Цель: обобщение знаний учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.
Задачи:
- Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;
- Коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся; орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы: аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий, интерес к овладению богатствами русского языка.
- Воспитательные: воспитывать аккуратность, любознательность и пытливость в процессе учения; умение работать в коллективе; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Оборудование урока:
- ТСО: магнитофон, аудиокассета «Русские народные песни».
- Для учителя: картины с изображением зимы, карты-названия станций: «Село Песенное», «Загадочный лес», «Поляна пословиц и поговорок», «Сказочный город», страна «Устное народное творчество»; карточки-пословицы, «подснежники»-падежи, снежинка, карточка с загадкой об инее.
- Для учеников: карточки со склонением словосочетаний: талантливый народ и песенное село, рабочая схема-алгоритм работы с прилагательным, карточки со сказкой для домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить?
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам нужно знать, беречь.
- Почему вы так решили?
- Наш урок не похож на предыдущие, его необычность в том, что в конце урока вы сами сформулируете тему, а поэтому нужно быть особенно внимательными. Работа предстоит серьёзная, а настроение у вас какое?
- Какую часть речи подбирали?
2. Работа с тестом.
На перевёрнутых карточках, прикреплённых на доске, написаны родовые окончания прилагательных. После правильных ответов детей карточки открываются.
- Ответьте на несколько вопросов, а наградой будет перевёрнутая карточка.
- Имя прилагательное обозначает:
а) предмет
б) действие предмета
в) признак предмета
(окончание -ой) - Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое?
в) что делает?
(окончание -яя) - Имя прилагательное изменяется:
а) по родам
б) по числам
в) по падежам
(окончание -ый, -ая, -ее) - Имя прилагательное изменяется по родам:
а) в единственном числе
б) во множественном числе.
( окончание -ое) - Имя прилагательное в предложении бывает
а) подлежащим, сказуемым
б) второстепенным членом предложения.
(окончание -ий)
- На что похожа полученная запись?
3. Минутка чистописания.
а) Составьте цепочку соединений из окончаний прилагательных в следующем порядке: ж.р-м.р.-с.р.
б) Пальчиковая гимнастика.
- Подготовим руки для письма.
Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
- Напишите строчку составленных окончаний красиво.
в) - Вы любите путешествовать? Но сначала надо размяться.
По данным окончаниям -ая, -ый,-ое придумайте имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.
- Какого рода прилагательные придумывали? С какой частью речи согласуется прилагательное?
4. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
а) - Мы совершим путешествие в страну, название которой вам нужно расколдовать.
На доске запись: СТН НРДН ТВРЧСТВ
- Как называется страна? (Устное народное творчество)
- Назовите прилагательные в названии.
- Назовите по звукам прилагательное устное. Какая в слове орфограмма? Как проверить?
- Какого рода прилагательные в словосочетании? Как определили? Составьте рабочую схему.
(Дети составляют из индивидуальных карточек схему определения рода прилагательного: род сущ.→ род прил.)
- Произведения каких жанров относятся к устному народному творчеству?
б) Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
- И наша первая остановка…(дети читают карту-название: «Село песенное».) Приложение 1.
- Назовите имя прилагательное в этом словосочетании, его окончание, род.
- Как вы думаете, что любят делать жители этого села?
- Они предлагают вам послушать русскую народную песню.
(Включается запись русской народной песни).
- Какими прилагательными можно описать песню? Кто автор?
- Как вы думаете, каждый ли может сочинять песни? Каким свойством должен обладать человек, чтобы сделать что-то выдающееся?
- Каким был русский народ?
(Карточка талантливый народ вывешивается на доску)
- Назовите окончание прилагательного и род.
в) Работа по карточкам в парах.
- Просклоняйте словосочетания талантливый народ и песенное село, меняясь карточками.(1 ученик склоняет словосочетание м.р., 2 ученик-с.р.)
И.п. (какой?) |
|
талантлив__ народ |
|
(какое?) |
|
песенн__ село |
Р.п. (какого?) |
|
талантлив__ народа |
|
|
|
песенн__ села |
Д.п. (какому?) |
|
талантлив__ народу |
|
|
|
песенн__ селу |
В.п. (какой?) |
|
талантлив__ народ |
|
(какое?) |
|
песенн__ село |
Т.п. (каким?) |
|
талантлив__ народом |
|
|
|
песенн__ селом |
П.п. (о каком?) |
|
о талантлив__ народе |
|
|
|
о песенн__ селе |
- В каких падежах прилагательные мужского рода отвечают на одни и те же вопросы?
- Какие окончания имеют прилагательные в И.п. и В.п.?
- В Р.п.? В Д.п.? В Т.п.? В П.п.?
- Прилагательные какого рода склоняются так же, как прилагательные мужского рода?
- Что значит «СКЛОНЯЮТСЯ ТАКЖЕ»?
- А ещё какого рода бывают прилагательные в единственном числе?
5. Физкультминутка «Мужской - женский род»
- А сейчас сделаем привал и поиграем.
Если я называю словосочетание женского рода -приседают девочки. Мужского рода- мальчики. Среднего рода-все.
Зимний лес, певчая птичка, нежный вкус, серебристый снег, сильная буря, вежливый человек, интересное кино, верная подруга, резкий ветер, морозное утро.
6. Склонение прилагательных женского рода.
- Продолжим наше путешествие.
- Где мы теперь оказались? (открывается карта-название: «Загадочный лес») Приложение 2.
- Что приготовил для нас лес, если он загадочный?
а) Работа с загадками.
- Вы загадки отгадайте и прилагательные в них запоминайте!
Что за звёздочка такая,
на пальто и на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмёшь - вода в руке.Я прилетела с высоты
И. как серебренная пчёлка,
уселась на зелёной ёлке. (снежинка)
б) Письмо по памяти..
Предложение записано на карточке.
Сер_бристой бахромой
На в_твях в_сит з_мой.
- Читаем загадку. Отгадаем.
Объяснение значение слова бахрома. Приложение 3.
- Объясните правописание орфограмм.
Записать предложение по памяти.
После записи - проверить по карточке.
- Определите род и падеж у прилагательного серебристой, выделите окончание.
в) Самостоятельная работа.
- В каких ещё падежах прилагательные женского рода имеют окончания -ОЙ?
- Допишите прилагательные в словосочетаниях, вспоминая загадки, выделите окончания, обозначьте падеж.
Без …ой звёздочки
К … ой пчёлке
На ..ой ёлке
- В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковое окончание? Какое окончание?
7.Физминутка для глаз «Снежинка»
РАБОТА ПО КАРТИНЕ «ЗИМА». Приложение 4.
- А сейчас Снежинка (на кончике указки) будет путешествовать с нами по загадочному зимнему лесу и приоткроет для нас некоторые его тайны.
- Следите за ней глазками. Вот она порхает, кружится. Куда снежинка опустится, к тому существительному подбираем прилагательное, называем его окончание, род.
8. Работа над предложением. Роль прилагательного
Составьте предложения с любыми из придуманных словосочетаний. Запись лучших предложений на доске и в тетрадях
Синтаксический разбор предложения. Подчеркнуть прилагательные.
- Каким членом предложения является прилагательное? С какой частью речи связано?
- Зачем нужны прилагательные?
9. Определение падежа имён прилагательных.
Ещё одна тайна зимнего леса раскроется только весной.
- «На проталине лесной распускается весной маленький и нежный беленький…» (подснежник)
а) Разбор по составу слова подснежник.
- Разберём это слово по составу и тогда наши «подснежники» расцветут.
(Открыть на доске поляну с «подснежниками»-падежами: Поляна «Пословиц и поговорок») Приложение 5.
б) Работа с пословицами.
- Вот и оказались мы на поляне «подснежников»- поляне «Пословиц и поговорок». Пословица - замечательное творение русского народа. Короткая фраза, а говорит о многом.
На доске – «части» предложений-пословиц.
К большому терпению … придёт и умение.
Горькая правда … лучше сладкой лжи.
За правое дело …. стой смело.
- Соберите пословицы.
- Объясните смысл пословиц.
-Запишите пословицы. Определите падеж прилагательных.
Проверка.
- Определим падеж прилагательных в пословицах с помощью наших «подснежников»-падежей.
(Дети развешивают «подснежники»-падежи над прилагательными с объяснением)
- Как определить падеж имени прилагательного?
10. Домашнее задание.
Есть на свете город, в котором всё сбывается, что сердцу пожелается. Перед нами самый «Сказочный город». (На доске открывается карта-название «Сказочный город» и иллюстрации к разным русским народным сказкам). Приложение 6.
- Почему город так называется?
- А какие русские народные сказки вы знаете? Чему учат сказки?
- О чём вы больше всего читали русских народных сказок?
- Я вчера сочинила сказку, но случилась беда. Некоторые слова «сбежали», оставив вместо себя вопросы.
Учащимся раздаются индивидуальные карточки с текстом.
Однажды (какой?) ночью (какой?) ёжик гулял по лесу. Увидел (какую?) клюквинку и наколол на (какую?) иголочку. В луже заметил звёздочку. Ёжик накрыл её (каким?) листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ёж нашёл (какое?) солнышко. Вот ёжик смеялся.
Прочитаем текст.
- Какие вопросы остались? Что за слова сбежали?
Помогите найти такие прилагательные, чтобы получилась красивая сказка. Её вы напишите дома. Можно составить продолжение сказки.
Я уверена, что у вас всё получится.
11. Итог урока.
а) Вывод:
Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Что запомнилось? Какие задания показались трудными?
- О какой части речи мы с вами сегодня повторяли, какого числа прилагательные склоняли?
- Сформулируйте тему урока. (Склонение прилагательных единственного числа)
б) Рефлексия.
Все вы были хорошими путешественниками, быстро и правильно выполняли задания, отвечали на вопросы, помогали друг другу.
Какое настроение у вас в конце урока?
в) Оценивание учащихся.
Большое спасибо за хорошую работу я говорю... (Ф.И. учеников) и ставлю им «5».
Молодцы-…..-они получают «4».
Старались сегодня…..,но нужно подтянуться- «3».