Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» (приложение 1).

Доклад «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель Твиленева Светлана Николаевна  МДОУ «Детский сад №11» г. Северск

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Накопленным теоретическим и практическим материалом по театрализованной деятельности, мы решили поделиться со своими коллегами - музыкальными руководителями и провести семинар-практикум в необычной и увлекательной форме, отразив многообразии театрализованной деятельности дошкольников.

Новизна данной разработки в следующем:

  • Нетрадиционная форма проведения семинара-практикума (театрализованное представление, где традиционные докладчики представлены в образе сказочных героев, а традиционные доклады заменены повествованиями от имени этих героев, раскрывающие опыт работы в данном направлении.
  • Многофункциональное использование мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)
  • Вовлечение зрительской аудитории семинара-прктикума в проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации  с применением кукол-образов.
  • Использование яркого, нетрадиционного предметного оснащения семинара:  набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину  театрализованного представления; применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

При подготовке и проведении семинара – практикума были использованы следующие методики,  технологии, методические пособия:

  • Технология применения кукол – образов в педагогической практике ДОУ «Детский сад № 37» г. Северск (авторский материал из опыта работы ДОУ)
  • Л.В.Артемова. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие).
  • Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Театрализованные игры в детском саду. ( методическое пособие).
  • Технология проблемно- развивающего обучения.
  • Использование элементов орф-педагогики педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В.А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой.

Использование таких нетрадиционных форм проведения семинара-практикума позволяет повысить профессионально-личностный, профессионально-деятельностный и профессионально-творческий  компонент педагогов. Дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.

Семинар-практикум состоит:

1. Доклад по теме «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель Твиленева Светлана Николаевна МДОУ «Детский сад №11» г. Северск

1. БЛОК: ТЕМА «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Доклад по теме «Роль театрализованных игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»  музыкальные руководители 1 кв. категории Светлана Петрована Таюкина, Людмила Николаевна Хаткевич (материал  из опыта работы) МДОУ – ЦРР «Детский сад №59» г. Северск

2.  БЛОК. ТЕМА «ПРИМЕНЕНИЕ КУКОЛ – ОБРАЗОВ  В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Доклад  по теме «Куклы- образы в музыкальном воспитании дошкольников» (материалы из опыта работы)  музыкальный руководитель высшей категории  Лариса Станиславовна Колодникова   МДОУ «Детский сад №37» г. Северск)

3. БЛОК ТЕМА «ТЕАТР СОЗДАЕМ САМИ»
Доклад  «Театры бывают разные». (Материал из опыта работы)  музыкальный руководитель 1 кв. категории Светлана Николаевна Кравцова. (МДОУ «Детский сад № 17» г. Северск)

Сценарий семинара-практикума

Цели:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов.
  • Распространение педагогического опыта  музыкальных руководителей   в ярко выраженной театрализовано – игровой форме.

Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран для слайд-шоу и презентации; выставка разных видов театра;  набор цветных мягких модулей; музыкальный  фонарик, сундук, волшебная палочка, шапочки: лисы, кота, зайца; мягкие игрушки: «Совенок»,  «Лисенок», штурвал для корабля, подзорная труба, мольберт, материал для  изготовления театральных декораций (цветная бумага, ножницы, заготовки – основа  из ватмана, клей); куклы – образы; цветные шифоновые платки, плоскостное «солнце», фигурки – образы  на палочках; музыкальное сопровождение (аудиокассеты, аудио CD).

Ход семинара

Звучит легкая эстрадная музыка или музыка из детских мультфильмов по выбору педагогов. В музыкальный зал заходят гости, их встречает Баба-Яга, рассаживает, ворчит, веником обувь обметает.

Баба-Яга. Ну что все собрались?

Звучит фонограмма «Театральный звонок».  На проекционном экране появляется спящий Волшебник.

Баба-Яга. Вот тебе здрасьте! А ваш главный-то спит-храпит.. Эй, Волшебник, проснись! Ну,  ничего, сейчас мы его разбудим. Где тут мой будильник? (Достает свой бутафорский фонарь «Тыква Хеллоуин»).

Волшебник просыпается. Яга уходит из зала.

Волшебник. Ой, кажется, я  заснул?.. (Откашливается, прихорашивается.) Здравствуйте, уважаемые гости! Я сегодня вас всех здесь собрал, чтобы отправиться с моими друзьями-куклами…(Смотрит по сторонам). Ой, а где же они?

На проекционном экране Видео - погоня.

Освещается центральная часть музыкального зала. Звучит вступление к песне «Балаганчик». Выходят сказочные персонажи Пеппи, Буратино, Незнайка и  исполняют песню-танец «Балаганчик»  (музыка А.Варламова, слова Л.Колодниковой. CD «Косолапый дождь»).

1. Когда за окнами метель поет,
Нам открывает двери старый дом.
Волшебник-  чародей ребят там ждет
И эхом сказок тишину наполнит он.

Достанет  скрипучий сундук
И крышку поднимет на стук.
Откроется занавес… Здравствуй, театр!
На тоненьких веревочках все куклы станут в ряд.

Припев.

Незнайка  смешной
Нас поманит к себе маленьким пальчиком.
Пеппи  с Ягой!
Будет всем  весело в балаганчике!

2. Аплодисментами взорвется зал…
Здесь каждый, что хотел, то увидал!
И зритель благодарный все поймет
Частичку доброй  сказки в сердце унесет…

Уставший волшебник уснет…
А мир сундука оживет…
Откроется занавес… Здравствуй,  театр!
И в сотый раз на ниточках  все куклы встанут  в ряд.

Припев.

Незнайка  смешной
Нас поманит к себе маленьким пальчиком.
Здесь Пеппи  с Ягой!
Будет всем  весело в балаганчике!

В конце песни в музыкальном зале появляется уставший Волшебник.

Волшебник. Ну, наконец-то я вас нашел! Куда вы пропали?

Все куклы. Прости нас, уважаемый Волшебник, нам так хотелось поскорей отправиться в путешествие! А ты все  спишь и спишь…

Волшебник. Ну,  хорошо, хорошо, прощаю. А теперь:

Внимание, внимание, извещаем всех заранее!
Пора отправляться в Театралию,
Где состоится представление, всем на удивление!

Буратино.

А как мы в эту страну попадем,
Как же дорогу туда мы найдем?

Пеппи.

Я знаю! Чтобы в Театралии очутиться,
Надо в плавание пуститься!

Представляете, друзья:

Театр рук «Кораблик» (В. Цвынтарный)

Плывет по морю пароход, - ладошки сложены лодочкой
А из трубы-то дым идет. – поднимаются большие пальчики, затем  выполняются вращательные движения указательными пальцами снизу вверх.

Пеппи.  Так, где мой любимый чемодан? (Достает чемодан из сундука).

Незнайка. Мы корабль построим сами.

Пеппи. И вместе поплывем с друзьями!

«Танец сидя» (со зрителями по показу персонажа), музыка С.Ранды «Мы -  юнги озорные».

Под музыку сказочные герои строят из модулей корабль.

Пеппи. Где мой любимый чемодан? (берет чемодан и входит на корабль).
 
Доклад и слайд-шоу «Играем в театр»

Доклад  «Роль театрализованных игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

Музыкальные руководители: Таюкина Светлана Петровна, Хаткевич Людмила Николаевна

МДОУ «ЦРР - детский сад № 59»
ЗАТО Северск, Томской области
(доклад представлен музыкальным руководителем в образе Пеппи  и сопровождался слайд-шоу (приложение 2))

Друзья, как же мне хочется заглянуть в эту страну! (приложение 3). Хоть на мгновенье… Захлебнуться детским восторгом и хоть на миг увидеть эту сказочную  Театралию! Вы знаете, ведь в этой стране везде царит ИГРА! Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять вам взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью (приложение 4). Большое и разностороннее влияние  театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе (приложение 5).

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.

  • Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.
  • Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
  • Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет
  • Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
  • В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения.
  • Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.
  • Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!

Таким образом, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения. (приложение 6) (приложение 7)

А этому способствуют:

  • элементы костюмов и декорации;
  • музыкальное оформление;
  • наличие кукол для театра, ширма.
  • различные атрибуты, наглядный материал.

А самое главное! Изготовление и подбор атрибутов, элементов костюмов к театрализованным развлечениям очень часто проходят совместно с родителями, которые потом выливаются в совместный веселый праздник! (приложение 8)

Пеппи. Как бы мне хотелось попасть в эту сказочную страну Театралию..

Незнайка смотрит в подзорную трубу.

Незнайка. Смотрите, смотрите, я,  кажется,  вижу каких-то маленьких веселых детей! Может это и есть «Театралия»?

Театрализованное  занятие «Сказочное путешествие»  с детьми подготовительной к школе группы (см. Приложение 9)

Приложение 9 Вы можете получить у автора статьи.

Пеппи. Уважаемый Волшебник, а эта палочка действительно волшебная?

Волшебник. Конечно, волшебная.

Незнайка. А желания наших гостей ты тоже можешь угадать?

Волшебник. Несомненно. Только вы мне помогайте, в моем волшебном зеркальце желание читайте.

Игра-шутка  со зрителями «Угадай желание»

(На бутафорском зеркале написаны шуточные «желания» - заготовки для  гостей. Волшебник водит «волшебной палочкой» над головой приглашенного гостя, «читает» его «желание», сказочные персонажи зачитывают одно из написанных на «зеркале» желаний).

Незнайка. Эй, Волшебник, а мое желание можешь угадать?

Волшебник. Давай попробуем. Вижу город, куклы – странные, необычные…

Незнайка. Правильно, я очень хочу отправиться в Город занимательных кукол-образов и приглашаю вас всех туда.

Под музыку сказочные герои из цветных модулей выстраивают Город кукол – образов, выставляют атрибуты для театрализации, раскладывают пособия  для игры с куклами – образами.

Доклад «Куклы- образы в музыкальном воспитании дошкольников»

Музыкальный руководитель представляет доклад в образе сказочного персонажа «Незнайка» (приложение 10).

музыкальный руководитель Л.С.Колодниковой (МДОУ «Детский сад № 37», ЗАТО Северск, Томской области)

Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что  когда-то были Светочками, Ирочками, Людочками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться. А почему?  Да потому, что там остались наши самые милые, самые любимые нами, самые преданные наши друзья – игрушки!  А какие игрушки у вас были самые любимые?  (Ответ гостей).

Вы помните, как, играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая куклу или плюшевого мишку в кровать, путешествуя с ними по разным странам в ракете-табурете, вы постигали вместе с ними новую,  «взрослую» науку жизни. Но  вот мы выросли, и уже учим и воспитываем своих детей, а наши первые учителя и помощники почему-то остались там, далеко, куда нам уже не вернуться!

Но это не так! Стоит только захотеть, и они снова будут с нами, такие новые, необычные, немного странные, но такие яркие, забавные, а, главное, готовые помочь нам научить маленьких непосед познать азы этой  непростой науки под названием «жизнь»!

Одни очень умные взрослые придумали и написали множество Программ (это и «Школа 2100», и «Детство», «Радуга» и другие), согласно которым, пройдя первую ступень образования и воспитания – детский сад – должен выйти ребенок, готовый гармонично вписаться в окружающий мир, стать его  «положительной частичкой», будет вести себя так, как хотим этого мы, взрослые, готовым к преодолению следующей главной ступеньки жизни – школы. И это верно! И мы находим для этого важные, глубокие по смыслу, правильные слова, иногда забывая о самом главном в жизни ребенка – игре и игрушках. А как разнообразен и увлекателен этот мир -  игрушек и игр! И он тоже является частью этих умных образовательных Программ, но если за дело берутся люди, увлеченные своим делом, с яркой, богатой фантазией, с желанием творить самим и вовлекать в этот процесс малышей, то и «предметное оснащение» -  какие невзрачные слова для маленьких друзей -  становиться другим: необычным, впечатляющим, способным не только удивить и обрадовать ребенка, но и научить его чему- либо.

Давно, когда взрослые нашего сада стали осваивать  и воспитывать  детей по курсам Программы «Школа 2100» - «Здравствуй, мир!», «Путешествие в прекрасное», «По дороге к Азбуке», «Игралочка» и др., то они взяли в руки вот таких помощников показ мягких игрушек «» а чуть позже мама- мастерица подарила детям человечка  с носом- карандашиком ( Карандашкин – главный        персонаж курса «Путешествие в прекрасное»). Их очень приятно держать в руках, и детям они нравятся: милые, любимые, уютные образы…Но руки взрослого заняты, а ведь на занятиях так много ими приходится действовать! Надо брать предметы, погладить – похвалить, приобнять, взять за руку малыша и подвести к чему- либо, танцевать, играть на музыкальных инструментах и многое другое…

Появилась необходимость в новых куклах, позволяющих это делать, позволяющих заинтересовать  в совместных действиях, выполнять их  кукле и ребенку вместе. Так  и у музыкального руководителя постепенно создалась  своя маленькая коллекция кукол – образов: это  куклы – образы «Гремучая Змея»,  «Веселый паровозик» с разноцветными вагончиками,  «Гномик Ритмичок», каждая из которых является дидактическим пособием, целой игрой. 

Благодаря их функциональности,  образной привлекательности, легкости в использовании вариантов игр с такими куклами  может быть много.  «Гномик-Ритмичок» - кукла- образ, прекрасно заменившая устаревший фланелеграф, стала желанным гостем на музыкальных занятиях, детских театрализациях, досугах (приложение 11). На ярком зелено- желтом тканевом поле куклы размещаются «Ритмические картинки», «ритмические цепочки», на поле синего цвета – «Звездочки» с творческими заданиями. Легкий и мягкий материал, из которого изготовлена кукла, правильно подобранные размеры (как для ребенка, так и для взрослого)- позволяет легко управлять ею. Способность куклы складываться также вносит элемент сюрпризности в занятие или в игру: никто из детей не знает, что интересное «скрывает» Гномик под синим плащом.

С раннего возраста мы учим детей «путешествовать  на паровозике», строиться и двигаться друг за другом, положив руки на плечи впередистоящих. А ведущему предлагается представить, что он – Паровозик. Но намного  интересней, когда превратится в «настоящий» веселый Паровозик помогает кукла – образ! Поэтому следующей куклой- образом, в которой возникла практическая необходимость, стал «Веселый паровозик» с занимательными вагончиками (приложение 12).  Выполненная из легкого, яркого материала, кукла – образ оснащена перчатками для рук, что не ограничивает в движениях при управлении куклой. Размеры подобраны как для ребенка, так и для взрослого (регулируется длина лямок); выражение «лица» Паровозика может меняться с веселого на грустное, так как рот зафиксирован на липкую ленту. За Паровозиком выстраиваются вагончики, также выполненные из легких тканей четырех основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), оснащенные прозрачными кармашками для дидактических вкладышей. Вкладышами могут быть здания - «Ритмические картинки», задания – символы (например, по музыкально – ритмическим движениям или танцевальным жанрам, открытки по темам «Времена года», «Сказки», «Музыкальные инструменты» и т.д.

Благодаря применению кукол – образов, в каждом занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности.  Например, такого эффекта позволяет добиться появление на музыкальном занятии  изготовленной мною сюрпризной куклы – образа «Гремучая змея» (Приложение 13). Малышей в этом образа привлекает все: яркая желто – зеленая расцветка,  наличие трех потайных карманов, закрытых на замки -  молнии, позволяющих не только каждый раз менять их наполнение  в зависимости от целей занятия (шумовые музыкальные инструменты, фигурки людей и животных, геометрические формы, мини – иллюстрации и т.д.), да и сам образ способен «научить» двигаться «змейкой», добиться плавности, гибкости, выразительности в движениях.  Вариативность наполнения предметами куклы – образа  позволяет влиять и на ход занятия или досуга, т.к. ребенку предоставляется выбор кармана (его наполнения),  и соответственно, выбор деятельности на музыкальном занятии. Например, открыв наугад карман с колокольчиками, можем предположить, что с ними можно музицировать, сопровождать пение, играть.  В следующем кармане могут находиться открытки – иллюстрации со сказочными героями, с которыми «отправимся»  слушать музыкальные пьесы  или импровизировать, изображая в движении этих героев сказок.  В третьем кармане можно найти материал к музыкально – дидактической игре и т.д.  И каждый раз наполнение будет новым, а следовательно,  новым и неожиданным  может стать каждое занятие.

Такие куклы интересны не только ребенку, но и взрослому! С одной стороны  - это образ, иногда знакомый по сказкам, иногда необычный, который и нарочно – то не придумаешь! С другой стороны, в кукле – образе может заключаться целая игра с многообразием вариантов! Такую куклу не купишь в магазине! Она создается специально, по мере необходимости, потребности взрослого и ребенка! И педагоги, и специалисты, и воспитатели нашего сада давно поняли уникальность, неповторимость, важность игрушки, которая придумана, продумана и выполнена с душой своими руками. А когда игрушка готова – то невольно обращаешь внимание на внутреннее, зачастую и внешнее сходство между куклой и  ее «мамой» (приложение 14).

Но хотелось не просто сделать достойную куклу, но и интересно представить ее на очень умном собрании – педсовете. Для этого взрослые написали сценарий, нарядились в яркие костюмы, перевоплотились и устроили настоящую «Ярмарку педагогических идей», а позже собрались на забавное чаепитие «В гости к Мухоморихе»! Каждый педагог старался не просто похвалить свою работу (придуманную им куклу – образ), но и продемонстрировать ее игровые и функциональные возможности.

Что же всегда отличало наших кукол – образов?

Коллекцию кукол – образов, придуманную  и созданную руками наших педагогов,  отличает: полифункциональность; полиобразность; контактность с ребенком на уровне его глаз; доступность в использовании,  как детьми, так и взрослыми; они являются приемом «яркого пятна». Куклы всегда получались разные: умные, неповторимые, разнообразные, способные выполнять учебные и воспитательные  функции, делали  возможным  контакт с ребенком на уровне его глаз. Перчатки – тонкие, мягкие, позволяют свободно выполнять движения кистью и пальцами рук, в том числе играть на музыкальных инструментах.

А вот некоторые жителей нашего Города занимательных кукол!   «Ромашка» (приложение 15), «Чудо - дерево» (приложение 16)  и «Совушка - Сова» (приложение  17), которые «живут» в Экологической комнате детского сада, «Волшебный квадрат Оригамик» и «Цветик -семицветик» обосновались в Интеллектуальной мастерской, «Геометрик» и «Язычок - спортачок» обитают в Центре Развивающих игр.

Куклы – образы, используемые  в музыкальном воспитании дошкольников, разнообразны, привлекательны для детей, родителей, соответствуют современным педагогическим требованиям:

  • Расширяют кругозор ребенка, знакомя его с культурой, искусством, народным художественным творчеством;
  • Способствуют социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
  • Создают благоприятный эмоциональный фон на музыкальных занятиях, досугах, способствуют накоплению положительного нравственного опыта;
  • Удовлетворяют интерес ребенка к активной музыкальной деятельности и возбуждают ее.

Вы спросите: почему я так много говорю о всех куклах? Да потому, что каждая из них используется во всех видах деятельности нашего сада: нет кукол только для математики или экологии, только для музыки или для физкультуры! Они  используются где угодно и кем угодно! И каждая из них  может стать участником моей новой сказки! А сказки в нашем саду любят и с нетерпением ждут каждый год и дети,  и их родители! Потому что каждую осень мы вместе с куклами – образами радуем их новым образовательным спектаклем!

Поверьте, с куклами – образами жизнь детей в нашем саду стала еще увлекательней, ярче, занимательней, они стали настоящими друзьям (приложение 18). 

Сказка-импровизация для взрослых «Как Вороне жениха искали» с применением кукол – образов  (автор  музыкальный руководитель Л.С.Колодникова) (см. приложение 19)

Приложение 19 Вы можете получить у автора статьи.

Буратино. Волшебник, угадай, пожалуйста,  мое желание.

Волшебник. Твое желание - самое большое – стать таким же мастером кукол, как папа Карло!

Волшебник достает из большого сундука ящик с поделочным материалом (цветная бумага разных цветов с нарисованными шаблонами ладошек, ножницы, клей).

Буратино.

У меня секретов нету!
Я докажу вам это!
Смотрите, какой в Театралии
Удивительный живет народ!

«Театральная мастерская»

(Буратино предлагает зрителям помочь ему вырезать шаблоны ладошек. Затем он демонстрирует, как быстро можно изготовить из ладошек декорации к спектаклям (елочку, осенний кустик и др. варианты) (приложение  20), (приложение 21).

Доклад  и слайд-шоу «Театры бывают разные»

Музыкальный руководитель представляет доклад в образе сказочного персонажа «Буратино» (приложение 22).

Музыкальный руководитель Кравцова Светлана Николаевна «Детский  сад № 17», ЗАТО Северск, Томской области

Театр  кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!

«Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Можно начинать  знакомить детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться.

К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр (приложение 23).  Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Пальчиковый театр может быть вязаным: театр из клубков, куклы из перчаток, куклы из варежек (рукавичек).

Игра с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: театр «дисков» (приложение 24), объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами» (приложение 25), театр «кружек», театр на палочке (приложение 26), «киндер-театр» (приложение 27), театр «мочалки» (приложение 28), театр магнитиков (приложение 29). Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».

Марионетками   называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Можно использовать мягкую игрушку. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка (Приложение 30).

Способы управления куклами с «живой рукой». Высота театральной куклы зависит от роста ребёнка. Ребёнок надевает на себя костюм, большую голову-маску, большие ладони и превращается в живую куклу. Можно изготовить куклу самостоятельно: основой является платок в виде треугольника. Один угол крепится к головке куклы, два других угла резинками прикрепляются к запястьям ребёнка. Для того чтобы зафиксировать голову куклы, к ней присоединяют тесёмки, которые завязываются на шее кукловода. Куклы данной системы помогают детям проявлять и развивать способности песенного, игрового, танцевального творчества, а также к импровизации (приложение 31).

Общение с куклой помогает малышу почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НАСТОЛЬНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

  • Сцена-ширмочка с декорациями.
  • Книжка-раскладушка.
  • Барьер.
  • Вращающиеся декорации.
  • Ширма-ворота.

Буратино. (Обращается к друзьям и куклам).

Получилось все на славу,
Карло будет мной гордиться!
Выбирайте себе друга,
Будем  веселиться!

Персонажи  предлагают  гостям  взять любую понравившуюся  куклу  и встать в круг.

Буратино. Театр, куклы, ты и я – вместе верные друзья!

Танец по показу со зрителями «Дорога к солнцу» (автор С.П.Таюкина).

Песня в исполнении детской эстрадной группы «Волшебники двора»

(Участники выполняют образные движения: рисуют платками (как кистью), выкладывают из платков лучики солнца) (приложение 32).

Волшебник. Закончилось наше веселое путешествие!

Незнайка. К счастью,  без происшествий.

Волшебник.

И теперь хочу на прощание угадать ваше последнее желание…
Вижу в глазах яркий свет…
Вы все хотите отправиться в буфет!

Под музыку персонажи приглашают  всех гостей  в «Театральный буфет».