Организация игры: выбираются две команды из учащихся одного или нескольких классов в количестве 6-7 человек. Остальные – болельщики, зрители. Учащиеся старших классов или наиболее знающие географию ученики этих классов становятся членами судейской коллегии.
Игра состоит из четырёх этапов. Во время проведения I и II этапов предлагается разминка, в которой могут принять участие болельщики той или иной команды, тем самым помогая участникам заработать очки. Каждый этап оценивается в 20 баллов. На IV этапе конкурс «Что вы знаете о Калининградской области» можно заменить в соответствии с тем регионом, где проживают учащиеся.
Оборудование:
- Конверты с изображением рюкзака
- Наборы карточек
- Компасы
- Листы ватманской бумаги
- Карандаши цветные
- Ручки
- Призы для команд.
Ход занятия
I этап. Туристический.
Разминка: Какие правила нужно соблюдать, находясь на природе?
(Можно вспомнить, что бумаге до полного разложения необходимо 2 года, консервной банке – более 90 лет, полиэтиленовому пакету – более 200 лет, а стеклу – более 1000 лет.
Муравьи за день уничтожают 70 – 100 тысяч вредителей леса.)
Ответы:
- Нельзя шуметь в лесу,
- держаться вместе,
- ходить нужно по тропинкам,
- нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы,
- нельзя рвать цветы,
- разводить костры нужно только строго в определённых местах,
- убирать за собой мусор и. т. д.
Игра 1.
Командам выдаются конверты с изображением рюкзака. В конверт вложены карточки с названием различных предметов:
Ведро, ножницы, зонт, зубная щётка, кружка, стакан, вилка, компас, одеяло, свеча, котелок, палатка, топор, аптечка, кастрюля, спички, подушка, утюг, тетрадь, ложка, полотенце, сменное бельё, спальный мешок, фонарик, миска, книга, карандаши, ручка.
Задание:
Мы отправляемся в двухдневный поход с ночлегом. Какие предметы необходимо взять с собой? Свой ответ поясните.
(Ответы: зубная щётка, кружка, компас, свеча, котелок, палатка, топор, аптечка, спички, подушка, ложка, полотенце, спальный мешок, фонарик, миска.)
Игра 2.
Мы отправляемся в трёхдневный поход, в котором участвуют 15 человек. Рассчитайте, какое количество продуктов нужно взять, какие именно продукты. Рассчитайте примерное меню.
Например:
- крупа – 5 кг,
- консервы – 30 банок,
- картофель – 10 кг,
- питьевая вода – 15 литров и.т.д.
II этап. Географический.
Разминка: «Самый, самый».
Назовите:
- Самую высокую вершину (8848 м, Джомолунгма)
- Самую глубокую впадину (11022 м, Марианская впадина)
- Самую низкую точку на суше (-395 м, Гхор в районе Мёртвого моря)
- Самую длинную реку (6671 км, Нил с Кагерой)
- Самое глубокое озеро (1642 м, оз. Байкал)
- Самую многоводную реку (Амазонка, 220000 м3/с)
- Самое сухое место на Земле (пустыня Сахара)
- Самое влажное место на Земле (г.Черапунджи, Южная Азия)
- Самый крупный остров (Гренландия)
- Самый высокий водопад (1054 м, Анхель в Южной Америке)
- Самую маленькую птицу (колибри)
- Самое холодное место в северном полушарии (г.Оймякон в Северо-Восточной Сибири)
- Самое крупное млекопитающее (голубой кит)
- Самое крупное животное суши (африканский слон)
- Самую крупную птицу (страус).
Игра 1. «Географические вопросы».
Задание:
Придумать 10 географических вопросов, ответы на которые начинаются с букв:
1) «П» или «Н»
2) «С» или «К».
Например:
1) Вулкан в Мексике - Попокатепетль,
крупный участок земной коры – плита или платформа,
горная порода – песок, полевой шпат, пемза,
живые организмы, живущие в воде и не имеющие средств передвижения – планктон,
вид сельскохозяйственных угодий – пашня, пастбище, быстрый и кратковременный подъём уровня реки – паводок.
2) Сильный ветер на Средиземном море – сирокко,
лес в Амазонии – сельва,
геологический период в истории Земли – силур,
полезное ископаемое – серебряные руды, сурьмяные руды,
тип почвы – серая лесная, солончак,
прибор, записывающий колебания земной коры – сейсмограф.
Игра 2. «Кто быстрее?» (на 5 минут).
Задание:
Вспомнить как можно больше географических терминов, которые оканчиваются на буквы:
1) «Ь» или «Т»
2) «В» или «К».
Дать объяснение этим терминам.
Например:
1) оттепель, Попокатепетль, Анхель, сель, скорость, ландшафт, шпат
2) рукав, Волхов, Саратов, Ижевск, Якутск, Красноярск, Нью-Йорк.
III этап. Топографический.
Игра 1. «Составление плана местности».
Задание:
Составить план местности по предложенному описанию. Масштаб выбрать самостоятельно, применить условные знаки.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Шоссе шириной 14 метров с асфальтовым покрытием тянется с севера на юг. С восточной стороны вдоль шоссе тянется линия связи. С шоссе перекрещивается грунтовая дорога, идущая с северо-востока на юго-запад. В 200 метрах от перекрёстка дорог находится опушка смешанного леса и дом лесника. От дома лесника к перекрёстку ведёт полевая дорога. |
С севера на юг течёт река Талая шириной 12 метров. Через реку перекинут мост. От моста на восток и запад идёт грунтовая дорога. Около моста на восточном берегу находится отдельный дом, на западном берегу – кустарник, переходящий в редколесье. |
Игра 2: «Определение азимута».
Этот этап конкурса можно проводить на местности, а в случае плохой погоды или других проблем – в аудитории.
Например:
определите азимут от футбольных ворот школьного стадиона до центрального входа в школу, подъездных ворот, магазина, жилого дома и др.
IV этап. Краеведческий
Вопросы задаются по очереди двум командам, в случае неверного ответа команде могут помочь болельщики.
Конкурс 1. «Что вы знаете о России?»
- Какова площадь России? (17,1млн кв. км)
- Какую часть суши занимает наша страна? (1/6)
- Сколько государств граничит с Россией? (14)
- Сколько морей омывают берега России? (12)
- Знаете ли вы крайние точки России? (мыс Челюскин на севере, мыс Дежнёва на востоке, гора Базардюзю на юге, мыс Таран на западе)
- Назовите самое мелкое море на территории России (Азовское).
- Назовите самое глубокое море на территории России (Японское, 3720 м или Курильско-Камчатский жёлоб, 5500 м).
- Назовите самое глубокое озеро на территории России (Байкал).
- Назовите самый большой полуостров нашей страны (Таймыр).
- Какой остров у нас самый большой (Сахалин)?
- Назовите самую высокую вершину нашей страны (гора Эльбрус на Кавказе, 5642 м).
- Сколько республик в составе России (21)?
- Назовите самую большую по площади (Саха – Якутия).
- Что такое «национальный парк» (один из видов охраняемых природных территорий, где на малонарушенных ландшафтах сочетаются задачи охраны природы и строго контролируемого отдыха, чаще всего познавательного туризма)?
- Что называется заказником (один из видов охраняемых природных территорий, где постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности)?
- Сколько жителей в России (более 140 млн. человек)?
- Назовите самые крупные города России (города – миллионеры - Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Самара, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Омск).
Конкурс 2. «Что вы знаете о Калининградской области?»
- В каком году был образован наш город (1255)?
- Назовите даты штурма Кенигсберга (6-9 апреля 1945 года).
- Когда была образована Калининградская область в составе РСФСР?
- С какими государствами граничит Калининградская область (Польша, Литва)?
- Назовите заливы, омывающие берега области (Куршский и Калининградский (Вислинский)).
- Какова площадь Калининградской области (15,1 тыс. кв. км)?
- Сколько административных районов в нашей области (13)?
- Сколько городов в нашей области (22)?
- Сколько жителей в нашей области (950 тыс. человек)?
- Сколько человек проживает в Калининграде (440 тыс. человек)?
- Назовите самую длинную реку области (Неман).
- Назовите самое глубокое озеро Калининградской области (Виштынецкое).
- Перечислите не менее 10 растений Калининградской области (например, ель, сосна, пихта, берёза, осина, тополь, дуб, бук, клён, каштан, ольха, сирень, черёмуха).
- Перечислите не менее 10 животных, которые обитают на территории Калининградской области (например, волк, заяц, косуля, благородный олень, кабан, крот, гадюка, полевая мышь, лось, лисица, ласка, белка, бобр).
- Назовите самую зелёную улицу Калининграда (Кутузова).
- Когда был образован национальный парк «Куршская коса» (1987 год)?
- Сколько заказников есть в области (8 – Майско – Краснополянский, Каменский, Новосёловский, Дюнный, Громовский, Вислинская коса, Виштынецкий, Заповедный)?
Вопросы можно добавлять, изменять.
V. Заключительный этап: подведение итогов, выявление и награждение победителей.
Рекомендуемая литература по Калининградской области:
- Географический атлас Калининградской области (под ред. Орлёнка В.В.). К. Изд-во КГУ, 2002 год
- География Янтарного края России (под ред. Орлёнка В.В.) К., Янтарный сказ, 2004 год.
- Калининград. Памятники истории и культуры. ИД «Лето-Пресс», 2006 год.
- Калининградская область. Памятники истории и культуры. ИД «Лето-Пресс», 2006 год.
- Кученева Г.Г. Жемчужины зелёного мира. К. Кн. Изд-во, 1975 год.
- Литвин В.М. и др. Калининградская область. Природные ресурсы. К., Янтарный сказ,1999 год.
- Фёдоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? К. Изд-во РГУ им. Канта, 2006 год