Внеклассное мероприятие "Русские умельцы" (2-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Цель:

  • Знакомство с творчеством народных мастеров.
  • Развитие восприятия, гармонии, национального самосознания.
  • Формирование интереса к культуре своего народа.
  • Воспитание уважения к русским мастерам.

Оборудование:

  • Изделия народных промыслов: глиняные игрушки, пуховые платки, кружева, деревянные игрушки, матрешки.
  • Книга «Деревянная архитектура города Томска»
  • Иллюстрации ткацкого станка.

Ход занятия

Учитель: Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив, а красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. Вы, конечно, уже слышали о разных русских ремёслах, о знаменитых больших оренбургских платках, в любой из которых можно полностью завернуть одного из вас. Они очень тёплые и связаны из такой тонкой шерсти, что весь платок можно протянуть через обручальное кольцо. Кстати их так и проверяют – не подделка ли – пропускают через кольцо.

С давних времён и до сих пор славятся у нас и не только у нас, палехские живописцы, вологодские кружевницы, тульские оружейники. Сегодня вы увидите работы мастеров из многих уголков нашей родной земли и услышите рассказы об их ремёслах. Образы родной природы, красота русской земли воплощены мастерами в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, одежде, игрушках.

Ученик читает стихотворение.

Игрушки русские,
Яркие, веселые, глиняные!
Они в деревне родились
И на славу удались.
А лепили их из глины,
Обжигали их в печи
И умелыми руками
Рисовали от души.
До чего же, до чего же,
Все игрушки хороши.
Детям радость принесут
Дому – красоту, уют!

Учитель показывает глиняные игрушки.

  

Учитель: Посмотрите, какие игрушки для детей сделали мастера. Мастерами Дымково, Филимонова, Новгорода, Ярославля, Загорска создаются весёлые игрушки: звери, птицы, люди, свистульки, погремушки. Живет в Каргополе Семён Иванович Рябов.

Чтение из книги его рассказа об игрушках.

Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская. Ласково и нежно называют её дымка, потому что делают её в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется о речки туман – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка также именуется Дымковской. Жители этой слободы все от мала до велика – лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Давайте рассмотрим эти игрушки. (Показ игрушки).

Учитель: Как вы думаете, какой первой краской покрывают каждую игрушку.

Дети: Белой.

Учитель: А знаете почему.

Дети:  …( варианты детей).

Учитель: Белые они оттого, что лепили их чаше всего зимой, когда вокруг всё белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но, ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. А вот эти игрушки с деревни Филимоново, что в Тульской области. (Показ игрушек).

Посмотрите, они как будто немного вытянуты. А знаете почему? Глина, из которой их лепят, жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещины, которые приходится заглаживать мокрой тряпкой, после чего фигурки вытягиваются. Когда игрушки обжигают, то глина оседает, и изделие становятся приземистыми, массивными. Учитывая это, мастер заранее вытягивает фигурки вверх, что придаёт им изящество и стройность.

Стать мастерами, создающими такие удивительные игрушки смогут те, кто любит лепить, рисовать, и у кого это хорошо получается, кто отличается усидчивостью и терпением.
Много интересных игрушек придумано русскими умельцами.

Сейчас одна из известных русских игрушек исполнит танец.

Веселей играй, гармошка!
Ты станцуй-ка нам матрёшка!

(Дети исполняют танец матрешек)

Учитель: Своё имя матрёшка получила о женского имени Матрёна. Эти нарядные деревянные куклы нравятся всем.

Ученик читает стихотворение.

Как две радуги брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем
Свежее моркови
Глянцевитые щеки горят!

(Показ матрёшек).

Учитель: Эти матрёшки созданы руками столяров и красильщиц из Полхов – Майдана, Семёнова, Загорска. Матрёшек, так же как и глиняные игрушки изготавливали к весенней ярмарке. Как правило, ни одна ярмарка не обходилась без хоровода. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хоровод».

Под мелодию русских народных песен дети движутся хороводом вокруг ведущего. Внезапно музыка прерывается и тот, на кого показал ведущий, должен загадать загадку, произнести скороговорку, или процитировать любую пословицу. После того, как попавшийся выполнит условие, он выходит из хоровода и снова звучит мелодия, движется хоровод.

(Показ вышитого рушника с петухами).

Учитель: Посмотрите, как прекрасна эта вещь!

Искусно вышитый узор превращает любую, даже самую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. В крестьянских семьях жены и дочери с радостью вышивали одежду для всей семьи.. Начиналось это с того, что родители готовили девушке приданное: скатерти, одежду, бельё, полотенца и т.д. – перед её замужеством. Многие семьи сами изготавливали льняную ткань. А сейчас послушайте, как они это делали. (Рассказывают заранее подготовленные дети).

1-й ученик: Крестьяне разбрасывают по полю маленькие блестящие зерна. Через две недели полоска земли покрывается зеленою шелковистою травкой. Проходит еще несколько недель, и на поднявшейся травке показываются голубые цветочки. Когда цветочки опадают, то на их месте показываются зеленые головки.

2-й ученик: Женщины выдергивают поспевший лен с конем, навязывают снопики и ставят их на поле просохнуть. Лен просох, отломили у него головки, потопили в речке безголовые пучки, а сверху камнем навалили. Через две недели вынули лен, просушили и стали колотить доской, а потом трепали. Вытрепавши, стали лен чесать железным гребнем.

3-й ученик: В длинные зимние вечера, женщины надевали лен на гребни и пряли нитки. Затем крестьянин ставил в доме кросна – старинный ткацкий станок, на котором ткали холст. Когда холст был готов, вынесли его на снег морозить, и сделался холст из серого белым.

Учитель: Почти всегда за работой женщины пели. Давайте и мы споем песню. (Дети поют песню: « Мы сеяли ленок»). Из готового холста кроили скатерти, бельё, полотенца, чтобы эти вещи выглядели богаче, красивее, девушка украшала их вышивкой.

Показ вышитой скатерти и салфеток.

Ученик:

Это трудное искусство:
Нужно очень много вкуса,
Трудолюбия, терпенья,
И, конечно же, уменья.

Учитель: Сейчас вышивкой заняты вышивальщицы на фабриках. В России насчитывается свыше 50 вышивальных фабрик. Наиболее известная из них Калужская.

(Показ кружев).

Учитель: Посмотрите-ка на это неповторимое украшение. Это нежные, красивые кружева. Они всегда модны.

Кружева везде годны-
На манжеты и на скатерти,
На салфетки и на платья.

Во многих деревнях Калужской, Вологодской областей плетутся кружева. Среди узоров – растения, птицы, звери или же геометрические узоры. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Труд кружевниц не лёгкий – это очень кропотливая рабата, требующая терпения и усидчивости, а награда – прекрасное изделие: воротнички, манжеты, жабо, шарфы и косынки. Недаром это кружево называют «Северной сказкой».

Ученик: Не менее красивы изделия из дерева. На нашей выставке работы резчиков по дереву. (Показ деревянных резных поделок).

Вот досочки резные,
Посмотрите-ка какие:
И узоры хороши,
И в хозяйстве всем нужны.

Учитель: На Руси издавна украшали резьбой дворцы, терема, мебель, посуду, игрушки. И сегодня есть мастера художественной обработки дерева, или как их называют иначе – резчики по дереву. Посмотрите как красивы, украшенные деревянным кружевом дома города Томска. (Показ иллюстраций из книги «Деревянная архитектура города Томска»).

  

Время не щадит старины, но и оно уступает перед трудом умельцев. А в том, что русская земля умельцами славится, вы сегодня убедились.