Учитель истории в сельской школе

Разделы: История и обществознание


В образовательном пространстве России сельская школа занимает весомое место. Это 70,4% от числа всех образовательных школ, в котрых обучается 28,8% детей и работает 41% педагогических кадров страны.

Сельские дети всегда оказывались в неравном положении относительно своих городских сверстников в вопросах доступности образовательных услуг. В селе школа является не только образовательным учреждением, но и культурно-развивающим и досуговым центром. В сельской школе органично соединено основное и дополнительное образование.

Что может сельская школа сделать для того, чтобы вырастить человека, который сможет легко адаптироваться к быстро изменяющейся социальной среде, для которого образование в течение всей жизни станет важнее расхожего убеждения "образование на всю жизнь"? Что реально могу сделать я, учитель истории сельской школы? Считаю, что положительного результата можно добиться лишь в том случае, если у моих выпускников будут сформированы следующие компетенции:

  • социальные: способность брать ответственность на себя, участвовать в функционировании общественных институтов, регулировать конфликты ненасильственным путем;
  • коммуникативные: владение устными и письменными формами общения, новейшими средствами коммуникации;
  • информационные: способность критического отношения к полученной информации;
  • толерантность: понимание различий в многокультурном обществе, уважение друг к другу;
  • самообразование: непрерывная подготовка и переподготовка для успеха в социуме.

Как я средствами своего предметами буду способствовать формированию ключевых компетентностей?

По моему мнению, школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Традиционные способы обучения в настоящее время дают все более низкие результаты. Одним из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества я считаю организацию учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.

Чтобы сформировать у ребенка потребность в саморазвитии, необходимо заполнить в душах детей нравственный вакуум. Эта проблема, на наш взгляд, также лучше всего разрешается при использовании форм и методов краеведческой работы. Нравственность формируется вместе с любовью к родному дому.

Цели моей работы:

  • изучение истории, культуры, экономики и других аспектов жизни страны, Кузбасса, Топкинского района, формирование не только базы знаний, но и ценностных ориентаций, системы морально-нравственных и гражданских позиций;
  • создание системы работы по патриотическому воспитанию обучающихся;
  • формирование у обучающихся нравственных ориентиров, эстетических вкусов и чувства уверенности в своих силах, полезности своей деятельности на благо страны.

Исходя из целей, мною были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

создать эффективную систему обучения, способствующую накоплению знаний, формированию умений и навыков, приобретению опыта практической деятельности в историко-краеведческой работе; организовать внеурочную деятельность по предмету.

Развивающие:

способствовать формированию у обучающихся аналитических способностей (анализ, синтез, сравнение) и творческой инициативы;

Воспитательные:

стимулировать интерес к современной жизни района, области, страны;

воспитывать чувство гордости за своих земляков, любовь к малой Родине; способствовать формированию социально-активной, адаптивной и мобильной личности.

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Анализируя свою деятельность, хочется отметить, что за последние три года можно проследить четкую позитивную динамику учебных достижений обучающихся по истории и обществознанию.

Предмет 2005-2006 уч. г. 2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г.
Общая успеваемость Общая успеваемость Общая успеваемость
История 94,5% 99,3% 100,0%
Обществознание 97,0% 100,0% 100,0%
Предмет 2005-2006 уч. г.. 2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г.
Качественная успеваемость Качественная успеваемость Качественная Успеваемость
История 45,5% 48,8% 58,5%
Обществознание 42,6% 46,0% 60,7%

Школьники ежегодно выбирают выпускные экзамены по истории и обществознанию. Не менее 70% сдающих экзамены на итоговой аттестации имеют качественные результаты.

Мои ученики являются постоянными участниками и призерами школьных и муниципальных предметных олимпиад.

2003-2004 учебный год

  • проведение школьного тура олимпиады по истории;
  • третье место в муниципальной олимпиаде по истории средних веков.

2004-2005 учебный год

  • проведение школьного тура олимпиады по истории.

2005-2006 учебный год

  • проведение школьного тура олимпиады по истории;
  • участие в муниципальной олимпиаде по истории России.

2006-2007 учебный год

  • проведение школьного тура олимпиады по истории;
  • участие в муниципальном заочном конкурсе "Велика Россия, а отступать некуда:", посвященном 65-летию Московской битвы в Великой Отечественной Войне.

2007-2008 учебный год

  • проведение школьного тура олимпиады по истории;
  • первое, второе место в 5 классе, третье место в 7 классе на муниципальной олимпиаде по истории.

Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам

Достижение поставленных целей невозможно без использования различных форм внеурочной деятельности. Система краеведческой работы сложилась в школе, начиная с 2003 года. Если раньше ученики эпизодически принимали участие в отдельных конкурсах, то в настоящее время в школе четвертый год работает творческое объединение "Историческое краеведение". В 2008 году начинает роботу творческое объединение "Юный музеевед". Это позволяет обучающимся добиться стабильных результатов, повысить свою самооценку, качество знаний по истории и обществознанию и престиж школы в целом.

2003-2004 учебный год

  • первое место в муниципальной интеллектуально-краеведческой игре "Умники и Умницы", посвященной 80-летию образования Топкинского района;
  • второе место в муниципальной заочной олимпиаде по краеведению;
  • победа в областном конкурсе "Кузбасс. Его история, люди" ученицы 5 класса нашей школы Анкудиновой Ирины;
  • победа в четырех номинациях муниципальной конференции
  • "Турист, эколог, краевед".
  • второе место в номинации "История детского и молодежного движения" на областной конференции "Живи, Кузнецкая земля!".
  • 2004-2005 учебный год
  • первое место в номинации "Земляки", два вторых места в номинациях "Летопись родного края", "Народное образование" на третьей муниципальной конференции "Турист, эколог, краевед";
  • участие в XIV областной туристско-краеведческой конференции "Живи, Кузнецкая земля!";
  • участие в областном конкурсе "Моя малая Родина", номинация "Этнография и этногеография";
  • ученица 7 класса Рассветской школы занесена в муниципальную детскую Книгу Почета за успехи в исследовательской работе.

2005-2006 учебный год

  • второе место в муниципальном конкурсе "Герб семьи";
  • третье место в муниципальном конкурсе "Русский мундир";
  • первое место в муниципальном конкурсе "Во славу Отечества Российского!";
  • участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио";
  • второе место на краеведческой конференции ВДЦ "Океан" в номинации "Историческое наследие";
  • ученица 8 класса Рассветской школы занесена в муниципальную детскую Книгу Почета за выдающиеся успехи в исследовательской деятельности.

2006-2007 учебный год

  • победа в муниципальном и участие в областном краеведческом конкурсе "Моя малая Родина";
  • победа в первом и участие во втором этапе областного краеведческого конкурса "Кузбасс - наш общий дом";
  • 3 место в заочной муниципальной викторине "Память", посвященной Дню Победы.
  • 2007-2008 учебный год
  • второе место в номинации "Литературное краеведение" на областной конференции "Живи, Кузнецкая земля!";
  • участие в областном конкурсе статей "Бесценный опыт";
  • участие во втором областном конкурсе творческих работ "Профессии моей семьи - 2008".

Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя

Формирование личностных качеств обучающихся происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и работе классного руководителя. Система воспитательной работы в классе была построена на следующих принципах:

  • содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
  • формирование у обучающихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношениях человека к природе, к себе, к другим людям;
  • воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное общество;
  • развитие умений применять полученное знание для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.

Нам удалось создать благоприятный психологический климат в классе. Об этом свидетельствует отсутствие обидных прозвищ, оскорбляющих личности ребенка, толерантное отношение к тем детям, которые пришли в наш класс, оставшись на повторное обучение. Во всех школьных делах мы участвовали как единый коллектив, приходя на помощь друг другу.

Таких результатов мы смогли добиться благодаря тесному сотрудничеству с родителями. Систематически проводились совместные праздники, вечера, спортивные соревнования. Мною был разработан сценарий праздника "Наши мамы лучше всех!", стали традиционными и проводятся по сегодняшний день спортивные соревнования между детьми и родителями на приз Деда Мороза. За шесть лет дети и родители совместно со мной дважды меняли дизайн кабинета своими руками. Не случайно кабинет истории регулярно занимал призовые места в смотре-конкурсе школьных кабинетов. Ежегодно я с детьми и родителями ходили в походы выходного дня по окрестностям поселка. Еще одна традиция - совместные поездки в театры, музеи, на Томскую писаницу.

Столь тесное взаимодействие с родителями привело к тому, что обучающиеся нашего класса не нарушают закон и не совершают правонарушений.

В школе создана детская организация, в которой мои дети играют важную роль. Актив классной республики формируется по желанию самих обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей. Обучающиеся ответственно подходят к выбору лидера, неформальный лидер, как правило, становится президентом классной республики.

В жизни школы класс играет очень важную роль. Нет такой области деятельности, в которой они не показали себя с лучшей стороны.

Мой класс можно назвать и самым трудолюбивым. Мы выходим на субботники и работаем в составе производственной бригады на пришкольном участке. Осенью 2006 года Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Г.Т.Дюдяев вручил денежные премии юношам нашего класса за отличную работу в производственной бригаде.

Занимая активную жизненную позицию, мои дети не могут оставаться в стороне от проблем поселка, в котором они живут. Дети принимают участие в волонтерском движении: оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, работают на благоустройстве территории школы и поселка, поддерживают порядок в Парке Победы, ежегодно участвуют в митинге, посвященном Дню Победы.

Любое мероприятие, проходящее в КДЦ п. Рассвет не остается без внимания моих воспитанников. Они и артисты, и оформители, и организаторы, и зрители. Анкудинова И. пишет статьи в местные газеты "Провинция", "Наш городок", рассказывая о наиболее интересных событиях школы и поселка.

Обобщение и распространение педагогического опыта

В течение трех лет я руководила школьным методическим объединением учителей гуманитарных дисциплин. За это время мною были сделаны следующие сообщения на заседаниях МО:

  1. Организация краеведческой работы в школе.
  2. Интегрированные уроки в школе.
  3. Нетрадиционные уроки в курсе истории и обществознания.
  4. Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Ежегодно в школе проводились предметные недели, на которых я представляла открытые уроки по теме: "Англия в первой половине XIX века", "Государственные реформы Петра Первого", "Человек. Индивид. Личность" и др.

Провела районный семинар учителей истории по теме "Опыт реформ в России", участвовала в подготовке и проведении районного семинара руководителей общеобразовательных учреждений "Система работы школы по формированию физически и духовно развитой личности".

В 2005 году представляла методические материалы по истории "Организация краеведческой работы в школе" на муниципальной выставке "Мир образования". В муниципальном конкурсе на лучший экспонат выставки в номинации "Методические рекомендации" стала победителем.

В 2004-2005 учебном году оказала информационно-методическую помощь библиотекарю школы при подготовке конкурсных материалов на областной конкурс библиотек общеобразовательных учреждений Кемеровской области "Повышение информационной культуры читателя через использование форм и методов краеведческой работы". В этом конкурсе в номинации "Родник" мы заняли первое место.

В 2005 году в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы" опубликована моя статья "Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся".

Победа в областном конкурсе "100 лучших учителей Кузбасса" в 2007 году стала лучшим доказательством правильности организации работы учителя истории в сельской школе.

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских и профессиональных конкурсах

Участие в Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в рамках проведения Первого Всероссийского детско-юношеского фестиваля "Надежда России" 2005 год.

Победитель муниципального конкурса профилактических программ и разработок "САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ" 2005 год.

Победитель в муниципальной выставке педагогических достижений общеобразовательных учреждений "Мир образования" 2005 год.

Участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" (руководство ученической работой) 2005-2006гг.

Участие в областном конкурсе профилактических программ и разработок "САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ" 2006 год.

Участие в областном конкурсе профилактических программ и разработок "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ" 2006 год.

Участие в муниципальной выставке педагогических достижений общеобразовательных учреждений 2006 год.

Победа в областном конкурсе "100 лучших учителей Кузбасса" 2007 год

Победа в муниципальном конкурсе педагогического мастерства в номинации "Школа - территория здоровья" 2008 год

На практике мы убедились в том, что сельская школа обладает рядом возможностей для подготовки успешно адаптированной в социуме личности.

Наш опыт работы будет полезен лишь в том случае, если коллеги готовы приступить к работе немедленно, не дожидаясь дополнительного финансирования, создания специальных условий, появления новых законов и т. п. Я не отрицаю необходимости модернизации в образовании и улучшения материальной базы сельских школ, но порой, для достижения высоких показателей достаточно заинтересованности учителя в своей работе, его умения сотрудничать с детьми и их родителями.