Задачи:
- Образовательные - обучение рисованию пейзажа на объёмном предмете (колокольчике); закрепление и обобщений знаний и умений; навыков рисования(по сырому, косметическими палочками, тонкой кистью).
- Развивающие – развивать: творческое воображение; эстетическое отношение к окружающему миру - познакомить с историей возникновения колоколов - гремок, расширять знания детей об искусстве; мелкую моторику рук.
- Воспитательные – воспитывать гордость и любовь к родному городу; вызывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное; формировать духовно – нравственное отношение к Малой родине.
Предварительная работа: экскурсия по городу; рассматривание пейзажей, иллюстраций.
Зрительный ряд: иллюстрации древних колоколов, Царь - Колокола, городских пейзажей.
Материалы: глиняные колокольчики, акриловые краски, гуашь, кисти толстые и тонкие, косметические палочки.
Музыка: фонограмма колокольного звона, »Времена года» И. Чайковского.
Ход занятия
Звучит фонограмма колокольного звона.
Сорок веков истории… А может быть и больше. Полагают что колокольчики - гремки из дерева и высушенных плодов существовали уже в эпоху первобытных людей. История колоколов ведет свое начало с бронзового века. До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Колокольчик и бубенец были обнаружены в быту многих народов. В споре о происхождении колокола ряд ученых считают его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики размером 4-6 см. Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее с изобретением литья их стали отливать. В Китае колокольчики получили широкое распространение. Часто их объединяли в наборы по 3-5 штук и украшали довольно сложным орнаментом. Их использовали для богослужений в храмах, подвешивали как амулеты на шею лошадям или на пояс одежды, чтобы отгонять злых духов. Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах посвященных праздникам бога Осириса. Римляне применяли их для призыва прислуги, рабов, военных сигналов, сбора народа на собрания, сигналом для полива улиц. Именно в Греции колокольчики стали использоваться как украшение. Золотые колокольчики украшали погребальную колесницу Александра Великого. Основными функциями древних колокольчиков являлись: сигнальная (оповещение); культовая - применялись во всех религиях; магическая - обереги для воинов людей и скота. В это время появились первые китайские карильоны – наборы настроенных колоколов. В Европе этот музыкальный инструмент карильон - появился позднее. Первое упоминание об исполнении мелодий на колоколах было 1478 году. Карильон был очень дорогим инструментом. В русской летописи колокол упоминается в Х веке в 1066 году. А в 15 веке началось возрождение колокольного литья на Руси. Первенство в этой области перешло к Москве: был открыт Пушечный двор, где лили пушки и колокола.
Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Вскоре русские превзошли своих учителей. На Руси был придуман новый способ звона – языковой, когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса. Для этого выкапывали в земле большую яму, лепили внутри ямы форму из особой глины и заливали расплавленным металлом. Его состав мастера всегда держали в секрете. Памятником всем русским литейщикам является Царь - колокол. Второго такого гиганта-исполина пока просто не существует в мире. Вес его около 200 тонн высота-6.14 м диаметр-6.6 метра. Благородный ЦАРЬ установлен на Ивановской площади Московского Кремля. Удивительно красива форма Царя – колокола, а чеканные украшения на нем поражают своим богатством и разнообразием. Центральное место занимают изображения императрицы Анны Иоановны и царя Алексея Михайловича. Между ними расположены медальоны с изображением святых фигуры ангелов и три пояса растительного орнамента. К сожалению, колокол, жестоко пострадал во время большого пожара, от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. Сейчас он находится Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских мастеров.
Россия колокольная…
Вопросы к детям:
Почему так называли Русь? В городах, селениях, посадах и деревнях русские строили церкви с колокольнями. В праздники одновременно звонили все колокола и, казалось, что поет вся Великая Русь.
Давайте подумаем, где вы видели колокола или колокольчики в наше время? (В церквях, на лошадях, продают в магазинах).
В наше время колокольчики украшают наше жилище, стали сувенирами. Что такое сувенир? Это память о местности, где вы побывали. Приезжая в любой город нашей страны, мы покупаем сувениры, которые будут напоминать нам об этом месте. Сувениры бывают различными, но мы рассмотрим только некоторые из них. Показ колокольчиков, тарелочек, камней и деревянных лубков с пейзажами. На этих изделиях изображены памятники архитектуры, церкви, знаменитых писателей, художников всех деятелей, которые прославили этот край, город, местность. И конечно рисуют природу - реки, озера, леса, горы, моря и т.д. Изображение природы – это пейзаж. Городской пейзаж - это изображение города.
Показ иллюстраций города Электрогорска
Ребята, давайте нарисуем пейзажи Элекрогорска, изобразим самые красивые места нашего города на глиняных колокольчиках и подарим эти сувениры нашим гостям в память о нашем городе, о добрых людях, живущих в нем.
Звучит фонограмма («Времена года» И.Чайковского).
Ход работы
1. Покрыть колокольчик акриловой краской. Дать высохнуть.
2. Нарисовать карандашом эскиз пейзажа.
3. Затонировать фон рисунка гуашью (земля- небо).
4. Рисовать пейзаж с помощью косметических палочек и тонкой кисти.
5. Сделать выставку колокольчиков. Рассматривание и обсуждение выполненных работ.
6. Подарки гостям.
7. Итог занятия.
Литература
1. Н. Оловянишниковъ «История колоколов и колокололитейное искусство» М.1912г.
2. «Электрогорск: возвращаясь к истокам» Краеведческий альманах.