Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся по теме "Квадратичная функция, квадратные уравнения и неравенства"

Разделы: Математика


Цель: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения; закрепление и систематизация знаний.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • Формирование обще-учебных умений и навыков;
    • Контроль за усвоением знаний слабыми учениками;
    • Контроль готовности к творческому применению знаний.
  1. Воспитание дружеских отношений в коллективе.
  2. Развитие умения выделять главное; развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.

В основе урока лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях:

  1. уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания;
  2. уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях;
  3. уровень готовности к творческому применению знаний.

Пояснение:

Класс делится на три команды. Каждая команда занимает ряд, причем на первый вариант садятся менее успевающие учащиеся, на второй вариант – сильные учащиеся.
В процессе урока независимым жюри (учениками 11 класса) ведется подсчет баллов, заработанных каждой командой.
Подготовка учащихся: сообщение заранее темы и состава команд.

Оборудование:

  1. Доска, мел;
  2. Карточки с заданиями;
  3. Бумага для работы;
  4. Плакат-эпиграф к уроку: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Бернард Шоу.

Ход урока.

1. РАЗМИНКА (1 балл): (для активизации знаний, полученных на уроках).

  1. Сформулируйте определение квадратного уравнения.
  2. Сколько корней может иметь квадратное уравнение? От чего это зависит?
  3. Что называют квадратным трехчленом?
  4. Что называют корнями квадратного трехчлена?
  5. Формула разложения квадратного трехчлена на множители.
  6. Дайте определение квадратичной функции?
  7. Как называется график квадратичной функции?
  8. От чего зависит направление ветвей параболы?
  9. Формула координат вершины параболы.

2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА (5 БАЛЛОВ).

Каждая команда получает по два варианта заданий. Первый вариант делают учащиеся, сидящие на первом варианте, второй – на втором варианте. При решении каждого задания эстафеты необходимо использовать результат предыдущего задания.

Первый вариант каждой команды содержит следующие задания:

  1. Выписать коэффициенты данного квадратного уравнения;
  2. Найти дискриминант квадратного уравнения;
  3. Вычислить корни квадратного уравнения по формуле;
  4. Разложить квадратный трехчлен на множители;
  5. Сократить дробь.

Второй вариант каждой команды содержит задания вида:

  1. Решить квадратное уравнение;
  2. Разложить на множители квадратный трехчлен;
  3. Определить направление ветвей графика квадратичной функции и найти координаты вершины параболы;
  4. Построить график функции;
  5. Решить неравенство.

Задания для математической эстафеты содержатся в приложении 1.

3. КОНКУРС КАПИТАНОВ (5 БАЛЛОВ.)

Восстановите систему координат, если известно, что данные параболы являются графиками заданных функций. (Смотрите приложение 2)

4. ГРУППОВАЯ РАБОТА КОМАНДЫ (5 БАЛЛОВ).

1) Постройте схематически график функции у=ах2+bх+с, если известно, что Д > 0, а < 0, с < 0. Определить знак коэффициента b.

2) О некоторой квадратичной функции известно, что

  1. у=0 при х=1;
  2. функция принимает наименьшее значение, равное -4, при х=3. Запишите эту функцию.

3) Запишите квадратичную функцию, которая убывает на промежутке [1; +∞) и возрастает на промежутке (-∞; 1] .

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Подсчет баллов, награждение победившей команды.