Урок обучения грамоте (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д] , [д']; учить давать характеристики звукам, формировать правильное плавное чтение, способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, расширять кругозор.

Ход урока

Долгожданный дан звонок
начинается урок.

1. Постановка темы урока.

1) Учитель: - К нам на урок пришла чудесная незнакомка (кукла). Отгадайте её имя.

(Ученикам предлагаются картинки: дом, арбуз, шапка, апельсин).

- Как узнали?

Ученик: - Я составил имя по первым звукам слов. Её зовут Даша.

Учитель: - Как ласково можно её назвать?

- А это мальчик Дима. Какие звуки слышим в начале слов Даша, Дима?

Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким)

- Назовите тему урока. (Буквы Д, д, звуки [д], [д'] )

2) Речевая зарядка.

Да – до – ду – ды
ди – де – дя – дю
Ду – до – да – гудят провода.

- Произнести 3 раза, меняя логическое ударение: Дарья дарит Дине дыни.

2. Работа над новым материалом.

1) Кто больше запомнит слов со звуками [д ] , [д'] ?

Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.

2) Знакомство с буквами Д, д.

- Кто из вас знаком с буквой д?

- С какими буквами рядом стоит в алфавите? На что похожа буква Д?

* Д – это домик аккуратный
* Вот стоит дымок пуская,

С высокой крышею двускатной.
Буква Д – труба печная.

3) Чтение слогов.

- Прочитайте слоги с буквой д. На какие группы можно разделить эти слоги? Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

4) «Слоговой» аукцион.

да (дача, дар, дама, Даша, …)
ду (дуб, душа, дуга, …)
ды (дыра, дым, дыня, …)
ди (диван, динозавр, диво, Дима, Диана, …)
до (дом, дочка, дорога, доля, …)
де (девочка, деньги, дети, дерево, декабрь, …)

5) Беседа по иллюстрации учебника.

- Посмотрите на рисунок. Что мы здесь видим? Перечислите морских обитателей. Составьте предложения.

* А вы знаете, что осьминог от страха становится почти белым и изменяет свою окраску, приспосабливаясь к цвету дна.

- Эти животные похожи на цветок. Их название вы узнаете, если вычеркнете слово море.

АМОРЕНЕМОРЕМОН

Анемон – это животные организмы, похожие на мягкие трубочки. Они прилипают к камням и держатся на них. Щупальца похожи на цветочные лепестки.

6) Работа над словом.

- Прочитайте слова 1 столбика. Что вы заметили? Что можете о них сказать?

(Это однокоренные слова)

- Назовите корень.

Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Самые знаменитые водопады: Ниагара и Виктория. Ниагара находится на границе США и Канады. Виктория – в Африке – имеет высоту 107 м. Каждую минуту через этот водопад проносится около 100 млн. л воды.

Водолаз – рабочий, занимающийся подводными работами в специальной одежде.

- Подберём ещё несколько однокоренных слов.

Водяное растение, служит пищей и убежищем для морских животных (водоросли).

Сказочное существо, живущее в воде (водяной).

- Составим словосочетания со словом вода.

Вода какая? (чистая, мутная, газированная, минеральная, солёная, …)

- Что значит выражение «воды в рот набрать»? (Упорно молчать, ничего не говорить)

7) Звуко-буквенный анализ слова вода.

3. Физкультминутка.

Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три –
морская фигура замри.

8) Работа с текстом.

  • Чтение вслух.
  • Чтение «цепочкой».
  • Ответы на вопросы, выборочное чтение.

- Где работают водолазы?

- Водолазы работают на дне реки.

- О ком это предложение? (о водолазах)

- Что делают водолазы? (работают)

- Водолазы работают. Что мы сейчас назвали? (Основу предложения)

- Прочитайте предложение, в котором есть имена собственные. Назовите имена собственные. Что вы можете сказать об их правописании?

- Сколько предложений в тексте?

- Какие это предложения?

4. Работа в «Прописях»

5. Закрепление изученного.

- Прочитайте слова (на доске).

девочка, дятел, дерево, радио, дети, Дима, дудочка

- Какое слово может быть лишним и по какому признаку?

Например: Слово Дима может быть лишним, так как это имя собственное, а остальные нарицательные имена.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

  • одушевлённые и неодушевлённые
  • слова, в которых 2 слога и 3 слога
  • собственные и нарицательные.

6. Подведение итогов урока.

- Какие звуки мы сегодня изучили?

- Какой буквой они обозначаются?

- Как мы будем читать букву д в слогах – слияниях? (Мягко или твёрдо. Это зависит от гласной, стоящей за ней.)

- Какое задание понравилось?

- Что вызвало затруднение?