Цели урока:
- Обобщение, систематизация, углубление знаний учащихся по теме «Построение графика квадратичной функции»;
- Закрепить умения учащихся выполнять построение графиков функций, содержащих модуль.
- Формирование культуры математической речи и графической культуры учащихся
- развивать логическое мышление.
Оборудование:
- экран;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- приложение к уроку: (Презентация) – на электронном носителе;
Ход урока
I. Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока. Этапы урока оцениваются самостоятельно на листках самоконтроля. Приложение 1 (Критерии оценок ! - свободно выполняю задание; + - еще надо поработать). Начало показа слайдов. (Презентация. Слайд 1.)
II. Актуализация знаний.
a) Ответить на вопросы: Презентация. Слайд 2;13-21
- Определение квадратичной функции
- Алгоритм построения квадратичной функции
- Как, зная график функции y=f(x) построить графики следующих функций:
- y=f(-x)
- y=-f(x)
- y=f(x+m)
- y=f(x)+n
- y=f(x+m)+n
- y=kf(x)
- y=|f(x)|
- y=f(|x|)
б) Устно: Презентация. Слайд 3
Дан график функции y = x2 – 4x + 3.
Составьте формулу функции, график которой:
- симметричен данному относительно оси:
а) x;
б) y; - получается из данного параллельным переносом на (1; –2)
- получается из данного растяжением в 2 раза от оси:
а) x;
б) y - получается из данного сжатием в 2 раза к оси:
а) x;
б) y
в) Найдите соответствия графиков квадратичных функций заданным формулам.
Презентация. Слайд 4
y=x2 -5;
y=0,3x2;
y=-(x-3)2;
y=-(x+2)2 +5
III. Построение графиков функции
1. Построить график функции y=|-2x2 +8x -6| (работают двое у доски)
а) Используя общий алгоритм построения квадратичной функции. (Презентация. Слайд 5.)
б) Подберите цепочку преобразований для построения графика квадратичной функции (Презентация. Слайд 6.)
2. Аналитическое построение (объясняет учитель)
Пример 1 Построить график функции y=|x|x (используя определение модуля)
(Презентация. Слайд 7.)
По определению модуля:
Пример 2 Построим график функции y=|x2-5x|+x-3 с помощью узловых точек. (Презентация. Слайд 8.)
x2-5x=0, x(x-5)=0, x=0 или x=5
x=0 или x=5 разбивают числовую прямую на три промежутка
I. x=-1;
(-1)2 -5(-1)>0
y=x2-5x+x-3 =x2-4x-3
Строим параболу и выделяем ту часть, которая находится на промежутке
II. x=1;
12 -5*1<0,
y=-x2+5x+x-3 =-x2 +6x-3
Строим параболу и выделяем ту часть, которая находится на промежутке [0; 5]
III. x=6;
62 -5*6>0
y=x2-4x-3
Эту параболу уже строили, поэтому выделим ту часть, которая находится на промежутке
Выделенные части являются графиком функции
IV.Самостоятельная работа. (Презентация. Слайд 9.)
Постройте графики функций:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
а) y=|x2 -4| б) y=|2x-x2 | |
а)y=|x2 -1| б) y=|x2 +2x-1| |
а) y=|(x-3)2 -1| б) y=x2 -|x-1| |
а) y=|-(x+2)2 +3| б) y=|2+4|x|-x2| |
Самопроверка (Презентация. Слайд 10. )
V. Итоги урока.
Какие способы построения графика квадратичной функции были рассмотрены на уроке?
Назовите основные способы преобразования графиков (Презентация. Слайд 11.)
VI. Домашнее задание. (Презентация. Слайд 12.)
VII.Рефлексия