Программа кружка "Моя малая родина"

Разделы: Внеклассная работа


Краеведение – это знание о ближней родине, от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Историческое краеведение – это знание о прошлом родного края, о его сегодняшнем дне и перспективах развития. Краеведение помогает узнать учащимся историю своей семьи, родной школы, села, города, области, края. Занятие в кружке помогут учащимся получить ответы на вопросы: кем были мои предки? Когда они обосновались в наших местах? Откуда они пришли? Чем занимались? Современниками каких событий они были?

Изучение истории своего поселка должно способствовать формированию стремления активно участвовать в жизни поселка.

Предлагаемый мини – курс не претендует на полный охват тем и проблем истории поселка. Предложенные методы и формы проведения занятия кружка не являются единственно возможными. Планы занятий кружка – основа для размышлений, поиска и деятельности. При изучении данного курса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителю необходимо использовать разнообразные формы и методы: экскурсии, консультации музейных работников, подготовка учащимися сообщений по заданию учителя, организация выставок.

В условиях вариативности образования учителю предоставляется возможность использовать разные типы занятий, которые позволяют учащимся активно и самостоятельно работать, формировать свое собственное мнение, уметь его аргументировать, анализировать факты и разные источники информации.

Очень важно при проведении занятий кружка привлекать учащихся к исследовательской работе: умение взять интервью, провести беседу с людьми, находить нужные материалы и их обрабатывать.

Воспитывать у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, чувство ответственности за свою Родину.

Формы занятий кружка:

  • рассказ учителя;
  • беседы с учащимися;
  • экскурсии в музей;
  • работа с документами, фотографиями;
  • встречи с интересными людьми.

Программа кружка: с введением национально – регионального и школьного компонентов курсов истории роль и значение краеведения в учебной и внеурочной работе возрастают. Знание учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования.

Программа кружка рассчитана на детей 10 – 14 лет.

Цель программы:

  • создать условия для развития потребности учащихся в изучении истории малой родины,
  • формировании потребности в самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи курса: организация учебно-воспитательного процесса по изучению истории родного поселка, систематизация и накопление документально – архивного материала.

Разработанная программа посвящена жизни поселка в 19–20 веках.

На изучение всего курса предусмотрено 9 часов. Периодичность занятий 1 раз в месяц.

При изучении курса необходимо использовать различные источники: материалы периодической печати, музея, архивные документы, воспоминания очевидцев.

Учитель может использовать различные способы работы с краеведческим материалом, избрать наиболее подходящий с его точки зрения способ организации изучение истории родного края, поселка. Главное – пробуждать интерес к истории своего поселка, развивать познавательную активность учащихся, их стремление узнать свою малую Родину, оценить значимость ее прошлого для того, чтобы потом активно участвовать в ее нынешней жизни.

Программа курса. 5-й класс (9часов).

Введение (1час). Наш поселок в истории края, Родины.

Раздел 1. Благовещенка в конце 19 – середина 20 века. (4ч.)

  • Основание Благовещенки.
  • Социалистические преобразования.
  • Благовещенка в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 2. Благовещенка во второй половине 20 в. (4ч.).

  • Благовещенка в послевоенное время.
  • Экологические проблемы поселка.
  • Население Благовещенки. Культурное развитие поселка.
  • Вы – будущее поселка.

Тематическое планирование курса.

Занятие 1.

Введение. Наш поселок в истории края, России.

Цель: создать условие для осмысления учащимися понятия «малая родина».

Пособия: карты страны, края, поселка.

План:

  1. Понятие «малая родина».
  2. Место поселка в истории Отечества.
  3. Основное понятие: «малая родина».

Занятие 2.

Основание Благовещенки.

Цель: создать условие для осознания учащимися причин появления переселенцев на территории Алтая.

Пособия: карта страны, фотографии из музея.

План:

  1. Строительство Сибирской железной дороги и освоение прилегающих к ней районов.
  2. Переселенческая политика правительства в конце 19 – начале 20в.
  3. Первые поселенцы – выходцы из двух деревень- Дегтярное и Ровны Молокиевской волости, Валуйского уезда, Воронежской губернии.
  4. Имя поселка Благовещенка (в народе Баштанка).
  5. Занятия благовещенцев.

Основные понятия: переселенцы, археология, безземелье.

Занятие 3.

Экскурсия в музей поселка.

Цель: создать условия приобщения учащихся к изучению истории своего поселка, жизни своих сельчан.

Пособия: музейные экспонаты.

План:

  1. Подготовка учащихся к экскурсии.
  2. Изучение музейных экспонатов.
  3. Обобщение и вывод по вопросу: что мы узнали на экскурсии в музее?

Основные понятия: археология, экспонат.

Занятие 4.

Социалистические преобразования.

Цель: создать условия для осознания учащимися событий 1917 года через использование документов.

Пособия: документы из музея.

План:

  1. События 1917 года. Атаман Анненков.
  2. Гражданская война на Алтае. Федор Колядо.
  3. Социалистические преобразования.

Основные понятия: диктатура, митинг, красные, белые, меньшевики, большевики.

Занятие 5.

Благовещенка в годы Великой Отечественной войны.

Цель: создать условия для эмоционального восприятия материала о войне как о зле, о страданиях народа.

Пособия: карта, материалы периодической печати, документы из методической копилки учителя.

План:

  1. Фашистская агрессия.
  2. Наши земляки – герои фронта и тыла.
  • Сообщения учащихся о Ф.Е.Санникове и других участниках войны.
  • Сообщение учащихся о тружениках тыла.

Основные понятия: фашизм, агрессия, мобилизация.

Занятие 6.

Благовещенка в послевоенное время.

Цель: создать условия для ознакомления с жизнью поселка послевоенного времени.

Пособия: архивные документы.

План:

  1. Благовещенка промышленная.
  2. Хлеборобы и животноводы поселка.

Основные понятия: целинные и залежные земли.

Занятия 7.

Благовещенский заказник.

Цель: познакомить учащихся с местоположением заказника, его особенностями и проблемами.

Пособия: альбом с фотографиями птиц.

План:

  1. Географическое положение заказника.
  2. Основные виды животных.
  3. Редкие виды птиц.
  4. Особенности и проблемы Благовещенского заказника.

Основные понятия: экология, флора, фауна.

Занятие 8.

Население Благовещенки. Культурное развитие поселка.

Цель: создать мотивацию участие школьников культурной жизни села.

Пособия: статистические данные, архивные фотографии из музея.

План:

  1. Население Благовещенки и его занятия.
  2. Быт жителей поселка.
  3. Культурные центры села.

Основные понятия: население, быт.

Занятие 9.

Вы – будущее поселка.

Цель: создать условие для осознания учащимися того, что будущая жизнь поселка зависит от них.

Пособия: материалы периодической печати.

План:

  1. Распад СССР и его последствия.
  2. Экономика страны, края и поселка.
  3. Какие мы – такая наша Родина.

Основные понятия: путч, референдум, Дума, экономика.

Литература

  1. Материалы газеты «Родная сторона».
  2. Ашурков В.Н. Историческое краеведение, 1980.
  3. Из истории Благовещенского района, 1990.
  4. Советский энциклопедический словарь, 1989.
  5. Материалы из методической копилки учителя.
  6. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории, 1994.
  7. Материалы краеведческого музея.