Краеведение – это знание о ближней родине, от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Историческое краеведение – это знание о прошлом родного края, о его сегодняшнем дне и перспективах развития. Краеведение помогает узнать учащимся историю своей семьи, родной школы, села, города, области, края. Занятие в кружке помогут учащимся получить ответы на вопросы: кем были мои предки? Когда они обосновались в наших местах? Откуда они пришли? Чем занимались? Современниками каких событий они были?
Изучение истории своего поселка должно способствовать формированию стремления активно участвовать в жизни поселка.
Предлагаемый мини – курс не претендует на полный охват тем и проблем истории поселка. Предложенные методы и формы проведения занятия кружка не являются единственно возможными. Планы занятий кружка – основа для размышлений, поиска и деятельности. При изучении данного курса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителю необходимо использовать разнообразные формы и методы: экскурсии, консультации музейных работников, подготовка учащимися сообщений по заданию учителя, организация выставок.
В условиях вариативности образования учителю предоставляется возможность использовать разные типы занятий, которые позволяют учащимся активно и самостоятельно работать, формировать свое собственное мнение, уметь его аргументировать, анализировать факты и разные источники информации.
Очень важно при проведении занятий кружка привлекать учащихся к исследовательской работе: умение взять интервью, провести беседу с людьми, находить нужные материалы и их обрабатывать.
Воспитывать у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, чувство ответственности за свою Родину.
Формы занятий кружка:
- рассказ учителя;
- беседы с учащимися;
- экскурсии в музей;
- работа с документами, фотографиями;
- встречи с интересными людьми.
Программа кружка: с введением национально – регионального и школьного компонентов курсов истории роль и значение краеведения в учебной и внеурочной работе возрастают. Знание учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования.
Программа кружка рассчитана на детей 10 – 14 лет.
Цель программы:
- создать условия для развития потребности учащихся в изучении истории малой родины,
- формировании потребности в самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи курса: организация учебно-воспитательного процесса по изучению истории родного поселка, систематизация и накопление документально – архивного материала.
Разработанная программа посвящена жизни поселка в 19–20 веках.
На изучение всего курса предусмотрено 9 часов. Периодичность занятий 1 раз в месяц.
При изучении курса необходимо использовать различные источники: материалы периодической печати, музея, архивные документы, воспоминания очевидцев.
Учитель может использовать различные способы работы с краеведческим материалом, избрать наиболее подходящий с его точки зрения способ организации изучение истории родного края, поселка. Главное – пробуждать интерес к истории своего поселка, развивать познавательную активность учащихся, их стремление узнать свою малую Родину, оценить значимость ее прошлого для того, чтобы потом активно участвовать в ее нынешней жизни.
Программа курса. 5-й класс (9часов).
Введение (1час). Наш поселок в истории края, Родины.
Раздел 1. Благовещенка в конце 19 – середина 20 века. (4ч.)
- Основание Благовещенки.
- Социалистические преобразования.
- Благовещенка в годы Великой Отечественной войны.
Раздел 2. Благовещенка во второй половине 20 в. (4ч.).
- Благовещенка в послевоенное время.
- Экологические проблемы поселка.
- Население Благовещенки. Культурное развитие поселка.
- Вы – будущее поселка.
Тематическое планирование курса.
Занятие 1.
Введение. Наш поселок в истории края, России.
Цель: создать условие для осмысления учащимися понятия «малая родина».
Пособия: карты страны, края, поселка.
План:
- Понятие «малая родина».
- Место поселка в истории Отечества.
- Основное понятие: «малая родина».
Занятие 2.
Основание Благовещенки.
Цель: создать условие для осознания учащимися причин появления переселенцев на территории Алтая.
Пособия: карта страны, фотографии из музея.
План:
- Строительство Сибирской железной дороги и освоение прилегающих к ней районов.
- Переселенческая политика правительства в конце 19 – начале 20в.
- Первые поселенцы – выходцы из двух деревень- Дегтярное и Ровны Молокиевской волости, Валуйского уезда, Воронежской губернии.
- Имя поселка Благовещенка (в народе Баштанка).
- Занятия благовещенцев.
Основные понятия: переселенцы, археология, безземелье.
Занятие 3.
Экскурсия в музей поселка.
Цель: создать условия приобщения учащихся к изучению истории своего поселка, жизни своих сельчан.
Пособия: музейные экспонаты.
План:
- Подготовка учащихся к экскурсии.
- Изучение музейных экспонатов.
- Обобщение и вывод по вопросу: что мы узнали на экскурсии в музее?
Основные понятия: археология, экспонат.
Занятие 4.
Социалистические преобразования.
Цель: создать условия для осознания учащимися событий 1917 года через использование документов.
Пособия: документы из музея.
План:
- События 1917 года. Атаман Анненков.
- Гражданская война на Алтае. Федор Колядо.
- Социалистические преобразования.
Основные понятия: диктатура, митинг, красные, белые, меньшевики, большевики.
Занятие 5.
Благовещенка в годы Великой Отечественной войны.
Цель: создать условия для эмоционального восприятия материала о войне как о зле, о страданиях народа.
Пособия: карта, материалы периодической печати, документы из методической копилки учителя.
План:
- Фашистская агрессия.
- Наши земляки – герои фронта и тыла.
- Сообщения учащихся о Ф.Е.Санникове и других участниках войны.
- Сообщение учащихся о тружениках тыла.
Основные понятия: фашизм, агрессия, мобилизация.
Занятие 6.
Благовещенка в послевоенное время.
Цель: создать условия для ознакомления с жизнью поселка послевоенного времени.
Пособия: архивные документы.
План:
- Благовещенка промышленная.
- Хлеборобы и животноводы поселка.
Основные понятия: целинные и залежные земли.
Занятия 7.
Благовещенский заказник.
Цель: познакомить учащихся с местоположением заказника, его особенностями и проблемами.
Пособия: альбом с фотографиями птиц.
План:
- Географическое положение заказника.
- Основные виды животных.
- Редкие виды птиц.
- Особенности и проблемы Благовещенского заказника.
Основные понятия: экология, флора, фауна.
Занятие 8.
Население Благовещенки. Культурное развитие поселка.
Цель: создать мотивацию участие школьников культурной жизни села.
Пособия: статистические данные, архивные фотографии из музея.
План:
- Население Благовещенки и его занятия.
- Быт жителей поселка.
- Культурные центры села.
Основные понятия: население, быт.
Занятие 9.
Вы – будущее поселка.
Цель: создать условие для осознания учащимися того, что будущая жизнь поселка зависит от них.
Пособия: материалы периодической печати.
План:
- Распад СССР и его последствия.
- Экономика страны, края и поселка.
- Какие мы – такая наша Родина.
Основные понятия: путч, референдум, Дума, экономика.
Литература
- Материалы газеты «Родная сторона».
- Ашурков В.Н. Историческое краеведение, 1980.
- Из истории Благовещенского района, 1990.
- Советский энциклопедический словарь, 1989.
- Материалы из методической копилки учителя.
- Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории, 1994.
- Материалы краеведческого музея.