушистая, особенно на брюхе, такая окраска хорошо его маскирует. (снежный барс – животное).
2 группа: Маленькие, с нежно-зеленой гладкой кожей и золотистыми глазами, эти животные спокойно раскачиваются на сучке. Их лапки с присосками на каждом пальце прочно держатся за шершавую поверхность (лягушка - земноводная).
1 группа: Тело этого животного густо покрыто волосками. Окраска от бурой до почти черной. Он живет в глубокой вертикальной норке, охотится на насекомых, плетя паутину. (паук).
3,4,5 группы: Расположить лежащие на столе таблички с названиями групп животных напротив соответствующему этой группе животному:
На доске:
- Почему именно такие животные живут в лесу? (достаточно пищи, есть, где укрыться).
- Для чего нужны животные? (опыление, распространение семян, плодов, повышение плодородности почвы)
3. Игра “Сеть жизни”
У меня в руках клубок ниток. Нитки это нить жизни, она будет переходить по пищевым цепочкам леса от одного жителя к другому:
1. Осинка – заяц – лиса
2. Кора дерева – жук – короед – дятел – ястреб
(образуется сеть жизни, если исчезают растения или животные – цепи – разрушаются).
- Какой можно сделать вывод? (Растения и животные связаны между собой).
Задания группами:
3,4 гр. – составить по 1 – 2 цепи питания, записать в тетрадь.
1,2 гр. – подумать, сразу ли могут исчезнуть какие –то виды животных, при исчезновении других (заяц – лиса).
С 5 гр. – повторяется связь растений и животных. (Для чего растения нужны животным? Животные нужны растениям?)
4. В лесу есть еще одна особая группа живых существ. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Это грибы, которые играют очень большую роль. Послушайте запись и ответьте на вопрос. Нужны ли лесу грибы и для чего?
Запись:
В почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Одним из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, насекомые. Некоторыми ядовитыми грибами животные лечатся. Грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, сучьев, листвы. Они поддерживают круговорот веществ в лесу.
- Для чего нужны грибы?
(Грибы дают растениям воду, питательные соли, животным – пищу, лекарство).
- Какой вывод можно сделать?
(Грибы, растения, животные связаны между собой).
- Составьте в своей группе схему связей растений, животных, грибов.
Проверка работы. На доске схемы:
(Грибы нужны растениям, животным, друг другу).
Вывод: все обитатели леса тесто связаны между собой – это по – другому и называется – (сообщество).
Найдите в словаре значение слова “Сообщество” (Ожегов с. 649: “Группа растительных или животных организмов, живущих вместе”).
- Так что же такое “природное сообщество”? (это значит, что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой).
- Является ли лес природным сообществом? Почему?
Каждый день по телевизору, радио, передают прогноз погоды – это научно обоснованное предложение о будущем состоянии погоды.
На основе проведенных наблюдений мы тоже можем составить некоторые прогнозы, только экологические, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимосвязей.
И следующий пункт нашего плана: “Что произойдет, если…”
- Что произойдет, если в лесу уничтожить все грибы? Как надо правильно собирать их?
- Что произойдет, если в лесу погибнут насекомые? (птицы?)
- Посмотрим на примерах, какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу?
2 группа: Мыши и полевки, живущие в лесу, поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? (в лесу есть лисицы, совы, которые поедают мышей).
1 группа: В одном месте люди уничтожили всех волков за то, что они охотятся на оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они съели в этом месте весь корм, стали голодать, болеть. Множество оленей погибло. Что произошло? Как должны были поступить люди? (Животных в лесу можно отстреливать только строго определенное количество).
3,4,5 группы работают с учителем:
Был случай, когда в одной стране стало очень много воробьев. Они клевали зерна. И люди решили уничтожить всех воробьев. Но когда они сделали это, размножились насекомые и погубили немалую часть урожая. Почему это произошло? (Нельзя убивать всех птиц – обязательно расплодятся насекомые, которыми они питаются).
- Из-за того, что люди ведут отстрел животных в неограниченном количестве, у нас многие животные исчезли или находятся на грани исчезновения.
- Где отмечаются растения и животные, которые подлежат охране? (В Красной книге).
- Какие растения и животные, занесены в Красную книгу живущие у нас в Кузбассе, мы называли на уроке? (Марал, орел, журавль, косуля, шмель, орхидеи, купальница).
IV. Обобщение
Всем нужно бережно относиться ко всему живому вокруг нас. Послушайте стихотворение: (под музыку).
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
- В конце урока проверим те знания, которые вы получили на уроке.
Выполнить задания на карточке.
1. Расставьте цифры так, чтобы получились ярусы леса:
Боярышник
Мох
Ель
Медуница
Голубика
Соедини стрелками название животного со своей группой
Соболь |
Пресмыкающиеся |
Бабочка |
Млекопитающие |
Гадюка |
Птицы |
Ястреб |
Насекомые |
V. Проверка работы, оценки
VI. Урок окончен.