Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (оргмомент)
Уважаемые коллеги и дорогие мои ученики! Сегодня у нас не обычный, а >билейный 585 урок математики, считая со 2.09.первого класса
На нем мы действия с дробями будем выполнять,
Свершать открытья сами и получать лишь «5»!
Лучшим подарком уроку-юбиляру будут ваши правильные ответы и активная работа, которую вы будете фиксировать на шкале личного участия в уроке.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1) Начнем, как обычно, с тренировки внимания.
Игра «Внимание»
2) Два человека идут к доске выполнять индивидуальные задания:
А) Учебник с.9 № 16
Б) Записать формулы:
- площадь прямоугольника
- периметр квадрата
- объём куба
- площадь прямоугольного треугольника
- высота параллелепипеда
- ширина прямоугольника по известному периметру и длине
3) В это время весь класс участвует в устном счете. Дети называют ответы, учитель их записывает на доске:
- Катеты прямоугольного треугольника равны 4 и 10 см. Найдите его площадь. Каким правилом пользовались?
- Найдите 3% от 800. Как найти часть числа, выраженную дробью?
- У Алены 6 вафель. 5 из них она съела. Какую часть вафель съела Алена? Как найти часть, которую одно число составляет от другого?
- Мама испекла 8 пирожков с джемом, что составляет 2/7 всех пирожков. Сколько всего пирожков испекла мама? Как найти число по его части, выраженной дробью?
- Найдите 4/6 от 48
На доске появляется запись: 20,24,5/6,28,32
- Какое число лишнее?
- Что вы можете рассказать про дробь 5/6?
4) Проверяем индивидуальную работу у доски!
5) Вывешиваю схему к задаче:
- Составьте задачу
- Решите её
- Составьте обратные задачи
(перемещаю знак «?» на известные числа)
Пользуясь числовым лучом, докажите, что дроби 10/12 и 5/6 равны.
На доске:
Один ученик выходит показать 10/12, другой – 5/6.
Из ряда чисел на доске убираю дробь. Установите закономерность и продолжите ряд на два числа ( 20,24,28,32,36,40…)
Найдите сумму всех чисел ряда удобным способом (20+40,24+36,28+32=180)
- Каков основной смысл сложения? (Сложить, значит, объединить, взять вместе)
- С героями какого произведения мы путешествуем по страницам учебника математики? (Винни - Пух…)
7) Возьмите лист с заданиями.
Читаем задачу №1. «Винни - Пух пошёл в гости к ослику Иа-Иа. В 1 час он прошёл 3/8 всего пути, а во 2 час – 2/8 всего пути. Какую часть пути прошёл Винни- Пух за два часа вместе?»
Рассмотрите схему:
- Что нам надо найти в задаче?
- С помощью какого действия мы сможем объединить все части?(3/8+2/8=)
Решаем! ( У детей получаются разные ответы: 5/8 или 5/16)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
- Почему же получились разные ответы?
- Что особенного в наших дробях? (у них одинаковые знаменатели)
- Значит, какую цель мы поставим перед собой? (научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями)
- Сформулируйте тему нашего урока (сложение дробей с одинаковыми знаменателями)
4. Построение проекта выхода из затруднения («Открытие» детьми нового знания)
Перед вами модели различных геометрических фигур. Возьмите простой карандаш, заштрихуйте сначала 3/8, потом 2/8.
- Какая часть фигуры стала заштрихована? (5/8)
Значит 3/8+2/8=5/8
- Что интересного заметили?
- Какой первый шаг в сложении дробей с одинаковыми знаменателями? (Сложить числители)
- Что записать в знаменатель?
Вывешиваю алгоритм:
Сложение дробей |
---|
Сложить числитель и записать |
---|
В знаменатель записать |
---|
Попробуйте представить эту сумму в виде буквенного выражения, заменив одинаковые цифры на одинаковые буквы.
После того, как дети представят свои варианты, вывешиваю формулу:
a/n+b/n=a+b/n |
---|
Для числителя удобнее выбрать буквы a и b, идущие в начале алфавита, а для знаменателя – букву n из общего вида записи дробей.
А теперь сформулируйте полученный вывод в виде правила. (Дети формулируют правило)
Откроем учебник на с. 7, сравним наши выводы с учебником (читаем вслух)
Таким образом, проблему урока мы разрешили и в очередной раз сделали самостоятельное открытие!
5. Первичное закрепление во внешней речи
с.7 № 2 и № 3 – с комментированием в учебнике
с.8 № 6(а и б) - письменно фронтально
6. Физ. минутка (зрительная гимнастика)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
с.7 № 4 – в тетради
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
В это время 3 человека у доски решают уравнения:
x- 6/35=29/35
a-77/92=14/92
y-(7/71+32/71)=24/71
Проверка работы у доски
8. Включение в систему знаний и повторение
1) Один человек у доски выполняет индивидуальное задание:
2)Реши
неравенства:
8 < x < 11
19 le; y < 21
Запиши множество дробей x/y
3) Один человек решает задачу № 2 по действиям:
«Винни- Пух заготовил на зиму 360 кг меда, причем липового в 4 раза больше, чем цветочного. Сколько кг липового и сколько кг цветочного меда заготовил Винни- Пух?»
В это же время другой ученик решает эту же задачу у доски уравнением.
После решения задачи проверяем индивидуальное задание!
4) Ребята, кто автор сказки о Винни-Пухе? (Алан Милн)
А кто автор литературного перевода этого произведения мы узнаем, если решим примеры и расположим ответы в порядке убывания:
39/100+54/100= А
60/100+27/100= Х
48/100+32/100= О
56/100+8/100= Е
7/100+21/100= Р
29/100+69/100= З
45/100+26/100= Д
|
|
|
|
|
|
|
- Как можно записать по- другому полученные результаты?
- Запишите в таблицу проценты в порядке убывания.
9. Рефлексия к деятельности
- Чему учились на уроке?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
Посчитайте на своих шкалах и выразите дробью ваше личное участие в юбилейном уроке.
Всем спасибо за работу! Молодцы!