Цель:
- Знакомство с творчеством народных мастеров.
- Развитие восприятия, гармонии, национального самосознания.
- Формирование интереса к культуре своего народа.
- Воспитание уважения к русским мастерам.
Оборудование:
- Изделия народных промыслов: глиняные игрушки, пуховые платки, кружева, деревянные игрушки, матрешки.
- Книга «Деревянная архитектура города Томска»
- Иллюстрации ткацкого станка.
Ход занятия
Учитель: Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив, а красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. Вы, конечно, уже слышали о разных русских ремёслах, о знаменитых больших оренбургских платках, в любой из которых можно полностью завернуть одного из вас. Они очень тёплые и связаны из такой тонкой шерсти, что весь платок можно протянуть через обручальное кольцо. Кстати их так и проверяют – не подделка ли – пропускают через кольцо.
С давних времён и до сих пор славятся у нас и не только у нас, палехские живописцы, вологодские кружевницы, тульские оружейники. Сегодня вы увидите работы мастеров из многих уголков нашей родной земли и услышите рассказы об их ремёслах. Образы родной природы, красота русской земли воплощены мастерами в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, одежде, игрушках.
Ученик читает стихотворение.
Игрушки русские,
Яркие, веселые, глиняные!
Они в деревне родились
И на славу удались.
А лепили их из глины,
Обжигали их в печи
И умелыми руками
Рисовали от души.
До чего же, до чего же,
Все игрушки хороши.
Детям радость принесут
Дому – красоту, уют!
Учитель показывает глиняные игрушки.
Учитель: Посмотрите, какие игрушки для детей сделали мастера. Мастерами Дымково, Филимонова, Новгорода, Ярославля, Загорска создаются весёлые игрушки: звери, птицы, люди, свистульки, погремушки. Живет в Каргополе Семён Иванович Рябов.
Чтение из книги его рассказа об игрушках.
Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская. Ласково и нежно называют её дымка, потому что делают её в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется о речки туман – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка также именуется Дымковской. Жители этой слободы все от мала до велика – лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Давайте рассмотрим эти игрушки. (Показ игрушки).
Учитель: Как вы думаете, какой первой краской покрывают каждую игрушку.Дети: Белой.
Учитель: А знаете почему.
Дети: …( варианты детей).
Учитель: Белые они оттого, что лепили их чаше всего зимой, когда вокруг всё белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но, ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. А вот эти игрушки с деревни Филимоново, что в Тульской области. (Показ игрушек).
Посмотрите, они как будто немного вытянуты. А знаете почему? Глина, из которой их лепят, жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещины, которые приходится заглаживать мокрой тряпкой, после чего фигурки вытягиваются. Когда игрушки обжигают, то глина оседает, и изделие становятся приземистыми, массивными. Учитывая это, мастер заранее вытягивает фигурки вверх, что придаёт им изящество и стройность.
Стать мастерами, создающими такие удивительные игрушки смогут те, кто любит
лепить, рисовать, и у кого это хорошо получается, кто отличается усидчивостью и
терпением.
Много интересных игрушек придумано русскими умельцами.
Сейчас одна из известных русских игрушек исполнит танец.
Веселей играй, гармошка!
Ты станцуй-ка нам матрёшка!
(Дети исполняют танец матрешек)
Учитель: Своё имя матрёшка получила о женского имени Матрёна. Эти нарядные деревянные куклы нравятся всем.
Ученик читает стихотворение.
Как две радуги брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем
Свежее моркови
Глянцевитые щеки горят!
(Показ матрёшек).
Учитель: Эти матрёшки созданы руками столяров и красильщиц из Полхов – Майдана, Семёнова, Загорска. Матрёшек, так же как и глиняные игрушки изготавливали к весенней ярмарке. Как правило, ни одна ярмарка не обходилась без хоровода. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хоровод».
Под мелодию русских народных песен дети движутся хороводом вокруг ведущего. Внезапно музыка прерывается и тот, на кого показал ведущий, должен загадать загадку, произнести скороговорку, или процитировать любую пословицу. После того, как попавшийся выполнит условие, он выходит из хоровода и снова звучит мелодия, движется хоровод.
(Показ вышитого рушника с петухами).
Учитель: Посмотрите, как прекрасна эта вещь!
Искусно вышитый узор превращает любую, даже самую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. В крестьянских семьях жены и дочери с радостью вышивали одежду для всей семьи.. Начиналось это с того, что родители готовили девушке приданное: скатерти, одежду, бельё, полотенца и т.д. – перед её замужеством. Многие семьи сами изготавливали льняную ткань. А сейчас послушайте, как они это делали. (Рассказывают заранее подготовленные дети).
1-й ученик: Крестьяне разбрасывают по полю маленькие блестящие зерна. Через две недели полоска земли покрывается зеленою шелковистою травкой. Проходит еще несколько недель, и на поднявшейся травке показываются голубые цветочки. Когда цветочки опадают, то на их месте показываются зеленые головки.
2-й ученик: Женщины выдергивают поспевший лен с конем, навязывают снопики и ставят их на поле просохнуть. Лен просох, отломили у него головки, потопили в речке безголовые пучки, а сверху камнем навалили. Через две недели вынули лен, просушили и стали колотить доской, а потом трепали. Вытрепавши, стали лен чесать железным гребнем.
3-й ученик: В длинные зимние вечера, женщины надевали лен на гребни и пряли нитки. Затем крестьянин ставил в доме кросна – старинный ткацкий станок, на котором ткали холст. Когда холст был готов, вынесли его на снег морозить, и сделался холст из серого белым.
Учитель: Почти всегда за работой женщины пели. Давайте и мы споем песню. (Дети поют песню: « Мы сеяли ленок»). Из готового холста кроили скатерти, бельё, полотенца, чтобы эти вещи выглядели богаче, красивее, девушка украшала их вышивкой.
Показ вышитой скатерти и салфеток.
Ученик:
Это трудное искусство:
Нужно очень много вкуса,
Трудолюбия, терпенья,
И, конечно же, уменья.
Учитель: Сейчас вышивкой заняты вышивальщицы на фабриках. В России насчитывается свыше 50 вышивальных фабрик. Наиболее известная из них Калужская.
(Показ кружев).
Учитель: Посмотрите-ка на это неповторимое украшение. Это нежные, красивые кружева. Они всегда модны.
Кружева везде годны-
На манжеты и на скатерти,
На салфетки и на платья.
Во многих деревнях Калужской, Вологодской областей плетутся кружева. Среди узоров – растения, птицы, звери или же геометрические узоры. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Труд кружевниц не лёгкий – это очень кропотливая рабата, требующая терпения и усидчивости, а награда – прекрасное изделие: воротнички, манжеты, жабо, шарфы и косынки. Недаром это кружево называют «Северной сказкой».
Ученик: Не менее красивы изделия из дерева. На нашей выставке работы резчиков по дереву. (Показ деревянных резных поделок).
Вот досочки резные,
Посмотрите-ка какие:
И узоры хороши,
И в хозяйстве всем нужны.
Учитель: На Руси издавна украшали резьбой дворцы, терема, мебель, посуду, игрушки. И сегодня есть мастера художественной обработки дерева, или как их называют иначе – резчики по дереву. Посмотрите как красивы, украшенные деревянным кружевом дома города Томска. (Показ иллюстраций из книги «Деревянная архитектура города Томска»).
Время не щадит старины, но и оно уступает перед трудом умельцев. А в том, что русская земля умельцами славится, вы сегодня убедились.