В образовательном пространстве России сельская школа занимает весомое место. Это 70,4% от числа всех образовательных школ, в котрых обучается 28,8% детей и работает 41% педагогических кадров страны.
Сельские дети всегда оказывались в неравном положении относительно своих городских сверстников в вопросах доступности образовательных услуг. В селе школа является не только образовательным учреждением, но и культурно-развивающим и досуговым центром. В сельской школе органично соединено основное и дополнительное образование.
Что может сельская школа сделать для того, чтобы вырастить человека, который сможет легко адаптироваться к быстро изменяющейся социальной среде, для которого образование в течение всей жизни станет важнее расхожего убеждения "образование на всю жизнь"? Что реально могу сделать я, учитель истории сельской школы? Считаю, что положительного результата можно добиться лишь в том случае, если у моих выпускников будут сформированы следующие компетенции:
- социальные: способность брать ответственность на себя, участвовать в функционировании общественных институтов, регулировать конфликты ненасильственным путем;
- коммуникативные: владение устными и письменными формами общения, новейшими средствами коммуникации;
- информационные: способность критического отношения к полученной информации;
- толерантность: понимание различий в многокультурном обществе, уважение друг к другу;
- самообразование: непрерывная подготовка и переподготовка для успеха в социуме.
Как я средствами своего предметами буду способствовать формированию ключевых компетентностей?
По моему мнению, школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Традиционные способы обучения в настоящее время дают все более низкие результаты. Одним из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества я считаю организацию учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.
Чтобы сформировать у ребенка потребность в саморазвитии, необходимо заполнить в душах детей нравственный вакуум. Эта проблема, на наш взгляд, также лучше всего разрешается при использовании форм и методов краеведческой работы. Нравственность формируется вместе с любовью к родному дому.
Цели моей работы:
- изучение истории, культуры, экономики и других аспектов жизни страны, Кузбасса, Топкинского района, формирование не только базы знаний, но и ценностных ориентаций, системы морально-нравственных и гражданских позиций;
- создание системы работы по патриотическому воспитанию обучающихся;
- формирование у обучающихся нравственных ориентиров, эстетических вкусов и чувства уверенности в своих силах, полезности своей деятельности на благо страны.
Исходя из целей, мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
создать эффективную систему обучения, способствующую накоплению знаний, формированию умений и навыков, приобретению опыта практической деятельности в историко-краеведческой работе; организовать внеурочную деятельность по предмету.
Развивающие:
способствовать формированию у обучающихся аналитических способностей (анализ, синтез, сравнение) и творческой инициативы;
Воспитательные:
стимулировать интерес к современной жизни района, области, страны;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, любовь к малой Родине; способствовать формированию социально-активной, адаптивной и мобильной личности.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Анализируя свою деятельность, хочется отметить, что за последние три года можно проследить четкую позитивную динамику учебных достижений обучающихся по истории и обществознанию.
Предмет | 2005-2006 уч. г. | 2006-2007 уч. г. | 2007-2008 уч. г. |
Общая успеваемость | Общая успеваемость | Общая успеваемость | |
История | 94,5% | 99,3% | 100,0% |
Обществознание | 97,0% | 100,0% | 100,0% |
Предмет | 2005-2006 уч. г.. | 2006-2007 уч. г. | 2007-2008 уч. г. |
Качественная успеваемость | Качественная успеваемость | Качественная Успеваемость | |
История | 45,5% | 48,8% | 58,5% |
Обществознание | 42,6% | 46,0% | 60,7% |
Школьники ежегодно выбирают выпускные экзамены по истории и обществознанию. Не менее 70% сдающих экзамены на итоговой аттестации имеют качественные результаты.
Мои ученики являются постоянными участниками и призерами школьных и муниципальных предметных олимпиад.
2003-2004 учебный год
- проведение школьного тура олимпиады по истории;
- третье место в муниципальной олимпиаде по истории средних веков.
2004-2005 учебный год
- проведение школьного тура олимпиады по истории.
2005-2006 учебный год
- проведение школьного тура олимпиады по истории;
- участие в муниципальной олимпиаде по истории России.
2006-2007 учебный год
- проведение школьного тура олимпиады по истории;
- участие в муниципальном заочном конкурсе "Велика Россия, а отступать некуда:", посвященном 65-летию Московской битвы в Великой Отечественной Войне.
2007-2008 учебный год
- проведение школьного тура олимпиады по истории;
- первое, второе место в 5 классе, третье место в 7 классе на муниципальной олимпиаде по истории.
Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам
Достижение поставленных целей невозможно без использования различных форм внеурочной деятельности. Система краеведческой работы сложилась в школе, начиная с 2003 года. Если раньше ученики эпизодически принимали участие в отдельных конкурсах, то в настоящее время в школе четвертый год работает творческое объединение "Историческое краеведение". В 2008 году начинает роботу творческое объединение "Юный музеевед". Это позволяет обучающимся добиться стабильных результатов, повысить свою самооценку, качество знаний по истории и обществознанию и престиж школы в целом.
2003-2004 учебный год
- первое место в муниципальной интеллектуально-краеведческой игре "Умники и Умницы", посвященной 80-летию образования Топкинского района;
- второе место в муниципальной заочной олимпиаде по краеведению;
- победа в областном конкурсе "Кузбасс. Его история, люди" ученицы 5 класса нашей школы Анкудиновой Ирины;
- победа в четырех номинациях муниципальной конференции
- "Турист, эколог, краевед".
- второе место в номинации "История детского и молодежного движения" на областной конференции "Живи, Кузнецкая земля!".
- 2004-2005 учебный год
- первое место в номинации "Земляки", два вторых места в номинациях "Летопись родного края", "Народное образование" на третьей муниципальной конференции "Турист, эколог, краевед";
- участие в XIV областной туристско-краеведческой конференции "Живи, Кузнецкая земля!";
- участие в областном конкурсе "Моя малая Родина", номинация "Этнография и этногеография";
- ученица 7 класса Рассветской школы занесена в муниципальную детскую Книгу Почета за успехи в исследовательской работе.
2005-2006 учебный год
- второе место в муниципальном конкурсе "Герб семьи";
- третье место в муниципальном конкурсе "Русский мундир";
- первое место в муниципальном конкурсе "Во славу Отечества Российского!";
- участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио";
- второе место на краеведческой конференции ВДЦ "Океан" в номинации "Историческое наследие";
- ученица 8 класса Рассветской школы занесена в муниципальную детскую Книгу Почета за выдающиеся успехи в исследовательской деятельности.
2006-2007 учебный год
- победа в муниципальном и участие в областном краеведческом конкурсе "Моя малая Родина";
- победа в первом и участие во втором этапе областного краеведческого конкурса "Кузбасс - наш общий дом";
- 3 место в заочной муниципальной викторине "Память", посвященной Дню Победы.
- 2007-2008 учебный год
- второе место в номинации "Литературное краеведение" на областной конференции "Живи, Кузнецкая земля!";
- участие в областном конкурсе статей "Бесценный опыт";
- участие во втором областном конкурсе творческих работ "Профессии моей семьи - 2008".
Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя
Формирование личностных качеств обучающихся происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и работе классного руководителя. Система воспитательной работы в классе была построена на следующих принципах:
- содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
- формирование у обучающихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношениях человека к природе, к себе, к другим людям;
- воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное общество;
- развитие умений применять полученное знание для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.
Нам удалось создать благоприятный психологический климат в классе. Об этом свидетельствует отсутствие обидных прозвищ, оскорбляющих личности ребенка, толерантное отношение к тем детям, которые пришли в наш класс, оставшись на повторное обучение. Во всех школьных делах мы участвовали как единый коллектив, приходя на помощь друг другу.
Таких результатов мы смогли добиться благодаря тесному сотрудничеству с родителями. Систематически проводились совместные праздники, вечера, спортивные соревнования. Мною был разработан сценарий праздника "Наши мамы лучше всех!", стали традиционными и проводятся по сегодняшний день спортивные соревнования между детьми и родителями на приз Деда Мороза. За шесть лет дети и родители совместно со мной дважды меняли дизайн кабинета своими руками. Не случайно кабинет истории регулярно занимал призовые места в смотре-конкурсе школьных кабинетов. Ежегодно я с детьми и родителями ходили в походы выходного дня по окрестностям поселка. Еще одна традиция - совместные поездки в театры, музеи, на Томскую писаницу.
Столь тесное взаимодействие с родителями привело к тому, что обучающиеся нашего класса не нарушают закон и не совершают правонарушений.
В школе создана детская организация, в которой мои дети играют важную роль. Актив классной республики формируется по желанию самих обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей. Обучающиеся ответственно подходят к выбору лидера, неформальный лидер, как правило, становится президентом классной республики.
В жизни школы класс играет очень важную роль. Нет такой области деятельности, в которой они не показали себя с лучшей стороны.
Мой класс можно назвать и самым трудолюбивым. Мы выходим на субботники и работаем в составе производственной бригады на пришкольном участке. Осенью 2006 года Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Г.Т.Дюдяев вручил денежные премии юношам нашего класса за отличную работу в производственной бригаде.
Занимая активную жизненную позицию, мои дети не могут оставаться в стороне от проблем поселка, в котором они живут. Дети принимают участие в волонтерском движении: оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, работают на благоустройстве территории школы и поселка, поддерживают порядок в Парке Победы, ежегодно участвуют в митинге, посвященном Дню Победы.
Любое мероприятие, проходящее в КДЦ п. Рассвет не остается без внимания моих воспитанников. Они и артисты, и оформители, и организаторы, и зрители. Анкудинова И. пишет статьи в местные газеты "Провинция", "Наш городок", рассказывая о наиболее интересных событиях школы и поселка.
Обобщение и распространение педагогического опыта
В течение трех лет я руководила школьным методическим объединением учителей гуманитарных дисциплин. За это время мною были сделаны следующие сообщения на заседаниях МО:
- Организация краеведческой работы в школе.
- Интегрированные уроки в школе.
- Нетрадиционные уроки в курсе истории и обществознания.
- Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Ежегодно в школе проводились предметные недели, на которых я представляла открытые уроки по теме: "Англия в первой половине XIX века", "Государственные реформы Петра Первого", "Человек. Индивид. Личность" и др.
Провела районный семинар учителей истории по теме "Опыт реформ в России", участвовала в подготовке и проведении районного семинара руководителей общеобразовательных учреждений "Система работы школы по формированию физически и духовно развитой личности".
В 2005 году представляла методические материалы по истории "Организация краеведческой работы в школе" на муниципальной выставке "Мир образования". В муниципальном конкурсе на лучший экспонат выставки в номинации "Методические рекомендации" стала победителем.
В 2004-2005 учебном году оказала информационно-методическую помощь библиотекарю школы при подготовке конкурсных материалов на областной конкурс библиотек общеобразовательных учреждений Кемеровской области "Повышение информационной культуры читателя через использование форм и методов краеведческой работы". В этом конкурсе в номинации "Родник" мы заняли первое место.
В 2005 году в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы" опубликована моя статья "Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся".
Победа в областном конкурсе "100 лучших учителей Кузбасса" в 2007 году стала лучшим доказательством правильности организации работы учителя истории в сельской школе.
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских и профессиональных конкурсах
Участие в Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в рамках проведения Первого Всероссийского детско-юношеского фестиваля "Надежда России" 2005 год.
Победитель муниципального конкурса профилактических программ и разработок "САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ" 2005 год.
Победитель в муниципальной выставке педагогических достижений общеобразовательных учреждений "Мир образования" 2005 год.
Участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" (руководство ученической работой) 2005-2006гг.
Участие в областном конкурсе профилактических программ и разработок "САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ" 2006 год.
Участие в областном конкурсе профилактических программ и разработок "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ" 2006 год.
Участие в муниципальной выставке педагогических достижений общеобразовательных учреждений 2006 год.
Победа в областном конкурсе "100 лучших учителей Кузбасса" 2007 год
Победа в муниципальном конкурсе педагогического мастерства в номинации "Школа - территория здоровья" 2008 год
На практике мы убедились в том, что сельская школа обладает рядом возможностей для подготовки успешно адаптированной в социуме личности.
Наш опыт работы будет полезен лишь в том случае, если коллеги готовы приступить к работе немедленно, не дожидаясь дополнительного финансирования, создания специальных условий, появления новых законов и т. п. Я не отрицаю необходимости модернизации в образовании и улучшения материальной базы сельских школ, но порой, для достижения высоких показателей достаточно заинтересованности учителя в своей работе, его умения сотрудничать с детьми и их родителями.