Проект "Школа — наш дом"

Разделы: Общепедагогические технологии


В рамках социального проекта создан ВНИК, работающий над темой: “Педагогическая модель адаптации дошкольников к обучению в общеобразовательной школе”

Актуальность проекта. Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация.

Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях, обычно составляет от одного до двух месяцев.

Следует отметить, что в период адаптации могут проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот — заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т. д. Изменения в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.

Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их обучению, образованию и развитию.

Уровни адаптации первоклассников

Таблица 1

Класс

Кол-во уч-ся

Адаптация N

Частичная адаптация

Дезадаптация

2005 - 2006 уч. год

70 чел.

55 чел. – 79 %

12 чел. – 17 %

3 чел. – 4 %

2006 - 2007 уч. год

60 чел.

46 чел. – 77%

11 чел. – 18%

3чел. – 5%

2007 - 008 уч. год

69 чел.

48 чел. –70%

16 чел. – 23%

5 чел. – 7%

 Однако, анализируя данные психолого-педагогических обследований и диагностик, мы можем сделать выводы, что количество детей с трудностями в адаптации увеличивается с каждым годом.

Обнаруживается противоречие между психолого-педагогическими требованиями к тому, чтобы процесс приспособления к обучению в школе сделать недолгим по времени, средним или высоким по уровню адаптации и традиционными подходами к включению ребенка в процесс обучения в школе.

Следовательно, для быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, т.е. для успешной адаптации необходимо создать такую модель психолого-педагогического сопровождения, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Построенную на принципах преемственности, систематичности, комплексности, способствующую профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу. Под моделью психолого-педагогического сопровождения мы понимаем особый вид помощи ребенку со стороны субъектов педагогического процесса, обеспечивающий личностное развитие школьника и включающий мониторинг результатов адаптации, их количественную и качественную оценку.

Цель проекта:

  • заключается в определении и проверке основных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработке методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.

Задачи проекта:

  • теоретический и практический анализ адаптационного периода;
  • выявить причины возможной дезадаптации первоклассников;
  • разработать модель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников совместно с педагогами “СОШ № 40” и “МДОУ№ 84”;
  • развивать мотивационную и коммуникативную сферы будущих первоклассников;
  • разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс адаптации детей к обучению в школе будет успешным, если учебно-воспитательная работа в школе строится с учетом особенностей развития психических процессов детей младшего школьного возраста. Успешность процесса адаптации будет обеспечена при соблюдении следующих основных условий:

  • создание системы активного взаимодействия учителя, воспитателя детского сада, родителей.
  • развитие мотивационной и коммуникативной сферы будущих первоклассников;
  • создание атмосферы психологического комфорта.

Объект исследования:

  • процесс адаптации дошкольников к обучению в общеобразовательной школе.

Предмет исследования:

  • Совокупность методов, форм и средств, необходимых для успешной адаптации первоклассников.

Методы исследования:

  • теоретический: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме;
  • экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; формирующий эксперимент; оценка деятельности;
  • методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: обработка, интерпретация результатов.

Длительность проекта: сентябрь 2007 г. – ноябрь 2008 г.

Этапы работы

  1. Этап: пропедевтический (сентябрь 2007 г.)
    • Выбор темы, обоснование проблемы, целей, задач, положений эксперимента, типа эксперимента.
  2. Этап: организационный (сентябрь – октябрь 2007 г.)
  • Создание ВНИК, разработка проекта.
  • Разработка механизма исследования изучаемого объекта.
  • Определение участников, методов, процедур и приемов исследования.
  1. Этап: практический (ноябрь – апрель 2008 г.)
  • Обработка информации о детях, полученной от воспитателей детских садов и родителей
  • Индивидуальное психологическое обследование будущих первоклассников.
  • Отслеживание процесса промежуточных результатов, составление рекомендаций с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
  1. Этап: обобщающий (сентябрь – ноябрь 2008 г.)
  • Индивидуальное психологическое обследование первоклассников.
  • Качественный и количественный анализ результатов работы.
  • Систематизация и обобщение полученных данных.
  • Оформление методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
  • Представление итоговых материалов в НМИПКиПП.

Прогноз возможных негативных последствий.

  • Пассивное отношение родителей к предложенной программе действий.
  • Ограниченный временной ресурс, для выравнивания стартовых возможностей.
  • Ограниченность профессиональной психологической и логопедической помощи.
  • Негативное влияние микросоциальной среды.

Распределение видов деятельности на основных этапах работы над проектом

Этап

Виды деятельности участников ВНИК

Сроки реализации

МОУ “СОШ № 40”

МДОУ № 84 “Голубок”

Совместная деятельность родителей, педагогов, учащихся, выпускников ДОУ

I. Пропедевтический

  • Получение информации о детях, выпускниках ДОУ
  • Обработка информации о детях, полученной от воспитателей и родителей
  • Планирование деятельности педагогами
  • Подбор конкретных методик для решения поставленных задач
  • Встреча воспитателей выпускных групп с учителями
  • Предоставление анкет учителям для утонения уровня развития ребенка
  • Встреча будущих учителей с родителями будущих первоклассников с целью ознакомления с программой обучения и воспитания
  • Анкетирование родителей

Сентябрь, 2007 год

II. Организационный

  • Выделение детей, адаптация которых может быть затруднена
  • Выявление уровня интеллектуального развития будущих первоклассников
  • Совместное обсуждение причин трудностей ребенка и возможности создания щадящих условий для успешного вхождения в школьную жизнь
  • Видеописьмо “Что я думаю о школе”
  • Родительское собрание “Ваш ребенок идет в школу”
  • Спектакль “Сценки из школьной жизни”
  • Театрализованное представление “В гостях у сказки”

Сентябрь – октябрь, 2007 год

Создание ВНИК

III. Практический

  • Индивидуальное психологическое обследование детей
  • Индивидуальное логопедическое обследование детей
  • Диагностика личностных особенностей, мотивационной сферы ребенка
  • Составление учителем совместно с психологом и логопедом программы индивидуальных занятий с учетом выявленных проблем
  • Составление рекомендаций с учетом индивидуально-психологических ребенка
  • Поиск индивидуального подхода к решению проблем ребенка
  • Выбор индивидуальной программы развития ребенка
  • Отслеживание процесса промежуточных результатов
  • Составление воспитателем программы индивидуальных занятий с учетом выявленных проблем
  • Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников, консультирование
  • Активизация родителей на позитивное вмешательство в развитие ребенка

Ноябрь 2007 год – апрель 2008 год

IV. Обобщающий
  • Повторная диагностика детей
  • Обработка и анализ полученных данных
  • Систематизация и обобщение полученных данных
  • Качественный и количественный анализ результатов работы
  • Индивидуальные встречи родителей с учителями и специалистами с целью ознакомления с методическими рекомендациями, составленными по результатам диагностик
  • Обсуждение и выбор дальнейшего маршрута обучения и воспитания ребенка
Сентябрь – ноябрь 2008 год
 
  • Обсуждение результатов работы
  • Обсуждение эффективности проведенной работы
  • Оформление методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе
 
Предоставление итоговых материалов в НМИПКиПП  

См. Приложение 1