Урок по кубановедению для 4-го класса "Моя малая родина"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • познакомить учащихся, с территориальным разделом города Краснодара;
  • пополнить знания детей о своей малой родине;
  • продолжать изучать историю геральдики города;
  • воспитывать гордость за свой город, посёлок, в котором мы живём.

Словарная работа: булава – старинное оружие, бунчуки – древко, с привязанным к нему конским хвостом, вензель – сочетание начальных букв имени Екатерины II, перевитые между собой, “Безостая – 1” - название сорта мягкой пшеницы.

Оборудование: презентация (автор Гарькавенко В.И.), плакаты с пословицами и сведениями о гербе, гимн города на диске, магнитофон.

Ход урока

  1. Вводная часть: Беседа по вопросам.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей малой родине. А что вы считаете своей малой родиной? (Дети высказывают своё мнение о том, что такое малая родина.) Да, ребята, малой родиной мы называем город, станицу, посёлок, село, где вы родились и живёте. А кто из вас родился в городе Краснодаре? Я вижу, что для большинства детей нашего класса, малая родина – это город Краснодар, посёлок Индустриальный, Кубань, Краснодарский край. У нашего города есть гимн, герб, флаг. Рассмотрим герб города. А что вы знаете о гербе нашего города? (Сведения о гербе есть на плакатах заранее приготовленные учителем.)

  • 1 плакат: “Герб основан в 1793, он представляет щит, обрамлённый зелёной полосой со звёздами”.
  • 2 плакат: “Щит разделён на 4 части. В 1 и 4 – двуглавый орёл, который опирается на крепостную стену”.
  • 3 плакат: “Во 2 и 3 – атаманская булава - старинное оружие, у казаков булава это символ власти. А бунчуки, это короткое древко с привязанным конским хвостом, символ власти у казачьих атаманов и знамёна”.
  • 4 плакат: “В середине щит с золотым вензелем. Вензель – это сочетание начальных букв имени и фамилии, перевитые между собой царицы Екатерины II. С двух сторон его поддерживают 2 казака. Флаг трёхцветный: малиновый, зелёный, голубой”.

Звучит музыка В.Г. Захарченко на стихи С.Н. Хохлова. Дети исполняют гимн города Краснодара.

  1. Основная часть.

Посмотрите на этот слайд и скажите, на какие округа разделён город? Ответ: Территория города разделена на 4 округа: Центральный, Карасунский, Западный и Прикубанский.

А кто знает, в каком округе мы с вами живём? Перед вами карта округа. Давайте рассмотрим её.

Вопросы:

  • Какая территория города принадлежит Прикубанскому округу?
  • Какие поселки расположены на территории Прикубанского округа?

Ответ: Посёлок Белозёрный - с населением 4.260 человек, посёлок Берёзовый - 6.320 человек, станица Елизаветинская - 19.060 человек, посёлок Индустриальный - 3.873 человека.

Вопрос: А знаете ли вы, что Прикубанский округ создан в 1978 году? Сколько же лет нашему округу?

(Дети считают). Ответ: В этом году юбилей нашему округу, ему 30 лет. Что же мы знаем о своём округе?

(Дети считывают со слайда сведения). Площадь, нашего округа: 474 км2. Население – 232.000 человек. На территории округа 64 школы, 4 высших учебных заведения, в которых обучаются свыше 20.000 студентов.

Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей малой родине. На каком транспорте мы сможем уехать в путешествие? Вот вы садитесь в автобус. Давайте вспомним правила поведения в транспорте.

Посмотрите в окно, какой прекрасный удивительный мир перед вами. Бескрайним золотистым морем раскинулись пшеничные поля, тысячами ярких солнц сияют цветущие подсолнухи. Они словно портрет нашей малой родины, символ богатства и плодородия. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Дети показывают плакаты с написанными на них пословицами и поговорками. Читают поговорку и объясняют, как они её понимают. “Человек трудом велик”, “Кто любит труд, того люди чтут”, “Герои рождаются в труде”, “Птицу узнают по полёту, а человека – в работе”, “Для кого труд - радость, для того жизнь – счастье”.

Перед вами портреты академика Василия Степановича Пустовойта и Павла Пантелеймоновича Лукьяненко. “Славен человек не словами, а славен делами”. Даже те люди, которые не бывали на Кубани, знают имена двух кубанских учёных – академиков. В.С.Пустовойт вывел такие сорта подсолнечника, которые не боятся ни капризов погоды, ни болезней. Особенно популярен сорт “передовик”. У этого сильного, высокого растения “ корзинка”, наполненная семенами, достигла почти полуметра в диаметре. Родина отметила работу академика государственными премиями, многими орденами. Как живой памятник труженику учёному, раскинулись на раздольной кубанской земле поля подсолнечника.

Ученик читает стихотворение кубанского поэта - Ивана Вараввы:

“Жаворонок в небе над простором вьётся,
На душе привольно, тихо и светло.
Каждый из подсолнухов – огненное солнце,
Щедро дарит людям жаркое тепло…”

А П. Лукьяненко создал много сортов пшеницы, а знаменитая “ Безостая – 1” завоевала призвание во всём мире. Родная кубанская земля была для него всем: с раннего детства привык он почитать её как матушку – кормилицу, всю жизнь отдал приумножению её хлебных богатств. “Хлебный Батька” называли его на Кубани. И вот мы с вами подъезжаем к кардиологическому Центру грудной хирургии, а там и Краевая клиническая больница имени профессора Станислава Владимировича Очаповского. В первые годы Советской власти Очаповский вместе со своими помощниками пробирался в самые отдалённые закоулки горных ущелий. Там он принял на лечение более 20.000 человек и собственноручно сделал около 5.000 операций, сделал много для лечения глазных заболеваний, организовывал “летучие отряды” медиков, которые оказали помощь 145.000 больным. Кубанцы называли его волшебником, а адыги в знак благодарности подарили ему символ чести и бесстрашия – кинжал. Здесь же работали Герои Труда Г.Н. Сперанский, специалист по детским болезням А.Г. Шапиро, сегодня, заслуженной известностью пользуется доктор медицинских наук профессор В.И. Оноприев. Мы тоже не должны забывать о своём здоровье.

  1. Физкультурная пауза.

- Мы подъехали к институту культуры и искусства расположенному на территории округа. Здесь мы встретимся с известными композиторами, певцами, поэтами, которые могут тонко подметить и воспеть красоту родной земли. Каждый из нас не раз признавался в любви к своему любимому уголку земли, дарил ей добрые и светлые слова. А это - … ? Он известен не только у нас в стране, но и за рубежом. Хор объездил весь мир. Виктор Гаврилович Захарченко собрал свыше 30.000 народных песен и обрядов. Захарченко - народный артист России и Украины, лауреат Государственной прими России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара. Он создал детскую школу искусства, где ребята изучают культуру, историю своего Отечества. Чтение стихотворения Вадима Неподобы.

Лишь запоёт кубанский хор.
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных всплесках…
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из – за гор
Всё сразу над Кубанью встанет…”

Григорий Пономаренко, приехав с Волги на Кубань, побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, изучил все сборники казачьих песен, Написал музыку к фильмам и спектаклям, но главными в его творчестве оставались песни. (прослушивание отрывок песен Г.Пономаренко). Григорий Плотниченко – композитор. Песни Плотниченко популярны и любимы в народе. В них отразились и красота кубанской природы, и богатство народных мелодий. Песня “ Кубанские синие ночи” стала символом нашего края, его визитной карточкой. (Звучит песня “Кубанские синие ночи” в исполнении Кубанского хора). Знаменитые поэты земли кубанской. Это – В.Б. Бакалдин – На его стихи композиторы написали песни. И.В. Беляков – автор книг стихов, поэм, сказок. И.В. Варавва – на его стихи было написано более 200 песен. В.П. Неподоба – автор 17 книг поэзии и прозы для взрослых и детей. Кронид Александрович Обойщиков – автор 20 поэтических сборников, в том числе и для детей. На его стихи кубанские композиторы создали десятки песен и 2 оперетты. У нас в классе есть свои маленькие поэты и писатели. Сейчас вы услышите, как воспевают родину юные писатели нашего класса.

  • “Я живу в городе Краснодаре. Город был основан Екатериной II в 1793г. В честь Екатерины II город был назван Екатеринодаром., а после революции 1917 года, город стал называться Краснодаром. Центральная улица города - улица Красная. На этой улице есть памятник Екатерине II и казакам. Наш город очень красивый, на его улицах растут много деревьев, цветов, через город протекает река Кубань. В городе много скверов и парков, красивых фонтанов. Я очень люблю свой город!” (Женя Гадяцкий).
  • “Моя малая родина – это красивый быстрорастущий город Краснодар. А если точнее одна из его замечательных частей: посёлок Индустриальный. Здесь мы живём, учимся в школе, дружим. Здесь проходит наше детство. И как- бы не сложилась судьба каждого из нас, в памяти останется наша малая родина”. (Настя Савченко).
  • “Я родилась и живу в городе Краснодаре. Это моя Родина. Для меня это самый красивый и самый лучший город во всём мире. Куда бы я ни ездила, а всё время скучаю по Краснодару. В нашем городе много зелени, цветов и красивых парков. С каждым годом он становится всё красивее: строится много зданий, магазинов и развлекательных центров. По реке Кубани можно покататься на теплоходе и увидеть много живописных мест. Этот город мне самый родной. Я счастлива, что родилась именно здесь!” (Вяткина Алина).

Много стихов сочинили ребята нашего класса о своей малой родине. Одно из них прочитает автор, Моздыган София.

Мой любимый Краснодар.

Ты - светлый дар Екатерины,
Ты выдержал врагов удар.
Сражались женщины, мужчины,
За мой любимый Краснодар!
Дома большие смотрят ввысь.
Здесь парки, банки, магазины,
А там, куда не повернись,
Стоят Тойёты, Лимузины.
Неоновых огней каскад.
Реклама, вывески и флаги.
Мы разукрасим Краснодар.
Не пожалеем мы бумаги.
Напишем песни и картины,
Мы сложим музыку без слов,
Откроем много магазинов,
Посадим поле мы цветов.
Красивым стал, мой Краснодар,
Цветут цветы, поют фонтаны,
Мы новый отразим удар.
Не быть войне вновь на Кубани.
Люблю я Родину свою,
Мой город – молодой и старый,
Я песню о тебе спою,
И гимн сыграю на гитаре!

Гордость нашей школы - сестра Жени Гадяцкого, Катя. Она выпустила сборник стихов и рассказов. В её творчестве есть стихотворение о родном городе, и прочитает его нам, конечно Женя.

Посвящаю Прикубанскому округу.

Прикубанский округ родной,
Гордимся все мы тобой.
И празднуя 30 – летний юбилей,
Расскажем о тебе России всей.
В Краснодаре наш округ - самый большой,
В нём лучший в России центр грудной.
Парк Первомайский раскинулся здесь,
Дендрарий в сельхозинституте есть.
Пустовойт и Лукьяненко чудеса здесь творили,
Внесли свой вклад в сельское хозяйство России.
Захарченко - хор кубанский казачий,
Весь мир покорил – не могло быть иначе.
Цвети, развивайся, наш округ родной.
Кубанской столице будь яркой звездой!”

(Выпускница Катя Гадяцкая).

Вот и закончилось наше путешествие. Это только маленький уголок, где вы побывали. На следующем уроке мы продолжим путешествие по Прикубанскому округу. А теперь подведём итог урока. Что вы узнали о своей малой родине? Какое чувство вы испытывали в путешествии?

Презентация

Литература:

  1. Настольная книга учителя начальных классов. Авторы – составители Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева – Ростов-на Дону: Издательства “Феникс”, 2002год.
  2. Н. Я. Паскевич Любимый уголок земли. (Учебное пособие.)ОИПЦ “Перспективы образования”,2005год.
  3. С. Краснодар. (Справочник – путеводитель). Авторы – В. Р. Тихомиров, И. И. Жилищикова. 1988год.
  4. Кубанский государственный аграрный университет. (1922-1977) Под общей редакцией академика И. Т. Трубилина. Краснодар, 1997год.
  5. Учебное издание. Авторы – М. В. Мирук. Кубановедение. ОИПЦ “ Перспективы образования”,2007год.