Природные зоны нашей страны. Урок-путешествие по теме "В зоне степей" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: В зоне степей.

Задачи: Формировать у учащихся понятие “степь”, умение находить и показывать ее на карте.

Научить учащихся выявлять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Показать влияние деятельности человека на природу степей.

Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Развивать логическое мышление, стремление анализировать и делать выводы.

Формировать умение самостоятельно пользоваться учебником, добывая новую информацию.

Оборудование: Классная доска, учебник “Природоведение” (авт. А.Плешаков), тетради по природоведению, карта “Природные зоны”, кроссворд, картина “Степь”, таблички со словами (названия остановок), иллюстрации животных и растений степей, жетоны.

Ход урока

1.Организационный момент.

(Класс заранее разделен на три группы).

(настрой на урок)

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в новую природную зону.

А чтобы отправиться в путешествие, нужно выбрать транспорт.

-На чем же мы отправимся в путешествие? Угадайте.

(загадка)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом
Развернется – под лучами
Отливает серебром (самолет).

-А почему удобнее всего нам будет путешествовать на самолете?

-Удобно-то, удобно сверху разглядеть, а можно ли подробно, близко познакомиться с местностью и обитателями с высоты?

-Поэтому по прибытию предлагаю приземлиться, путешествовать пешком, делая привалы, где мы будем отдыхать.

-Чтобы отправиться в путешествие нам нужно приобрести билеты. А билетами будут вот эти жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы.

- А для этого мы должны ответить на некоторые вопросы и выполнить задания.

- Работать будем в группах, так удобнее будет выполнять задания и искать информацию.

2. привал “Проверяй-ка”

(Проверка домашнего задания по теме “Лес и человек”).

-О чем шла речь на прошлом уроке?

-Действительно мы говорили о роли леса в природе и жизни человека.

-Нужно пойти к доске и воспроизвести схемы, которые составляли на прошлом уроке.

(2 ученика работают у доски – жетоны).

- Пока ребята работают, проверим д/з в тетрадях №48 и №49 (за д/з – жетоны).

- Пока мы с вами в лесу, то может случиться так, что понадобиться развести костер.

- Кто напомнит нам как нужно разводить костер?

(1 ученик зачитывает памятку – жетон).

- Лес – это дом для многих животных растенийи насекомых. И как в каждом доме, в лесу должен быть порядок.

- Как нужно вести себя в лесу? (ученик зачитывает памятку – жетон).

3. ост. “Отдыхай-ка”.

(физминутка)

- На прошлом уроке мы говорили о том, что растительность в лесу произрастает ярусами.

-Что такое ярус? (ответ – жетон).

- Давайте отдохнем.

(Игра на внимание “Кусты, деревья, травы).

- Идем дальше. Билеты уже на руках. Видим на опушке леса самолет.

4. ост. “Угадай-ка”.

(Разгадывание кроссворда).

- А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд.

- Разгадав его, мы узнаем в какую природную зону мы отправимся в путешествие.

1). Как называются большие массивы, покрытые древесной растительностью? (леса)

2). Как по-другому называются хвойные леса? (тайга)

3). Какая птичка, живущая в тайге, запасает для себя кедровые орехи в разных местах, часть которых она потом не находит, и эти семена дают на новых местах всходы?

(кедровка)

4). Это дерево растет в широколиственных лесах, его цветы используют как лекарственное растение? (липа)

5). Назовите растение леса с красными ягодами, листочки которого кислые на вкус. (кислица)

- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (степи)

- Куда же мы отправимся в путешествие? (в степи)

- И так в путь! Летим на самолете.

5. ост. “Узнавай-ка”

(Усвоение нового материала).

1). Географическое положение и климат зоны степей.

- Что же такое степи?

-Степи – это обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения.

Степи занимают огромные пространства в Америке, Австралии, Азии и России. Вам уже известно, что зона лесов занимает ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. А южнее зоны лесов тепла еще больше, а осадков наоборот выпадает меньше. Поскольку осадков выпадает меньше, то деревьям здесь расти труднее. Поэтому леса становятся все реже и реже, чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Зона лесов сменяется лесостепями, а потом степями.

Степи простираются от западных границ России, до реки Томи. Далее, к востоку, степи расположены островками. Степи для деревьев слишком сухие, а для трав достаточно влажные. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом стоит сухая, солнечная.Осадки выпадают в виде коротких ливневых дождей, влага быстро испаряется, не успев впитаться в землю.

В степи часты сухие горячие ветры – суховеи. (запись слова в словарик)

Иногда они переходят в пыльные бури. После суховеев начинается длительная засуха и пересыхание рек.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Снеговой покров очень маленький. Весна здесь начинается рано, в феврале – марте начинается бурное таяние снега.

- Ребята, а на пути у нас первый привал в степях.

6. пр. “Отдыхай-ка”.

(Физминутка на снятие напряжения).

-Не успели мы отойти от 1-го привала, как вдруг неподалеку мы увидели что-то незнакомое, что заставило нас снова остановиться.

7. пр. “Смекай-ка”.

(Работа в группах).

-Ребята, растения и животные степи живут в трудных условиях – это жаркое лето, малое количество осадков. Иногда в течение 1,5 – 2 месяцев не бывает дождей. Поэтому все это заставило растения и животных выработать приспособления, которые помогают им выжить в таких условиях. Но многим растениям и животным степи грозит исчезновение.

- И сейчас на привале нам придется потрудиться в группах.

- Каждая группа получит свое задание и поработает по учебнику.

1 группа.

Стр. 76-77 (1 абзац)

1). Как растения приспособились к степным условиям?

2). Почему они могут переносить засуху?

3). Назовите растения степи.

2 группа.

Стр. 77 (со 2-го абзаца)

1). Как животные приспособились к условиям жизни в степи?

2). Назовите обитателей степи.

3 группа.

Стр. 80-81

1). Почему растения и животные оказались в опасности?

2). Что должны сделать люди, чтобы сберечь сохранившиеся степи вместе с их растительным и животным миром?

(дети работают самостоятельно по учебнику и отвечают – жетоны).

-А на пути у нас последний привал.

8. пр. “Обобщай-ка”.

(Обобщение материала).

- Итак, чтобы возвратиться домой, мы должны ответить на некоторые вопросы:

- По территории какой природной зоны мы путешествовали?

- Какие пространства называем степями?

- Покажите расположение степей на карте.

- Мы говорили, что растения имеют приспособления, позволяющие существовать в степных условиях.

-При изучении какой природной зоны мы тоже говорили о приспособлениях растений? (тундры)

- Почему, живя в таких разных климатических условиях (тундра и степь) растения имеют такие похожие приспособления?

-Что еще вам запомнилось нового на уроке?

- А кто догадался, почему сегодня на уроке у нас билетики-жетончики были именно желтого цвета? (цвет на карте зоны степей).

-Ну вот мы и отправляемся домой.

- Посмотрите, у всех есть билеты на обратный путь? В путь! Домой!

9. ост. “Получай-ка”.

(Итог урока. Выставление оценок).

Домашнее задание: 1). Стр. 76-77, 80-81 (ответить на вопросы)

2). Приготовить два доклада (о верблюде, о тушканчике).