Урок истории с применением ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • ознакомление детей с различными формами правления государств,
  • введение понятий монархия, республика, демократия.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными признаками монархии, республики, демократии и диктатуры, предложив детям прочитать учебные тексты "Великобритания", "Соединенные Штаты Америки" и, работая в группе, выделить в них ключевые слова.
  2. Показать различия между монархией и республикой, демократией и диктатурой, продемонстрировав презентацию "Короли, президенты и граждане" и сравнив эти формы правления друг с другом.
  3. Создать у детей образ современной России - страны, являющейся демократической республикой, используя презентацию "Выборы 2008" для самостоятельной работы в группах и КОЗ.
  4. Включить в активный словарь детей слова: монархия, республика, демократия через публичное выступление о формах правления в современной России.

Оборудование:

  • презентация  "Короли, президенты и граждане"
  • презентация  "Выборы 2008",
  • программа "Человек, природа, общество",
  • проектор,
  • компьютеры,
  • распечатанные рассказы "Великобритания", "Соединенные Штаты Америки",
  • памятка для КОЗ.

Ход урока

I.Орг. момент.

Проверка готовности к уроку. Дать общую установку на урок.

II. Введение в раздел. Постановка проблемы.

Учитель - Мы начинаем новый раздел, который называется "Человек и многоликое человечество". Все слова вам понятны в названии этой темы?

- Объясните значение каждого слова в названии этой темы.

Дети - Человек - каждый из нас:

- Человечество - все люди планеты.

- Многоликое - разное по лицам, привычкам, заботам, интересам.

(Слова человек, человечество затруднений при объяснении не должны вызвать. Возможно затруднение при объяснении слова многоликое.)

Уч. - На изучение этого раздела нам потребуется несколько уроков. Сегодня первый урок этого раздела. Называется он "Короли, президенты и граждане". Эти слова вам знакомы?

-Объясните значение каждого слова.

Д. - Короли - люди, которые управляют государством.

- Президенты - люди, которые управляют государством.

- Граждане - это люди, которые живут в стране.

Уч. - Вы обратили внимание, что значение слов короли и президенты вы объяснили одинаково. Получается, что это одно и тоже? Или все-таки эти слова обозначают разные понятия?

Д. - ?!

Уч .- Да, у нас возникло затруднение. Кто может его озвучить? ( Дети, как могут, формулируют проблему).

- Я вас правильно поняла, что к концу урока мы должны понять, почему одних правителей называют королями, а других президентами, есть ли разница между ними.

III. Работа над понятием гражданин.

Уч. - Я думаю, что нам необходимо уточнить значение слова гражданин.

- Прослушайте учебную программу "Природа - человек - общество" (раздел "Человек", демонстрации) и объясните происхождение слова гражданин. (Этот фрагмент демонстрируется через проектор на доску и дети просматривают кадры и прослушивают информацию).

Д. - Впервые слово гражданин появилось в древнем Риме.

- Так называли людей, проживающих в городе.

- Позднее так стали называть всех людей, проживающих в стране.

Уч. - В настоящее время понятие гражданин значительно расширилось. Чтобы считать себя гражданином страны, уже не достаточно только проживать в ней. Работая в группе, подготовьте определение слова гражданин. В этом вам поможет задание 90 в тетради. Обсудите правильность высказываний, исправьте ошибки и прочитайте классу новое определение.

( Ребята работают в группах, исправляют ошибки, допущенные в тетради, и дают определение слову гражданин. При подведении итогов этой работы, дается точное определение слову гражданин.)

- Кстати, о правах. Какие права есть у граждан нашей страны? Какие обязанности есть у граждан нашей страны? (Высказывания детей, основанные на знании других разделов учебника. Озвучить не менее 5 прав и обязанностей граждан нашей страны)

IV. Постановка основополагающего вопроса.

Уч. - Ребята, припомните, как относились люди к другим людям в разные эпохи.

Д. - Первобытное общество - настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считается только человек своего рода и племени.

- Древний мир - настоящим человеком признается только человек своей цивилизации, своей культуры.

- Средние века - настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры.

- Новое время - все люди братья, вне зависимости от происхождения, места проживания и веры.

- Новейшее время - весь мир - это единое человечество, так как люди смогут выжить только все вместе без войн и насилия.

Уч. - Из кого состоит единое человечество?

Д. - Единое человечество состоит из всех людей нашей планеты.

Уч. - Прочитаем, какое определение единого человечества даётся в нашем учебнике.

Ученики читают определение в учебнике с. 87.

Д. -Единое человечество состоит из граждан всех государств.

Уч. - Прочитайте на с. 87 первый абзац.

Д.- "Если все жители Земли - одно человечество, то зачем нужны границы и государства? - спросила Анюта. - Надо сейчас же всем объединиться, создать одно правительство - тогда и войн не будет!"

Уч. - Как вы думаете, почему люди до сих пор не объединились, создав одно государство с единым правительством?

Свободные высказывания детей, главным итогом которых должно стать понимание, что единого мнения здесь быть не может.

V. Решение проблемы.

1. Введение понятий монархия, республика.

Уч.- В современном мире существуют около 200 государств. Откройте карту на с. 88. Посмотрите, сколько государств нанесено на ней. Одни государства большие, другие - маленькие. Назовите самые крупные государства на каждом материке.

Д.- (называют, опираясь на карту).

Уч. - Какие символы государства вы можете назвать?

Д. - Гимн, герб, флаг:

Уч. - Проверьте, все ли символы государства вы назвали. Рабочая тетрадь, задание 92. ( После работы в тетради называют те символы государства, которые не смогли назвать сразу)

- Все эти символы государства указывают на независимость и самостоятельность государства.

Уч.- Но государства отличаются друг от друга не только размерами и флагами. Все государства можно разделить на две формы правления: монархию и республику. В этом вопросе вы поможете мне разобраться. Работаем в группе. Каждая группа получит рассказ о стране. Внимательно прочитайте этот рассказ, подчеркните ключевые слова.

Ребята I и II группы работают с рассказом "Великобритания" (Приложение 1).

Они могут выделить ключевые слова: королева, власть передается по наследству, оказывают особые почести:

Ребята III и IV группы работают с рассказом "Соединенные Штаты Америки". (Приложение 2)

Они могут выделить ключевые слова: президент, власть передается в результате выборов, выбирает народ, срок определён в Конституции:

Уч. - Ребята, будьте внимательны. У вас были разные тексты. Чтобы понять учебный материал, нужно внимательно послушать товарищей. Сейчас идет обсуждение с ребятами 1 и 2 групп (зачитывают текст, называют ключевые слова, уточняют те слова, которые относятся к формам правления). Из тех слов, которые вы выбрали, оставим только те, которые относятся к формам правления государством (идет просмотр презентации "Короли:", Приложение 3, слайд 1, левая колонка)

- Подберите слова синонимы к словам королева-король (если дети не догадаются, то добавить слово монарх).

Д. - Король, царь, император:монарх.

Уч. - Я думаю, что теперь вам не трудно догадаться, к какой форме правления можно отнести Англию. Это монархия.

- Сейчас мы посмотрим, как справились с работой 3 и 4 группы (работа проходит по тому же плану, просмотр 1 слайда, правая колонка).

- Форма правления США - республика.

Уч. - Сравните монархию и республику по следующим направлениям:

  • кто стоит у власти;
  • как пришёл к власти;
  • какую роль в выборах играет народ;
  • какой срок определён для человека, занимающего этот пост.

(Ребята смотрят на доску и проводят сравнение).

Работа с иллюстрациями в учебнике с. 90.

Уч.- Прочитайте подписи под фотографиями. Назовите страну и форму правления этого государства. Докажите правильность своего выбора.

Д. - Страна Великобритания. Форма правления - монархия, так как глава государства королева. (Примерно такой ответ дадут для фотографии с подписью "Королева Великобритании Елизавета II". И так при работе над каждой фотографией)

2. Введение понятий демократическое и недемократическое государство.

Уч. - По участию граждан в управлении государством все государства также можно разделить на демократические и недемократические. Посмотрите на слайд( Приложение 3, слайд 2) Прочитайте, какие государства можно считать демократическими.

(Дети читают со слайда.)

- Что в правлении государством указывает на то, что это государство недемократическое? Прочитайте об этом на слайде.

(Дети читают со слайда.)

Уч. - Сравните демократическое и недемократическое правление (опираясь на слайд).

- Как вы думаете, в какие эпохи эти формы правления чаще всего можно было наблюдать? Докажите, выполнив задание 95 в тетради.

Д. - Монархия и недемократические государства были в эпоху средних веков.

- Республики и демократические государства стали развиваться в эпоху нового времени. И сейчас эти две формы правления равноправно существуют в мире.

Уч- Я внимательно выслушала ваш ответ. Из него следует, что в тех государствах, где монархия - нет демократии, а в тех государствах, где форма правления республика обязательно должна быть демократия. Я правильно вас поняла?

Уч. - Какая форма правления в Великобритании?

Д. - Монархия, так как там есть королева Елизавета II.

Уч. - Кто в Великобритании управляет государством?

Д. - Управляет государством, принимает законы и назначает правительство парламент.

Уч.- Как формируется парламент?

Д. - Парламент избирают все жители страны на выборах.

Уч.- Какая форма правления в Великобритании?

Д. - В Великобритании демократическая форма правления.

Уч. - Но бывают и недемократические республики. В некоторых государствах один человек захватывает всю власть в стране в свои руки. За то, что он диктует свои решения всем остальным, его называют диктатором, а его правление - диктатурой. Такой правитель сам назначает нужных ему людей на все государственные должности. Выборы в такой республике проводятся с нарушением правил, парламент перестает обсуждать законы, людям не позволяют спорить с диктатором, законы не соблюдаются.

VI. Закрепление учебного материала.

Компетентностно-ориентированное задание.

Уч. - Подведём небольшой итог. Какие формы правления государством бывают?

Д. - Формы правления: монархия и республика.

- По участию граждан в управлении государством: демократические и недемократические.

Уч - Сегодня на уроке мы говорили о формах правление в Великобритании, в США. А мы с вами живем в России. Не пора ли нам поговорить уже и о нашей стране, о том какие формы правление государством существуют в современной России.

- Немножко пофантазируем. За участие в конкурсе вас наградили поездкой в знаменитый лагерь "Артек". Сейчас международная смена. В лагере дети из разных стран мира. Каждый рассказывает о своей стране.

- Познакомьтесь с презентацией (Приложение 4) и составьте рассказ о том, как организована власть в современной России.

- Подготовьте своё выступление перед ребятами. Рассказ должен быть небольшим, интересным.

- Для составления выступления можешь воспользоваться следующей моделью (выдается каждой группе):

Россия - это страна, в которой государственное управление устроено как (монархия, республика). Мы считаем так потому, что :

Аргументы:

Россия - это (демократическое, недемократическое) государство. Мы считаем так потому, что

Аргументы:

Дети работают в группах: просматривают презентацию на компьютере, составляют рассказ, публично выступают с ним.

Класс выслушивает рассказ каждой группы, высказывает своё впечатление и определяет лучшее выступление.

Модельный ответ: Россия в настоящий момент является демократической республикой. Глава государства в нашей стране - президент. Должность эта выборная. Президента выбирают сроком на 4 года. По конституции один и тот же человек может быть президентом только два срока, то есть не более 8 лет. Поэтому наше государство можно считать республикой. В нашей стране любой гражданин может быть избран президентом и может избирать президента, если ему исполнилось 18 лет. Все кандидаты в президенты ведут предвыборную кампанию: рассказывают о себе и своей программе, участвуют в дебатах. Президента выбирает народ голосованием.

VII. Итог урока

Уч.- И так, подводим итог нашей работы. Объясните, почему одних правителей называют королями, а других президентами. Есть ли разница между ними?

Д.- Короли и президенты это не одно и тоже. Короли управляют государствами, в которых монархии. Они управляют государством пожизненно, должность эта передается по наследству. Президенты правят в республиках. Должность эта выборная. Президентов выбирает народ на срок определенный конституцией.

VII. Домашнее задание.

Уч. - Расскажите дома родителям, что нового вы сегодня узнали об устройстве нашей страны. Расспросите своих родителей, кровь каких народов течет в вас, к какой национальности принадлежат ваши родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки.

VIII. Рефлексия.

Уч. - Урок подошёл к концу. Какие ощущения вы испытываете? Что вам хочется сказать товарищам по работе? Мне?

Свободные высказывания детей.