Открытый урок русского языка в специальном (коррекционном) 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение знаний учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Задачи:

  1. Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;
  2. Коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся; орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы: аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий, интерес к овладению богатствами русского языка.
  3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, любознательность и пытливость в процессе учения; умение работать в коллективе; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Оборудование урока:

  • ТСО: магнитофон, аудиокассета «Русские народные песни».
  • Для учителя: картины с изображением зимы, карты-названия станций: «Село Песенное», «Загадочный лес», «Поляна пословиц и поговорок», «Сказочный город», страна «Устное народное творчество»; карточки-пословицы, «подснежники»-падежи, снежинка, карточка с загадкой об инее.
  • Для учеников: карточки со склонением словосочетаний: талантливый народ и песенное село, рабочая схема-алгоритм работы с прилагательным, карточки со сказкой для домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить?

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам нужно знать, беречь.

- Почему вы так решили?

- Наш урок не похож на предыдущие, его необычность в том, что в конце урока вы сами сформулируете тему, а поэтому нужно быть особенно внимательными. Работа предстоит серьёзная, а настроение у вас какое?

- Какую часть речи подбирали?

2. Работа с тестом.

На перевёрнутых карточках, прикреплённых на доске, написаны родовые окончания прилагательных. После правильных ответов детей карточки открываются.

- Ответьте на несколько вопросов, а наградой будет перевёрнутая карточка.

  1. Имя прилагательное обозначает:
    а) предмет
    б) действие предмета
    в) признак предмета
    (окончание -ой)
  2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
    а) кто? что?
    б) какой? какая? какое?
    в) что делает?
    (окончание -яя)
  3. Имя прилагательное изменяется:
    а) по родам
    б) по числам
    в) по падежам
    (окончание -ый, -ая, -ее)
  4. Имя прилагательное изменяется по родам:
    а) в единственном числе
    б) во множественном числе.
    ( окончание -ое)
  5. Имя прилагательное в предложении бывает
    а) подлежащим, сказуемым
    б) второстепенным членом предложения.
    (окончание -ий)

- На что похожа полученная запись?

3. Минутка чистописания.

а) Составьте цепочку соединений из окончаний прилагательных в следующем порядке: ж.р-м.р.-с.р.

б) Пальчиковая гимнастика.

- Подготовим руки для письма.

Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.

- Напишите строчку составленных окончаний красиво.

в) - Вы любите путешествовать? Но сначала надо размяться.

По данным окончаниям -ая, -ый,-ое придумайте имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.

- Какого рода прилагательные придумывали? С какой частью речи согласуется прилагательное?

4. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

а) - Мы совершим путешествие в страну, название которой вам нужно расколдовать.

На доске запись: СТН НРДН ТВРЧСТВ

- Как называется страна? (Устное народное творчество)

- Назовите прилагательные в названии.

- Назовите по звукам прилагательное устное. Какая в слове орфограмма? Как проверить?

- Какого рода прилагательные в словосочетании? Как определили? Составьте рабочую схему.

(Дети составляют из индивидуальных карточек схему определения рода прилагательного: род сущ.→ род прил.)

- Произведения каких жанров относятся к устному народному творчеству?

б) Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

- И наша первая остановка…(дети читают карту-название: «Село песенное».) Приложение 1.

- Назовите имя прилагательное в этом словосочетании, его окончание, род.

- Как вы думаете, что любят делать жители этого села?

- Они предлагают вам послушать русскую народную песню.

(Включается запись русской народной песни).

- Какими прилагательными можно описать песню? Кто автор?

- Как вы думаете, каждый ли может сочинять песни? Каким свойством должен обладать человек, чтобы сделать что-то выдающееся?

- Каким был русский народ?

(Карточка талантливый народ вывешивается на доску)

- Назовите окончание прилагательного и род.

в) Работа по карточкам в парах.

- Просклоняйте словосочетания талантливый народ и песенное село, меняясь карточками.(1 ученик склоняет словосочетание м.р., 2 ученик-с.р.)

И.п. (какой?)

 

талантлив__ народ

 

(какое?)

 

песенн__ село

Р.п. (какого?)

 

талантлив__ народа

 

 

 

песенн__ села

Д.п. (какому?)

 

талантлив__ народу

 

 

 

песенн__ селу

В.п. (какой?)

 

талантлив__ народ

 

(какое?)

 

песенн__ село

Т.п. (каким?)

 

талантлив__ народом

 

 

 

песенн__ селом

П.п. (о каком?)

 

о талантлив__ народе

 

 

 

о песенн__ селе

- В каких падежах прилагательные мужского рода отвечают на одни и те же вопросы?

- Какие окончания имеют прилагательные в И.п. и В.п.?

- В Р.п.? В Д.п.? В Т.п.? В П.п.?

- Прилагательные какого рода склоняются так же, как прилагательные мужского рода?

- Что значит «СКЛОНЯЮТСЯ ТАКЖЕ»?

- А ещё какого рода бывают прилагательные в единственном числе?

5. Физкультминутка «Мужской - женский род»

- А сейчас сделаем привал и поиграем.

Если я называю словосочетание женского рода -приседают девочки. Мужского рода- мальчики. Среднего рода-все.

Зимний лес, певчая птичка, нежный вкус, серебристый снег, сильная буря, вежливый человек, интересное кино, верная подруга, резкий ветер, морозное утро.

6. Склонение прилагательных женского рода.

- Продолжим наше путешествие.

- Где мы теперь оказались? (открывается карта-название: «Загадочный лес») Приложение 2.

- Что приготовил для нас лес, если он загадочный?

а) Работа с загадками.

- Вы загадки отгадайте и прилагательные в них запоминайте!

Что за звёздочка такая,
на пальто и на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмёшь - вода в руке.

Я прилетела с высоты
И. как серебренная пчёлка,
уселась на зелёной ёлке. (снежинка)

б) Письмо по памяти..

Предложение записано на карточке.

Сер_бристой бахромой
На в_твях в_сит з_мой.

- Читаем загадку. Отгадаем.
Объяснение значение слова бахрома. Приложение 3.

- Объясните правописание орфограмм.

Записать предложение по памяти.

После записи - проверить по карточке.

- Определите род и падеж у прилагательного серебристой, выделите окончание.

в) Самостоятельная работа.

- В каких ещё падежах прилагательные женского рода имеют окончания -ОЙ?

- Допишите прилагательные в словосочетаниях, вспоминая загадки, выделите окончания, обозначьте падеж.

Без …ой звёздочки
К … ой пчёлке
На ..ой ёлке

- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковое окончание? Какое окончание?

7.Физминутка для глаз «Снежинка»

РАБОТА ПО КАРТИНЕ «ЗИМА». Приложение 4.

- А сейчас Снежинка (на кончике указки) будет путешествовать с нами по загадочному зимнему лесу и приоткроет для нас некоторые его тайны.

- Следите за ней глазками. Вот она порхает, кружится. Куда снежинка опустится, к тому существительному подбираем прилагательное, называем его окончание, род.

8. Работа над предложением. Роль прилагательного

Составьте предложения с любыми из придуманных словосочетаний. Запись лучших предложений на доске и в тетрадях

Синтаксический разбор предложения. Подчеркнуть прилагательные.

- Каким членом предложения является прилагательное? С какой частью речи связано?

- Зачем нужны прилагательные?

9. Определение падежа имён прилагательных.

Ещё одна тайна зимнего леса раскроется только весной.

- «На проталине лесной распускается весной маленький и нежный беленький…» (подснежник)

а) Разбор по составу слова подснежник.

- Разберём это слово по составу и тогда наши «подснежники» расцветут.

(Открыть на доске поляну с «подснежниками»-падежами: Поляна «Пословиц и поговорок») Приложение 5.

б) Работа с пословицами.

- Вот и оказались мы на поляне «подснежников»- поляне «Пословиц и поговорок». Пословица - замечательное творение русского народа. Короткая фраза, а говорит о многом.

На доске – «части» предложений-пословиц.

К большому терпению … придёт и умение.
Горькая правда … лучше сладкой лжи.
За правое дело …. стой смело.

- Соберите пословицы.

- Объясните смысл пословиц.

-Запишите пословицы. Определите падеж прилагательных.

Проверка.

- Определим падеж прилагательных в пословицах с помощью наших «подснежников»-падежей.

(Дети развешивают «подснежники»-падежи над прилагательными с объяснением)

- Как определить падеж имени прилагательного?

10. Домашнее задание.

Есть на свете город, в котором всё сбывается, что сердцу пожелается. Перед нами самый «Сказочный город». (На доске открывается карта-название «Сказочный город» и иллюстрации к разным русским народным сказкам). Приложение 6.

- Почему город так называется?

- А какие русские народные сказки вы знаете? Чему учат сказки?

- О чём вы больше всего читали русских народных сказок?

- Я вчера сочинила сказку, но случилась беда. Некоторые слова «сбежали», оставив вместо себя вопросы.

Учащимся раздаются индивидуальные карточки с текстом.

Однажды (какой?) ночью (какой?) ёжик гулял по лесу. Увидел (какую?) клюквинку и наколол на (какую?) иголочку. В луже заметил звёздочку. Ёжик накрыл её (каким?) листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ёж нашёл (какое?) солнышко. Вот ёжик смеялся.

Прочитаем текст.

- Какие вопросы остались? Что за слова сбежали?

Помогите найти такие прилагательные, чтобы получилась красивая сказка. Её вы напишите дома. Можно составить продолжение сказки.

Я уверена, что у вас всё получится.

11. Итог урока.

а) Вывод:

Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Что запомнилось? Какие задания показались трудными?

- О какой части речи мы с вами сегодня повторяли, какого числа прилагательные склоняли?

- Сформулируйте тему урока. (Склонение прилагательных единственного числа)

б) Рефлексия.

Все вы были хорошими путешественниками, быстро и правильно выполняли задания, отвечали на вопросы, помогали друг другу.

Какое настроение у вас в конце урока?

в) Оценивание учащихся.

Большое спасибо за хорошую работу я говорю... (Ф.И. учеников) и ставлю им «5».

Молодцы-…..-они получают «4».

Старались сегодня…..,но нужно подтянуться- «3».