Психологические приемы активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы

Я работаю психологом в группах кратковременного пребывания в МОУ «СОШ №18» г. Норильска. Наши воспитанники – дети 5-7 лет, по разным причинам не посещающие детские сады. Одна из задач нашей организации – уравнять стартовые возможности детей, поступающих в первые классы.

Самая первая проблема, с которой сталкиваются педагоги при занятиях с детьми, заключается в плохо развитой речевой деятельности (дети не только говорят с дефектами, но и плохо осознают речь взрослого, не умеют обобщать, анализировать, имеют маленький словарный запас и т.д.). Поэтому, чтобы процесс обучения и воспитания был эффективен, необходимо всем работникам (воспитателям, психологу, логопеду) с самого начала занятий в группах кратковременного пребывания делать акцент на развитие именно речевой деятельности детей. Достичь за год-два хороших результатов по активизации речи детей можно только при помощи постоянных комплексных занятиях, влияющих и на познавательную  и на соматическую, эмоциональную, поведенческую сферы деятельности дошкольника.

Анализ исходной ситуации

Дети, посещающие нашу организацию, изначально имеют негативные условия, связанные с проживанием на Крайнем Севере:

  • продолжительная полярная ночь;
  • нехватка витаминов;
  • загрязнение окружающей среды;
  • низкая двигательная активность;
  • сенсорная недостаточность восприятия окружающего мира;
  • нарушение биологических ритмов жизни;
  • низкая связь с социумом;
  • дефицит общения со сверстниками и т.д.

Все это осложняется тем, что дети до 5 лет не посещают детский сад. Поэтому так важно, чтобы родители развивали речь детей и дома, опираясь на консультации специалистов для  лучшего закрепления результатов. Я рекомендую родителям к каждому моему занятию выполнять совместную деятельность с ребенком.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей

Если ребенок часто болеет или в силу неблагоприятных условий не может посещать занятия постоянно, необходимо все рекомендации для родителей оформить письменно на месяц вперед.

1. Выучить на занятие:

  • пальчиковую гимнастику,
  • небольшие стихотворения, лучше, если они будут совпадать с тематическими темами;

2. Можно предложить детям взять домой одну из заготовленных раскрасок-штриховок (лучше если они будут близки к теме занятия);

3. Сочинить вместе с родителями сказку на темы (согласно вашему плану).

Например:

  • «Моя дружная семья» - тема: «Семья»,
  • «Мой друг самый лучший» - тема: «Дружба»,
  • «Домашний любимец» - тема: «Домашние животные»,
  • «Отпуск – дивная пора…» - тема: «Отдых»,
  • «Зимовье зверей» - тема:  «Зима»,
  • «Полет на луну» - тема: «Космос»,
  • «Путешествие паровозика» - тема: «Транспорт» и т.д.

4. Для закрепления материала, необходимо попросить родителей расспросить своих детей о происходящем на занятии. Тем самым активизировать и речь и память.

Если ребенок приходит подготовленный на занятие – я поощряю его (наклейкой, вырезанной фигуркой и т.д.).

В настоящее время существует множество коррекционных и тренинговых занятий для детей дошкольного возраста. Опираясь на уже существующую теоретическую и практическую базу, я составила общую схему психологических занятий наиболее подходящую, как мне кажется, именно для наших условий:

  • изначально низкий уровень познавательной сферы детей;
  • большое количество психосоматически больных детей;
  • нехватка времени на педагогические и психологические занятия;
  • погодные условия, препятствующие периодичности занятий и т.д.

Цели и задачи  коррекционной работы

Цели коррекционно-развивающих занятий у психолога:

  • качественная подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу;
  • возможность для иноязычных детей воспитания и обучения на русском языке;
  • ранняя диагностика и коррекция нарушений речевого и психического развития у детей;
  • удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками.

Направления развития и коррекции, реализуемые в тренинге, должны быть ориентированы на активизацию четырех сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл тренинговых занятий.

  1. Эмоционально-мотивационный блок. Связан с решением следующих задач:
  • Создание ситуации успешной деятельности;
  • Обеспечение атмосферы эмоционального приятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию;
  • Формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации;
  • Формирование адекватной, гибкой самооценки;
  • Развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
  1. Социально-нормативный блок. Ориентирован на решение следующей группы задач:
  • Формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;
  • Развитие навыков успешной коммуникации;
  • Формирование навыков успешной совместной деятельности;
  • Развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии.
  1. Блок тренировки согласованной работы анализаторов и развития пространственно-временных представлений. Связан с решением следующих задач:
  • Развитие возможностей восприятия;
  • Формирование базовых пространственно-временных представлений;
  • Согласованная и координированная тренировка работы анализаторов.
  1. Блок развития когнитивных процессов связан с решением следующих основных задач:
  • Формирование ориентировочной основы деятельности;
  • Развитие высших психических функций (внимание, память мышление, речь);
  • Развитие вербального и невербального интеллекта, предпосылки формирования эффективных навыков стратегий учебной деятельности.

На начальном этапе цикла психологических коррекционных занятий я выделила следующие общие задачи, помогающие активизировать речевую деятельность детей в большей мере:

  1. Обеспечить успешную адаптацию детей в новой группе;
  2. Помочь сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  3. Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей;
  4. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
  5. Развить умение чувствовать и понимать другого;
  6. Повысить самооценку детей;
  7. Способствовать развитию творческих способностей;
  8. Развить любознательность, наблюдательность;
  9. Способствовать сплочению детского коллектива.

Методические рекомендации и организация коррекционных занятий

Занятия должны проходить два раза в неделю по 25 минут каждое в группе из 6-10 дошкольников. В связи с неблагоприятными погодными условиями на занятия с психологом приходили не все дети из набранной мною группы, а также в течении года выбывали одни дети (получали место в детском саду) и поступали другие. Вынужденно на некоторые занятия приходилось брать «новых» детей, ранее не занимающихся в набранной группе. Через некоторое время (8-10 занятий) я отметила положительную динамику, так как дети в незнакомой группе научились лучше ориентироваться и быстро адаптировались.  Такие дети не боялись прийти в группу, где они никогда не были, снизился на 30% страх перед выступлениями на различных музыкальных и спортивных мероприятиях за достаточно короткий период.

На данных занятиях необходимо соблюдать некоторые правила:

  • начало и конец занятия должно быть одинаковым, своеобразным ритуалом;
  • на занятии необходимо говорить не громко, но эмоционально;
  • никто не должен вас отвлекать от занятия (педагоги, телефон, шум из других кабинетов и т.д.);
  • проводить занятие необходимо в небольшом помещение (большие пространства отвлекают детей);
  • необходимо отслеживать настроение участников группы и при необходимости менять намеченные занятия на другие;
  • в помещении не должно быть много больших ярких игрушек – они отвлекают детей;
  • лучше использовать наглядные пособия;
  • каждый раз перед занятием нужно давать детям установку на внимание и терпение.

Структура занятий и их содержание

Каждое занятие должно иметь свою структуру

  • Постоянный ритуал начала занятий;
  • игры-перевоплощения, игры-беседы;
  • сказки или арт-терапия;
  • обсуждение занятия с детьми;
  • ритуал прощания.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто.

Окончание занятия – это завершение определенной деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть один и тот же или же разный.

Ритуалы начала занятия

  1. Волшебный мячик. Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает мячик ребенку, тот говорит ласковое слово, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или говорит доброе пожелание и т.п.
  2. Затем  передает мячик следующему ребенку по кругу.
  3. Сказочный ветерок. Дети сидят по кругу повернувшись друг к другу спиной. Психолог нежно и аккуратно поглаживает впереди сидящего ребенка по спине, он следующего и т.д.
  4. Доброе приветствие. Сидящие в кругу дети по очереди без слов здороваются друг с другом.
  5. Любимая игрушка. Обычно дети среди всех игрушек в кабинете у психолога выделяют одну (дают ей имя, разговаривают с ней), тогда можно начинать занятие с того, что все дети поочереди говорят слова приветствия (дети не должны повторяться).

Ритуалы окончания занятия

  1. Эстафета прощания. Все стоят в кругу, берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог говорит: «Я передам вам свою дружбу (хорошее настроение), и она пойдет от меня к Даше, Оли и т.д. и вернется снова ко мне. Дружба стала крепче, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. До свидания».
  2. Распускание бутона. Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Под команду психолога все двигаются внутрь круга, где садятся. Психолог: «Представьте, что мы все один бутон цветка, который медленно начинает распускаться с началом дня». Участники встают и расходятся. «Каждый из вас лепесток этого единого цветка. Цветы приносят людям радость и счастье. Я надеюсь и вы будите радовать своих родных и друзей. До следующего занятия».
  3. Речевка
    Все мы дружные ребята.
    Мы ребята-дошколята.
    Никого не обижаем.
    Как заботиться, мы знаем,
    Никого в беде не бросим.
    Не отнимем, а попросим.
    Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Игры развивают образность и связность речи  ребенка, воображение, логическое мышление и память, развивают  эмоциональную сферу, закрепляют знания детей об окружающем мире.          Ребенок должен точно представлять предмет, о котором идет речь (используйте наглядные пособия). Игры хорошо закреплять рисованием как индивидуальным, так и групповым. Для этого можно использовать и нетрадиционные методы рисования (рисование пальцами, пластилином…).

Игры-беседы наиболее хорошо подходят для развития речевой деятельности детей. Темы необходимо подбирать с учетом их возраста (5, 6 или 7 лет), а так же брать во внимание умственное и психическое развитие большинства детей. Темы бесед должны быть понятны детям, и иметь связь с материальным миром.

Темы для игр-бесед

  • «Представь себя облаком, плывущим по небу»
  • «Если б я был(а) волшебной палочкой»
  • «Как можно узнать настроение человека?»
  • «Что ты знаешь о своем друге?»
  • «Ты – часть природы?»
  • «Зачем нужен дождь?»
  • «Где живет Дед Мороз?»
  • «Почему пчела жалит?»
  • «Если б не было солнышка…»
  • «Жадный котенок»
  • «Приключение новогодней мишуры»
  • «Мальчик-ябеда»
  • «Я хочу стать птицей»

Мной используются преимущественно русские народные сказки. Если сказка объемная – ее можно разбить на части. Знакомство со сказкой происходит на текущих занятиях в группах. Здесь вы можете попросить помочь вам воспитателя (эти же сказки педагоги могут использовать на своих занятиях по развитию речи). Можно также использовать сказки сочиненные детьми с родителями на заданную тему.

Каждое четвертое занятие вместо сказки или арт-терапии, включает в себя определенные диагностические мероприятия, выявляющие, как правило, только один из параметров (например, внимание, обобщение, словарный запас и т.д.). Это помогает отслеживать индивидуальную и групповую динамику.

Коррекционная и развивающая программа рассчитана на занятия с октября по апрель. В сентябре и мае необходимо диагностировать речь и связанные с ней показатели у детей, находящихся в группах.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002
  3. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.- СПб.: Речь, 2004
  4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  5. Косякова О.О. Практикум по логопсихологии: учеб.-метод. Пособие/О.О. Косякова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007