Личностно ориентированное развитие физических способностей учащихся с дивиантным поведением

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Развитие и поддержка индивидуальности каждого ребенка, воспитание свободной, гуманной, физически развитой, целостной личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры в творческой деятельности – первостепенная задача учителя. Для этого каждому учителю необходимо быть психологом в любой ситуации.

Главная заповедь «Не навреди!» требует бережного отношения к ребенку. Целенаправленного устранения внутренней напряженности и конфликтности.

Учитель, воздействуя на ученика. Должен исключить риск нанесения ему душевной травмы. Развивая потенциал детей , нельзя принижать способности ученика.

Моделирование ситуации успеха предполагает психологическую установку педагога: эмоционально принимать ребенка таким, каков он есть, е не требовать от него большего, верить в возможность его роста. Такое доверие вызывает естественный эмоциональный отклик в душе ребенка, стимулируя развитие личности, стремление к самосовершенствованию, творчеству. Вследствие этого повышается уровень успеваемости, укрепляет здоровье учащихся.

Особое внимание следует уделять детям с дивиантным поведением. Число таких детей в школах растет из года в год. Большинство детей попадают в группы «риска» в подростковом возрасте. Из-за отсутствия чуткости, заинтересованности к себе, сопереживания со стороны родителей, учителей, конфликтуя с сверстниками подросток ожесточается, уже по привычке считают необходимым принять защитно-угрожающую позу. Эмоции ребенка-это его рассказ окружающим о своем состоянии. Дети с дивиантным поведением обычно много говорят, находятся в постоянном движении и действуют импульсивно, не задумываясь о последствиях своих поступков, часто бывают раздражительными и агрессивными, у них сплошные проблемы с учебой, но у таких детей обычно неплохие физические способности, и в спорте они могут максимально показать свои силы и возможности. Такие дети по натуре лидеры, а это очень ценное качество для спортсмена. И именно этих детей в первую очередь надо привлекать к занятиям физической культуры и спортом. Занимаясь физической культурой и спортом, ребенок улучшает состояние своей психики, учится контролировать свои эмоции, становится уверенней в себе. ощущает своя значимость.

Самое главное в работе с эмоционально неблагополучными детьми- уметь создать такие условия, чтобы он уходил от вас спокойным, с положительным настроением.

Так как все дети любят играть в различные игры, а особенно с мячом, то в процессе урока надо чаще включать именно любимую игру ребенка. Особенно дети любят играть в футбол, баскетбол, пионербол и волейбол, а также эстафеты.

Во время эстафеты таких детей я стараюсь ставить в паре с теми, кого они могут победить, это дает им уверенность в своих силах. Таких детей можно мело выбирать физоргами класса, привлекать к измерению результатов, судейству соревнований, подготовке спортивных праздников. В процессе урока они требуют большего внимания. Их следует чаще хвалить, ставить в пример, даже если у них не очень хорошо что-то получается.

Великий русский физиолог И.М.Сеченов говорил, что мышечные движения ребенка благотворно сказываются на развитии его мозга. Это утверждение особенно актуально для детей с дивиантным поведением. Их интеллектуальное развитие напрямую зависит от «общения с улицей», а не от кропотливого труда над книгами. Если с ними усиленно, заниматься физической культурой и спортом, как в учебное, так и внеурочное время, есть надежда повысить уровень их интеллекта. В результате у детей повышается работоспособность, улучшается успеваемость, а это значит , они будут реже вступать в конфликты с окружающими и станут более жизнерадостными, уверенными в свои силы.

Через занятия физкультурой и спортом они смогут доказать свою значимость, повысить свою самооценку в глазах родителей, учителей и одноклассников, научатся не кулаками доказывать свою силу, а через спортивные достижения.

Рекомендации к педагогам, работающими с детьми с девиантным поведением.

  1. Принимайте этих детей такими, какие они есть.
  2. Не сравнивайте их с окружающими
  3. Проявлять в работе с ними доброжелательность и терпеливость.
  4. Оставляйте за порогом дома свое настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворятся.
  5. Хвалите их даже тогда, когда у них ничего не получится.