Как помочь ребенку быть успешным

Разделы: Начальная школа


Дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейро-вегетативного и психологенного стресса. Возникновению стресса способствует:

  • Обучение, не соответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности когнитивной сферы детей.
  • Постоянная угроза наказания за ошибочные ответы и действия. Кроме того, психофизиологический механизм гиперактивности ребенка максимально приближен к состоянию стресса.

Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие нервных путей происходит только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается.

В последнее время мы много говорим о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психологических функций и, как следствие, специфические трудности обучения.

Но если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Я задалась вопросом, как же не отбить у первоклассника желание учиться хорошо?

Как сделать самый трудный для них предмет письмо - любимым уроком? Я не сразу и не вдруг подошла к решению сложнейшей проблемы обучения письму младших школьников. Почему ребенку с трудом дается написание букв? Причина - мышцы пальцев слабые и рука быстро устает. Значит, для написания букв у них не хватает мускульной натренированности.

Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Я считаю этот этап определяющим успех всего обучения.

Дети штрихуют предметы, которые я обвела или они сами по трафарету. Некоторые учителя удивляются: что же здесь особенного, мы всегда стараемся в первые недели учебы штриховать и рисовать с детьми. Особенного действительно ничего нет, но важно заниматься этим, имея перед собой определенную цель.

Правила нетрудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

По данным наблюдений ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти, уже миновал. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, обучаясь, например, писать букву у, ребенок начинает нервничать, так как у него не получается петля. Она у него искривленная, и он запоминает букву искаженной. А петля не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы его пальцев и кисти руки (это особенно относится к первоклассникам-шестилеткам).

Что же в этом случае может помочь? Это упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому особое место занимает штриховка. Она укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Я заметила во многих случаях, что при первых попытках в штриховании ребенок не может долго сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе очень увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, которой нет даже в более старшем возрасте.

Например:

На уроке чтения дети познакомились со звуком "ч'", буквами Чч, а на уроке письма они штриховали часы, потом отправились в путешествие "во времени". Они узнают, что часы есть разные: башенные, стенные, уличные, песочные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные. На этом же уроке решается и другая задача - обогащается речь младшего школьника. Дети знакомятся с такими словами как часы, часики, часовщик, часовой, наблюдают за расхождением произношения и написания слова час.

Ребята с удовольствием составляют рассказы на темы "Почему надо беречь время" и сказки, читают пословицы и объясняют их смысл.

Штриховка - это не только укрепление руки. На уроках решается и другая, не менее важная задача-развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса.

Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят появляется неудовлетворение, а у родителей огорчения. Бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв, соблюдай интервалы и так далее- дергают ученика. Радости труда он не испытывает. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, то есть говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.

Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Научные исследования показывают, что школьник, приступивший к письму, не только не ощущает потребности в этой новой речевой функции, но в высшей степени смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему.

Создается гигантский барьер в обучении письму во-первых - "не хочу", во-вторых - "не могу". Заинтересовать детей можно следующим образом (делать это лучше где-то в октябре): на доске пишется какой - то интересный текст, каллиграфически вырисовывая каждую букву. Слыша восхищенные возгласы детей, спрашиваю:

- Кто хочет быстро и так же красиво научиться писать? Конечно, хотят все. Тут то я и выдаю ребятам "помощницу".

Ребята пишут первую букву. Они вдруг замечают, что их самостоятельно написанная буква тоже получилась красивой, с нужным наклоном. Детской радости нет предела. Наступают дни, которые можно назвать "праздником письма", то есть возникает, как говорят ученые, "ситуация успеха".

Что такое письмо?

Письмо - это способ передавать мысли, и красивое письмо - это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, то есть творить красоту. Я всегда стараюсь сравнивать письмо с чем-то очень-очень красивым. Иногда говорю: красивое каллиграфическое письмо напоминает кружева наших замечательных кружевниц.

Из чего складывается красивое письмо?

Можно начать с самого доступного и так необходимого - с природы. Пусть ребята узнают и понаблюдают, как путешествует паучок с паутинкой вместе. На уроках мы слушаем музыку и стихи.

За годы педагогической работы стало понятным: не следует сразу "бросаться" учить детей писать, при этом, требуя, чтобы они все это делали так, как в "прописях".

Главное - заставить их полюбить сам процесс, зародить в их душе понятие

"красота" и научить применять его к своей работе тоже. Я не могу не согласиться с таким мнением, что почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей, даже от настроения. Но обучение письму может стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. И помочь ребенку в этом может учитель начальных классов.

С.Т. Шацкий писал, что зачатки творческой силы существуют почти у всех: надо лишь создать для проявления ее подходящие условия.

Из этих слов нетрудно сделать вывод, что учитель должен на уроках создавать такие проблемные ситуации, которые позволили бы ученикам самим переосмыслить, сделать достоянием всей личности научный факт (пусть даже открытие будет самое маленькое).

Не всегда получается у меня воспитание чувства успеха, бывают непреодолимые трудности. Но к воспитанию чувства успеха отношу игру. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости. Это так хорошо, что ребенок учится писать, играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом..

Известно, что понятие у ребенка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы можно учить через осязание. Познакомившись с книгой М. Монтессори "Дом ребенка", вспомнив о том, как чувствительность пальцев позволяют быстро читать людям с проблемами зрения, прочитав книгу Е.Н. Потаповой "Радость познания" я решила использовать метод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении письма. Одновременно с развитием двигательных мускульных возможностей пальцев руки дети знакомятся с его образом изображаемой буквы, т.е. создать в памяти модель буквы, которую он будет писать. Из самой нежной (чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наждачной бумаги я вырезала для ребят (заглавные и строчные) буквы. На уроке ребята пальчиками ощупывают букву, используя игровой момент, оживляющий процесс ее запоминания и доводящий да автоматизма воспроизведение. Например: При знакомстве с буквой Кк можно предложить ребятам помочь Красной Шапочке найти тропинку в лесу. Чтобы задание не наскучило, можно по этой же тропинке в погоню отправить и других

героев, например волка. Пока все персонажи пройдут по тропинке - пальчик ребенка запомнит новый для него маршрут.

Хорошо использовать при ощупывании букв и музыкальное сопровождение- это усиливает запоминание. Ребята с удовольствием напевают песенку Красной Шапочки композитора А. Рыбникова на стихи Ю. Кима "Если долго-долго" при знакомстве с буквой К. При ее начертании мы как бы повторяем путь Красной Шапочки к бабушке. Ее выслеживает волк, она петляет по тропинкам. Дети охотно подсказывают: надо идти вверх по тропинке. Отрабатывается соединение элементов букв: ведем наклонную линию снизу вверх и плавно закругляем и т.д.

Используется прием "Угадай букву". Например, при изучении букв Бб: ну-ка, дети, закройте глазки и помогите Буратино, найдите начало буквы, назовите букву. Или, покажите, как Буратино носом писал буквы.

На каждом уроке Большое внимание уделяется звуко-буквенному анализу слов, с опорой на схему, что способствует развитию у детей графической зоркости.

Общеизвестно, что человек с помощью зрения воспринимает 85-90% информации, а тактильные рецепторы воспринимают в порядке 1% информации, поэтому при штриховке происходит тренировка пальцев при непосредственном и активном участии зрения (зрительной памяти), т.е. зрение является как бы обратной связью в этой замкнутой системе, другими словами, происходит автоматический процесс самоорганизации сознания для правильной штриховки, для запоминания образа буквы.

На втором этапе происходит тот же самый процесс моделирования буквы в сознании ребенка, как бы автоматической системы с главной обратной связью по зрению. И поскольку эта обратная связь наиболее информативна, она активно помогает развиваться тактильным рецепторам, информационная возможность которой ограничена.

Как было сказано выше, такой метод позволяет формировать в сознании ребенка образ буквы и ее соединений. В процессе этого идет не только тренировка детской руки, но и, что самое главное, развитие мышления от абстрактного к конкретному - образами или целыми категориями образов. Хотелось бы отметить, что у детей, которые активно овладевают этим методом, быстрее развивается речь, их логика мышления, они более активно развиваются, поэтому, даже маленькие дети 4-5 лет могут штриховать. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже " пишет" ее.

Любой прогресс ребенка надо сравнивать с тем, как он выглядел в недавнем прошлом. Даже самое незначительное продвижение вперед заслуживает похвалы.

Главным положительным моментом обучения письму младших школьников я считаю значительное снижение перегрузки и утомляемости детей, которые являются постоянными спутниками при обучении ребят, когда монотонное и однообразное написание элементов букв и их соединений требует от ученика немалых затрат физических, умственных и нервных сил.

Таким образом, обучение письму позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развить синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности учащихся, решить в комплексе задачи обучения и воспитания. На таких уроках ребята не чувствуют утомления и усталости, а значит, нет скучающих детей и не падает интерес учащихся к урокам письма.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Л.Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. "Творческий центр", М.,2005.
  2. Е.Н. Потапова "Радость познания" М., "Просвещение", 1990.