Тема: В зоне степей.
Задачи: Формировать у учащихся понятие “степь”, умение находить и показывать ее на карте.
Научить учащихся выявлять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Показать влияние деятельности человека на природу степей.
Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Развивать логическое мышление, стремление анализировать и делать выводы.
Формировать умение самостоятельно пользоваться учебником, добывая новую информацию.
Оборудование: Классная доска, учебник “Природоведение” (авт. А.Плешаков), тетради по природоведению, карта “Природные зоны”, кроссворд, картина “Степь”, таблички со словами (названия остановок), иллюстрации животных и растений степей, жетоны.
Ход урока
1.Организационный момент.
(Класс заранее разделен на три группы).
(настрой на урок)
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в новую природную зону.
А чтобы отправиться в путешествие, нужно выбрать транспорт.
-На чем же мы отправимся в путешествие? Угадайте.
(загадка)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом
Развернется – под лучами
Отливает серебром (самолет).
-А почему удобнее всего нам будет путешествовать на самолете?
-Удобно-то, удобно сверху разглядеть, а можно ли подробно, близко познакомиться с местностью и обитателями с высоты?
-Поэтому по прибытию предлагаю приземлиться, путешествовать пешком, делая привалы, где мы будем отдыхать.
-Чтобы отправиться в путешествие нам нужно приобрести билеты. А билетами будут вот эти жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы.
- А для этого мы должны ответить на некоторые вопросы и выполнить задания.
- Работать будем в группах, так удобнее будет выполнять задания и искать информацию.
2. привал “Проверяй-ка”
(Проверка домашнего задания по теме “Лес и человек”).
-О чем шла речь на прошлом уроке?
-Действительно мы говорили о роли леса в природе и жизни человека.
-Нужно пойти к доске и воспроизвести схемы, которые составляли на прошлом уроке.
(2 ученика работают у доски – жетоны).
- Пока ребята работают, проверим д/з в тетрадях №48 и №49 (за д/з – жетоны).
- Пока мы с вами в лесу, то может случиться так, что понадобиться развести костер.
- Кто напомнит нам как нужно разводить костер?
(1 ученик зачитывает памятку – жетон).
- Лес – это дом для многих животных растенийи насекомых. И как в каждом доме, в лесу должен быть порядок.
- Как нужно вести себя в лесу? (ученик зачитывает памятку – жетон).
3. ост. “Отдыхай-ка”.
(физминутка)
- На прошлом уроке мы говорили о том, что растительность в лесу произрастает ярусами.
-Что такое ярус? (ответ – жетон).
- Давайте отдохнем.
(Игра на внимание “Кусты, деревья, травы).
- Идем дальше. Билеты уже на руках. Видим на опушке леса самолет.
4. ост. “Угадай-ка”.
(Разгадывание кроссворда).
- А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд.
- Разгадав его, мы узнаем в какую природную зону мы отправимся в путешествие.
1). Как называются большие массивы, покрытые древесной растительностью? (леса)
2). Как по-другому называются хвойные леса? (тайга)
3). Какая птичка, живущая в тайге, запасает для себя кедровые орехи в разных местах, часть которых она потом не находит, и эти семена дают на новых местах всходы?
(кедровка)
4). Это дерево растет в широколиственных лесах, его цветы используют как лекарственное растение? (липа)
5). Назовите растение леса с красными ягодами, листочки которого кислые на вкус. (кислица)
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (степи)
- Куда же мы отправимся в путешествие? (в степи)
- И так в путь! Летим на самолете.
5. ост. “Узнавай-ка”
(Усвоение нового материала).
1). Географическое положение и климат зоны степей.
- Что же такое степи?
-Степи – это обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения.
Степи занимают огромные пространства в Америке, Австралии, Азии и России. Вам уже известно, что зона лесов занимает ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. А южнее зоны лесов тепла еще больше, а осадков наоборот выпадает меньше. Поскольку осадков выпадает меньше, то деревьям здесь расти труднее. Поэтому леса становятся все реже и реже, чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Зона лесов сменяется лесостепями, а потом степями.
Степи простираются от западных границ России, до реки Томи. Далее, к востоку, степи расположены островками. Степи для деревьев слишком сухие, а для трав достаточно влажные. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом стоит сухая, солнечная.Осадки выпадают в виде коротких ливневых дождей, влага быстро испаряется, не успев впитаться в землю.
В степи часты сухие горячие ветры – суховеи. (запись слова в словарик)
Иногда они переходят в пыльные бури. После суховеев начинается длительная засуха и пересыхание рек.
Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Снеговой покров очень маленький. Весна здесь начинается рано, в феврале – марте начинается бурное таяние снега.
- Ребята, а на пути у нас первый привал в степях.
6. пр. “Отдыхай-ка”.
(Физминутка на снятие напряжения).
-Не успели мы отойти от 1-го привала, как вдруг неподалеку мы увидели что-то незнакомое, что заставило нас снова остановиться.
7. пр. “Смекай-ка”.
(Работа в группах).
-Ребята, растения и животные степи живут в трудных условиях – это жаркое лето, малое количество осадков. Иногда в течение 1,5 – 2 месяцев не бывает дождей. Поэтому все это заставило растения и животных выработать приспособления, которые помогают им выжить в таких условиях. Но многим растениям и животным степи грозит исчезновение.
- И сейчас на привале нам придется потрудиться в группах.
- Каждая группа получит свое задание и поработает по учебнику.
1 группа.
Стр. 76-77 (1 абзац)
1). Как растения приспособились к степным условиям?
2). Почему они могут переносить засуху?
3). Назовите растения степи.
2 группа.
Стр. 77 (со 2-го абзаца)
1). Как животные приспособились к условиям жизни в степи?
2). Назовите обитателей степи.
3 группа.
Стр. 80-81
1). Почему растения и животные оказались в опасности?
2). Что должны сделать люди, чтобы сберечь сохранившиеся степи вместе с их растительным и животным миром?
(дети работают самостоятельно по учебнику и отвечают – жетоны).
-А на пути у нас последний привал.
8. пр. “Обобщай-ка”.
(Обобщение материала).
- Итак, чтобы возвратиться домой, мы должны ответить на некоторые вопросы:
- По территории какой природной зоны мы путешествовали?
- Какие пространства называем степями?
- Покажите расположение степей на карте.
- Мы говорили, что растения имеют приспособления, позволяющие существовать в степных условиях.
-При изучении какой природной зоны мы тоже говорили о приспособлениях растений? (тундры)
- Почему, живя в таких разных климатических условиях (тундра и степь) растения имеют такие похожие приспособления?
-Что еще вам запомнилось нового на уроке?
- А кто догадался, почему сегодня на уроке у нас билетики-жетончики были именно желтого цвета? (цвет на карте зоны степей).
-Ну вот мы и отправляемся домой.
- Посмотрите, у всех есть билеты на обратный путь? В путь! Домой!
9. ост. “Получай-ка”.
(Итог урока. Выставление оценок).
Домашнее задание: 1). Стр. 76-77, 80-81 (ответить на вопросы)
2). Приготовить два доклада (о верблюде, о тушканчике).