Цели и задачи урока:
Познакомить и ориентировать в элементах чеканки, инструментах и технологии изготовления, сформировать умения и навыки подготовки рисунка для чеканки, перенесения его на заготовку. Развивать творческие способности, техническое мышление. Воспитывать желание трудится, воспитывать целостное восприятие мира посредством технологии, стимулировать познавательный интерес.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, практическое закрепление новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация изображений и образцов чеканных изделий); репродуктивные (выполнение трудовых действий); логические (выделение существенного в изучаемом материале, установление аналогий, систематизация и обобщение знаний).
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, технологическая карта, алюминиевая банка, образцы материалов, применяемых для плоскорельефной чеканки (жесть, тонколистовая малоуглеродистая сталь, алюминий, листовая латунь и листовая медь); стержневые чеканы (расходник, бобошник, канфарник, лощатник); резиновые и войлочные прокладки, ножницы по металлу. Учащимся необходимо иметь рисунок, линейку, ручку шариковую, копировальную бумагу.
План урока (2 урока)
- Организационный момент. (5 мин.)
- Просмотр презентации. Объяснение нового материала.. (15 мин.)
- Физминутка. (2 мин.)
- Введение в проблему. Рисование эскиза на бумаге (5 мин.)
- Подготовка металла.(5мин.)
- Демонстрация работ и показ элементов работы. (5мин.)
- Практическая работа по технологической карте.(15мин.)
- Физминутка. (2 мин.)
- Практическая работа по технологической карте, продолжение.(15мин.)
- Итог работы, мини-выставка. (5мин.)
- Домашнее задание. (3мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала с показом презентации. Приложение 1.
Чеканка – способ художественной обработки металлов, Как вид искусства очень древний, развивающийся на протяжении многих веков. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен применялась в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. С древнейших времен из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду а различные декоративные украшения. Особенно разнообразной была кухонная и столовая утварь - котлы, братины, ковши, черпаки, блюда, кувшины, вазы, чайницы и многое другое. Мастера не только стремились сработать добротную и удобную посуду, но и старались сделать ее эстетически привлекательной . Древние мастера знали множество приемов чеканки, позволяющих создавать как низкий, так и высокий рельеф. При отделке чеканного рельефа они умело сочетали гладкие блестящие элементы узора или сюжетного изображения с матовым "канфаренным" фоном, гравировкой, чернью и золотой наводкой.
Во многих музеях нашей страны хранятся прекрасные образцы изделий с чеканными рельефами, выполненными на высоком профессиональном уровне. Пришедшая из глубокой древности техника чеканки хорошо применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, служащих украшением интерьера, а также различных ювелирных украшений.
Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображения. Чеканку производят на листовом металле толщиной от 0,3 до 1,5мм. Используют медные, латунные, алюминиевые листы, кровельную сталь. Используемые материалы для чеканки должны быть пластичными, изменять форму под воздействием усилия.
Основным инструментом для чеканки являются чеканы – стержни особой формы:
а) расходники – для прочеканивания контура
рисунка;
б) лощатники – для выравнивания плоских
поверхностей;
в) бобошники – для получения полукруглых форм и
выдавливания рельефа;
г) канфарник – чеканы
с заостренным концом в форме тупой
иглы — служат для перевода рисунка
с бумаги на металл, а также для отделки
фона точками (канфарения).
д) пурошники — служат для получения ямочной
фактуры.
При выколотке крупных, глубоких рельефов или выравнивания фона, применяют деревянные чеканы из твердых пород дерева. Для получения рельефа чеканка производится на резиновой или войлочной подкладке.
Технология чеканки по металлу состоит из следующих этапов:
- Подготовка рисунка к работе – рисунки для выполнения чеканки выполняются в натуральную величину, без подробной детализации, в декоративно-обобщенном виде. Предполагаемые на чеканке выпуклости на рисунке заштриховываются. (Продемонстрировать образец выполненного рисунка для чеканки).
- Выбор и подготовка заготовки – заготовка по размеру должна быть больше рисунка на 10-15мм, припуск на сторону, выравнивание заготовки. Перевод рисунка на металлическую поверхность и закрепление изображения - перевести рисунок на металл можно через копировальную бумагу. (Следует напомнить учащимся как укладывать копировальную бумагу) Рисунок желательно переводить шариковой ручкой, в этом случае линии рисунка не искажаются. Для закрепления переведенного рисунка можно покрыть его нитролаком. Окончательно рисунок закрепляется на пластине пунктиром, который наносится ударами молотка по канфарнику.
- Выполнение расходки рисунка – нанесение контура сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. (
- Опускание фона вокруг рисунка – чеканом-лощатником. Эта работа выполняется на более твердой поверхности. Выравнивают все участки фона.
- Подъем рельефа, после обводки контура и опускания фона Подъем рельефа выполняют чеканом-бобошником с обратной стороны на резиновой подкладке Отделка изделия – готовое изделие при необходимости шлифуют шкуркой.
Просмотр работ мастеров.
3. Физминутка. (2 мин.)
4. Введение в проблему.
Подготовить рисунок для чеканки, выполнить эскизы без детализации и показать штриховкой выпуклые части. Выбрать заготовку соответствующего размера, при необходимости отрезать лишний материал слесарными ножницами и обработать края. (Следует напомнить учащимся о Т.Б. при резании металла слесарными ножницами. Напомнить учащимся об экономии металла) Перевести рисунок через копировальную бумагу одним из предложенных способов и закрепить лаком. Закрепить рисунок канфарником по контуру изображения.
5 Демонстрация работ и показ элементов работы.
6. Практическая работа (на экране проектора появляются вся последовательность работы)
Последовательность работы |
Инструменты |
1. Перевод рисунка на поверхность металла конфариком (заостренной частью) |
Эскиз, ручка, аллюминевая пластина |
2. Углубление контуров заостренной частью | Подложка (мягкий журнал, книга, войлок), ручка |
3. Выколка рельефа с обратной стороны пурошником (вращательными движениями) | Подложка, ручка или карандаш с закругленным концом |
4. Проработка деталей с лицевой стороны заостренной частью | То же |
5. Повторение несколько раз п.2и3 | То же |
6. Зернение фона (точками, кружочками, линиями) | То же |
Итог работы. Просмотр работ на мини- выставке, дать рекомендации по исправлению допущенных ошибок, по корректировке выполняемого изделия. Закрепить пройденную тему по опорным и техническим терминам: чеканка; чеканы расходник, лощатник, бобошник, канфарник;
Домашнее задание: сделать заготовки из алюминиевой банки; подготовить более сложный эскиз, размером, не превышающим металл.
Литература
- Барадулин В.А. Основы художественного ремесла.
- Волошин Г.Б. Занятия по техническому труду. Пособие для учителей труда. 5-6 классы. – М., 1985.
- Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Учебник для учащихся 7 класса.
- Оборот. Публикация: www.ify.ru
- Г. Я. Федотов "Сделай сам" 5`89.