Ключевым моментом современного образования являются инновационные технологии.
Через различные источники познакомимся с рядом трактовок понятия «педагогическая технология». В.П. Беспалько под педагогической технологией понимает содержательную технику реализации учебного процесса.
«Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» - такую трактовку предлагает ЮНЕСКО.
Мы остановимся на толковании понятия Г.К. Селевко: «Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений различных авторов, источников».
В современных условиях профессиональные училища активно могут включиться в формирование одной из ключевых компетентностей - информационной, не только за счет активного использования компьютерной - информационной техники, но и за счет применения инновационных технологий. К одной из таких информационных технологий относится «Технология критического мышления».
Структура урока в технологии критического мышления
I. Вызов
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу(верные и неверные утверждения), мотивация для дальнейшей работы(составление «Кластера» - виноградная гроздь). Индивидуальная работа 1-2 мин. Работа в группе 3 мин. Обсуждение и составление «Кластера» на доске 5-7 мин.
II. Осмысление (изучение нового материала)
- Работа с текстом. Используя активный метод чтения 5 мин. (см. Приложение 1)
- Заполнение таблицы - 10 мин.
- Работа с «Кластером» - 5 мин.
III. Рефлексия. Осмысление, подведение итогов.
Итог:
1. Домашнее задание (Нерешенные вопросы по изученной теме)
2. Оценка самых активных учащихся
3. Оценочный лист - учащиеся в группах оценивают своих товарищей.
При системности такой работы у учащихся формируются универсальные умения (компетентности) такие как - видеть и вычленять проблемы,
- уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию,
- выделять основной смысл текста, а в дальнейшем события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями,
- понимать и интерпретировать тексты,
- схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные идеи, рассуждения, а в дальнейшем систематизировать и классифицировать эту информацию
- строить индивидуальную и коллективную деятельности,
- осуществлять рефлексию своей деятельности и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности,
- строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог.
Представляем один из вариантов урока по предмету «Устройство автомобиля».
Модуль: Трансмиссия автомобиля и ведущие мосты.
Результат:3
Охарактеризовать компоновочные схемы трансмиссии
Критерии оценки достижения результатов обучения:
1) Компоновочные схемы трансмиссий перечислены в полном объёме.
2) Определение общей схемы трансмиссии дано в полном объёме.
3) Особенность трансмиссии переднеприводного автомобиля объяснена, верно.
Тема урока: Общая схема трансмиссии
Цели:
- Определить назначение трансмиссии и как разделяются трансмиссии по способу передачи крутящего момента.
- Определить из каких узлов и агрегатов состоит трансмиссия.
- Описать компоновочные схемы легковых автомобилей.
- Охарактеризовать компоновочные схемы грузовых автомобилей.
- Определить особенности трансмиссии переднеприводного автомобиля
- Определить особенности трансмиссии автомобилей с полным приводом
- Развивать у учащихся навыки работы в группе,самостоятельной работы и работы с информацией.
- Воспитывать уважительное отношение к выступающему, умение слушать, умение высказывать своё мнение. (Выработка коммуникативных качеств)
Учащиеся должны знать:
- понятие трансмиссии;
- общую схему трансмиссии;
- компоновочные схемы трансмиссии.
Учащиеся должны уметь:
- Определить из каких узлов и агрегатов состоит трансмиссия;
- Описать компоновочные схемы легковых автомобилей;
- Охарактеризовать компоновочные схемы грузовых автомобилей;
- Определить особенности трансмиссии переднеприводного автомобиля;
- Определить особенности трансмиссии автомобилей с полным приводом;
- Работать с представленной информацией;
- Работать в группе и индивидуально.
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Время работы |
Фаза вызова |
Оргмомент | Учащиеся работают в 4 группах по 5-6 человек | 1 мин. |
На доске записано ключевое слово №1 «Миссия» В течение 1 мин. подберите и запишите себе в тетрадь ассоциации к слову миссия. |
Записывают ассоциации | 1 мин. | |
На доске записано ключевое слово №2 «трансмиссия» В течение 1 мин. подберите и запишите себе в тетрадь ассоциации к слову трансмиссия. |
Записывают ассоциации | 1мин | |
Проговорите все записанные ассоциации к слову трансмиссия в группе и допишите себе в тетрадь те ассоциации, которых у вас нет. На данную работу отводится 3 мин. | Проговаривают в слух, дописывают недостающие ассоциации | 3 мин. | |
Озвучивание выполненного задания и оформление кластера (учителем на доске) | Озвучивание выполненного задания и оформление кластера (учащимися в тетрадях) | 4-5 мин. | |
Фаза осмысления |
Работа с текстом. Задание: прочитать текст, осмыслить его и проставить в колонке справа от текста символы +я знаю это, - я этого раньше не знал, V- я знал это, но думал что это не так,? - вопрос. |
Читают текст, осмысливают его и проставляют в колонке справа от текста символы +я знаю это, - я этого раньше не знал, V- я знал это, но думал что это не так,? - вопрос. | |
Обсудите ваши результаты в группе, обсудите непонятные места в тексте вместе, попробуйте вместе ответить на возникшие вопросы | обсуждение | ||
Заполните кратко таблицу по итогам обсуждения, отметьте основные моменты по тем же самым обозначениям, которые использовались при прочтении текста | Заполнение таблицы-«инсерт» | ||
Фаза рефлексии |
Обсуждение результатов работы с таблицей (учитель заполняет таблицу на доске, организует работу с учащимися по непонятным местам в тексте, по возникшим вопросам) | Обсуждение публичное | До 8 мин. |
Возвращение к кластеру Просмотрите кластер, уберите лишние ассоциации и добавьте новые, которые могли возникнуть у вас после работы с текстом. |
Обсуждение публичное | 2 мин. | |
Уточнение домашнего задания 1 вариант: вопросы, на которые не были найдены ответы во время урока 2 вариант: |
1-2 мин. | ||
Тестовое задание (проверка первоначально усвоенных знаний учащихся, которая поможет определить цели и задачи следующего урока) | Работа с тестом (парная) | 3 мин. | |
Рефлексия Выразите своё отношение в зависимости от предложенного вам цвета Белый – объективно оценивают работу свою и класса Жёлтый - отметьте положительные моменты урока Чёрный - отметьте отрицательные моменты урока Зелёный - отмечает всё новое в работе своей группы и других групп Синий- систематизирует и обобщает, делает общие выводы. Заполните лист самооценки |
Рефлексия, заполнение листа самооценки | 3 мин |
Используемое оборудование:
информационный тест по теме «Трансмиссия» (для каждого учащегося)
( справа в свободном столбце прочитанный материал маркериуется согласно обозначениям «Инсерта»-разметочной таблицы, смотри пункт 2 );
Трансмиссия
Миссия (от латинского missio)- задание, определённое поручение
Трансмиссия (от латинского transmission-пересылка)-устройство в виде вала с
приводными ремнями, передающее движение от машины-двигателя к рабочей
машине.
Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от
двигателя к ведущим колесам автомобиля, изменяя его по величине и
направлению и распределяя в определенном соотношении между ведущими
колесами. Трансмиссии по способу передачи крутящего момента
разделяются на:
• механические;
• гидравлические;
• электрические;
• комбинированные
На отечественных автомобилях получили широкое распространение
механические трансмиссии. На автобусах и большегрузных автомобилях
применяют гидромеханические трансмиссии с автоматизированным
переключением передач. Часть большегрузных автомобилей оснащена электромеханической трансмиссией с электромотор-колесами.
Общая схема трансмиссии
Общая схема трансмиссии определяется компоновкой автомобиля, числом и
расположением ведущих мостов, видом трансмиссии.
К узлам к агрегатам трансмиссии в общем случае относятся:
• сцепление;
• коробка передач;
• главная передача
• дифференциал;
• Приводные валы - полуоси.
Для легковых автомобилей по расположению силового агрегата и ведущего
моста характерны три компоновочные схемы:
1. Классическая схема. Силовой агрегат расположен впереди, ведущий мост —
задний, его привод осуществляется через карданные валы и главную передачу
с дифференциалом.
2. Переднеприводная схема. Двигатель, сцепление, коробка передач, главная
передача и дифференциал расположены впереди, поперечно или продольно
осевой линии автомобиля, ведущий мост — передний.
3. Схема с задним расположением двигателя. Двигатель, сцепление, коробка
передач, главная передача и дифференциал расположены сзади, поперечно
или продольно относительно осевой линии автомобиля,
ведущий мост — задний.
Компоновочные схемы грузовых автомобилей характеризуются
расположением двигателя и кабины:
1. Капотная компоновка. Двигатель расположен над передним мостом,
кабина — за двигателем.
2. Короткокапотная компоновка. Двигатель — над передним мостом,
кабина частично надвинута на двигатель.
3. Кабина над двигателем. Двигатель — над передним мостом,
кабина — над двигателем.
4. Передняя кабина. Двигатель — сзади переднего моста, кабина максимально
сдвинута вперед.
Автомобили с механической трансмиссией имеют классическую схему
компоновки (рис. 1). Двигатель, сцепление, коробка передач расположена
спереди. Крутящий момент передается карданной передачей на задний
ведущий мост.
Рис. 1. Трансмиссия автомобиля с одним (задним) ведущим мостом.
Трансмиссия переднеприводного автомобиля (рис. 2). Особенностью этой схемы компоновки является выполнение ведущим переднего моста с управляемыми колесами, что потребовало создания единого силового агрегата, включающего в себя:
- двигатель;
- сцепление;
- коробку передач;
Рис. 2. Схемы трансмиссии переднеприводных автомобиле
•главную передачу и дифференциал;
•карданные шарниры равных угловых скоростей, соединенные с передними
управляемыми колесами.
Трансмиссия автомобиля с передним и задним ведущими мостами (рис. 3).
Отличительной особенностью этой схемы трансмиссии является применение
раздаточной коробки, где крутящий момент передается к обоим ведущим
мостам
через промежуточные карданные валы. Раздаточная коробка имеет
устройство для включения и выключения переднего моста и дополнительную
понижающую передачу, позволяющую значительно увеличить крутящий
момент на колесах для обеспечения повышенной проходимости автомобиля.
Рис 3. Трансмиссия автомобиля с передним и задним ведущими мостами
Схема механической трансмиссии грузовых трехосных автомобилей (рис. 4). На этих автомобилях средний и задний мосты являются ведущими. Крутящий момент от коробки передач к ним передается одним карданным валом. В главной передаче среднего моста предусмотрены межосевой дифференциал и проходной вал, передающий крутящий момент на карданный вал привода заднего моста. Передача крутящего момента к ведущим мостам на трехосных автомобилях может осуществляться и от раздаточной коробки
Рис. 4. Сема механической трансмиссии грузовых трехосных автомобилей.
Схема гидромеханической трансмиссии. Здесь в едином блоке с двигателем выполнена гидромеханическая коробка передач, крутящий момент от которой передается через карданный вал ведущим колесам по обычной схеме. Схема электромеханической трансмиссии. Дизельный двигатель приводит в действие генератор постоянного тока. Напряжение постоянного тока по проводам передаётся к электродвигателям, которые смонтированы в ободах колес.
2. таблица «Инсерт»- информационная разметочная таблица для распределения прочитанного материала по четырем столбцам;
Я это знал раньше (+) | Я это знал, но думал, что это не так (V) | Этого я не знал (-) |
Возникшие вопросы (?) |
3. тест с вариантами ответов (для парной работы);
Тестовое задание по теме «Общее устройство трансмиссии»
1.Трансмиссия служит для…
А) Повышения грузоподъёмности автомобиля
Б) Улучшения его внешнего вида
В) Передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам автомобиля
2.К узлам и агрегатам трансмиссии относятся…..
А) Колёса, рессоры, амортизаторы
Б) Сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал, полуоси
В) Двигатель, кабина, кузов, рама
3.Сколько компоновочных схем характерны для легковых автомобилей….
А) Одна
Б) Четыре
В) Три
Г) Две
4.Чем характеризуются компоновочные схемы грузовых автомобилей…
А) Расположением ведущих мостов
Б) Расположением двигателя и кабины
В) Количеством колес
5.В чем отличие трансмиссии полноприводного автомобиля от классической….
А) На автомобилях используется более мощный двигатель
Б) Устанавливаются колеса большего диаметра
В) Применяется раздаточная коробка
Г) Устанавливаются дополнительные карданные валы
4. лист самооценки;
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ |
||
Фамилия, имя | САМООЦЕНКА | ОЦЕНКА ГРУППЫ |
5. карточки для рефлексии.
Зеленый цвет- положительная оценка урока
Красный цвет- тревожное состояние
Синий – негативное отношение к уроку
Желтый – неопределенное отношение
Литература:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 191с.
- Боровский В.В., Попов М.Д. Водителю 2-го и 1-го класса// Пособие для повышения квалификации- Лениздат, 1970, 767 с., ил.
- Давидович С.М. Устройство тракторов и автомобилей-Л., Отделение издательства «Колос», 1965. 512 с., ил.
- Иларионов В.А., Морин М.М., Сергеев Н.М. и др. Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов-М.: «Машиностроение», 1979.- 303 с., ил.
- Мишин В.К. Программированные задания для зарепления и контроля знании й по устройству автомобиля.-М.: ДОСААФ, 1978.- 112 с.
- Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).