В рамках социального проекта создан ВНИК, работающий над темой: “Педагогическая модель адаптации дошкольников к обучению в общеобразовательной школе”
Актуальность проекта. Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация.
Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях, обычно составляет от одного до двух месяцев.
Следует отметить, что в период адаптации могут проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот — заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т. д. Изменения в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их обучению, образованию и развитию.
Уровни адаптации первоклассников
Таблица 1
Класс |
Кол-во уч-ся |
Адаптация N |
Частичная адаптация |
Дезадаптация |
2005 - 2006 уч. год |
70 чел. |
55 чел. – 79 % |
12 чел. – 17 % |
3 чел. – 4 % |
2006 - 2007 уч. год |
60 чел. |
46 чел. – 77% |
11 чел. – 18% |
3чел. – 5% |
2007 - 008 уч. год |
69 чел. |
48 чел. –70% |
16 чел. – 23% |
5 чел. – 7% |
Однако, анализируя данные психолого-педагогических обследований и диагностик, мы можем сделать выводы, что количество детей с трудностями в адаптации увеличивается с каждым годом.
Обнаруживается противоречие между психолого-педагогическими требованиями к тому, чтобы процесс приспособления к обучению в школе сделать недолгим по времени, средним или высоким по уровню адаптации и традиционными подходами к включению ребенка в процесс обучения в школе.
Следовательно, для быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, т.е. для успешной адаптации необходимо создать такую модель психолого-педагогического сопровождения, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Построенную на принципах преемственности, систематичности, комплексности, способствующую профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу. Под моделью психолого-педагогического сопровождения мы понимаем особый вид помощи ребенку со стороны субъектов педагогического процесса, обеспечивающий личностное развитие школьника и включающий мониторинг результатов адаптации, их количественную и качественную оценку.
Цель проекта:
- заключается в определении и проверке основных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработке методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
Задачи проекта:
- теоретический и практический анализ адаптационного периода;
- выявить причины возможной дезадаптации первоклассников;
- разработать модель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников совместно с педагогами “СОШ № 40” и “МДОУ№ 84”;
- развивать мотивационную и коммуникативную сферы будущих первоклассников;
- разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс адаптации детей к обучению в школе будет успешным, если учебно-воспитательная работа в школе строится с учетом особенностей развития психических процессов детей младшего школьного возраста. Успешность процесса адаптации будет обеспечена при соблюдении следующих основных условий:
- создание системы активного взаимодействия учителя, воспитателя детского сада, родителей.
- развитие мотивационной и коммуникативной сферы будущих первоклассников;
- создание атмосферы психологического комфорта.
Объект исследования:
- процесс адаптации дошкольников к обучению в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:
- Совокупность методов, форм и средств, необходимых для успешной адаптации первоклассников.
Методы исследования:
- теоретический: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме;
- экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; формирующий эксперимент; оценка деятельности;
- методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: обработка, интерпретация результатов.
Длительность проекта: сентябрь 2007 г. – ноябрь 2008 г.
Этапы работы
- Этап: пропедевтический (сентябрь 2007 г.)
- Этап: практический (ноябрь – апрель 2008 г.)
- Обработка информации о детях, полученной от воспитателей детских садов и родителей
- Индивидуальное психологическое обследование будущих первоклассников.
- Отслеживание процесса промежуточных результатов, составление рекомендаций с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
- Этап: обобщающий (сентябрь – ноябрь 2008 г.)
- Индивидуальное психологическое обследование первоклассников.
- Качественный и количественный анализ результатов работы.
- Систематизация и обобщение полученных данных.
- Оформление методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
- Представление итоговых материалов в НМИПКиПП.
Прогноз возможных негативных последствий.
- Пассивное отношение родителей к предложенной программе действий.
- Ограниченный временной ресурс, для выравнивания стартовых возможностей.
- Ограниченность профессиональной психологической и логопедической помощи.
- Негативное влияние микросоциальной среды.
Распределение видов деятельности на основных этапах работы над проектом
Этап |
Виды деятельности участников ВНИК |
Сроки реализации |
||
МОУ “СОШ № 40” |
МДОУ № 84 “Голубок” |
Совместная деятельность родителей, педагогов, учащихся, выпускников ДОУ |
||
I. Пропедевтический |
|
|
|
Сентябрь, 2007 год |
II. Организационный |
|
|
|
Сентябрь – октябрь, 2007 год |
Создание ВНИК |
||||
III. Практический |
|
|
|
Ноябрь 2007 год – апрель 2008 год |
IV. Обобщающий |
|
|
|
Сентябрь – ноябрь 2008 год |
|
||||
Предоставление итоговых материалов в НМИПКиПП |
См. Приложение 1