Цели:
1. Вывести алгоритм работы над словами с данной орфограммой, используя знания детей, проблемное содержание урока.
2.Развивать орфографическую зоркость, умения писать существительные, заканчивающиеся на шипящие) внимание, мышление, память.
3. Вызвать у ребят интерес к изучению русского языка.
Оборудование: сигнальные карточки, наглядность, демонстрационные карточки, карточки для работы в группах.
Ход урока:
I.Оргмомент.
Пожелание хорошего настроения, приветствие гостей.
II. Актуализация знаний.
Шагая по ступенькам наших знаний сегодня на уроке мы совершим ещё одно открытие в орфографии русского языка. Работаем по жетонам.
/На доске из цветной бумаги изображена лесенка, ступеньки которой будут заполняться по ходу повторения/
- Посмотрим на слова, какая орфограмма объединяет все слова?
(Дети: безударная непроверяемая гласная в корне)
В:р..бьи, т..традь, к..рабль, л..донь, р:яль, п:льто.
Вставим пропущенную букву.
На доске: Дети используют в работе сигнальные карточки.
-Что ещё общего во всех словах вы замечаете?
(Дети: мягкий знак в словах, все существительные)
-Докажите на примере одного из слов, что это существительные.
-Какую роль выполняет мягкий знак в данных словах?
(Дети: обозначает мягкость согласных, разделительный мягкий знак)
III. Минутка чистописания.
-Составьте цепочку букв для минутки чистописания. Используйте для этого первую букву имени существительного во множественном числе и несклоняемого существительного, а также Ь, который должен находиться после каждой из этих согласных.
-Какая цепочка получилась?
(Дети: вьпь)
-Напишите до конца меняя попарно буквы местами. вьпьпьвьп
IV. Знакомство с новым словарным словом.
-Посмотрите на цепочку букв, данную на доске.
-Уберите буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся.
б
кдважмзыгш - магнитные буквы на доске.к
амыш-Что означает слово? (Высокое водное или болотное растение. Камыш красивое растение, его можно использовать для украшения дома. В живой природе в камышах очень любят жить птицы)
-Как называется певчая птица, живущая в зарослях камыша? (Рисунок №1). (Рисунок 2)
-Обратите внимание на гласную букву. Не случайно она красного цвета
-Запишем слова. (камыш, камышовка ) Есть ли элементы букв, которые мы прописывали на минутке чистописания?
-Выделим корень, подчеркнём безударную гласную, которую мы должны запомнить.
-Как шумит камыш? -Какой звук?
-Какой буквой обозначается звук ш?
-Какие ещё знаете буквы, обозначающие шипящие звуки? /ж, ш, щ, ч/
V. Поблемный вопрос, тема урока, открытие нового.
-Подбери к словам, которые я буду называть синонимы- существительные с шипящими на конце.
Рёв, неправда, засуха, мелкие монеты, друг /плач, ложь, сушь, мелочь, товарищ - на доске карточки со словами появляются после каждого ответа/
-На какие две группы можно разделить данные слова? Почему?
(Дети делят слова на 2 группы. На существительные женского рода и мужского или существительные с мягким знаком и без него)
плач | ложь |
товарищ | сушь |
мелочь |
-Вот как интересно получается! Все существительные оканчиваются на шипящие, однако в одних словах есть мягкий знак , в других- нет.
-Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
-Итак, чтобы верно написать существительные с шипящими на конце , что мы должны знать о слове? (Род имени существительного)
Вывод:
На доске схема
Проверим наши выводы с учебником ( Проверка с учебником , с.95)
VI. Физминутка.
Совместим приятное с полезным. Отдохнём и потренируемся в очень важном: определении рода имени существительного.
-Я буду называть существительные. Если сущ.
ж.р. - хлопок над головой
м.р. - прыжок
Клич, шалаш, голыш, речь, печь, луг, дрожь, брошь, горечь, палач, гараж, карандаш.
VII. Первичное закрепление.
-С какой новой орфограммой мы познакомились?
-Как обнаружить в слове место этой орфограммы?(Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного ч,щ,ж,ш значит после неё орфограмма.
-Что является главным в выборе написания? (Род)
-Как вы думаете чему будем учиться? (Цель: тренироваться в написании существительных, заканчивающихся на шипящие)
а)Запись слов у доски с объяснением.
Потренируемся, отгадайте загадки, ответы которых будем записывать в наши столбики.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возмешь,
А зовётся это : (ёж)
-Какой столбик дополним новым словом? Какая ещё орфограмма в этом слове? Как проверим написание?
Живёт в норке,
Грызёт корки,
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышь)
б)Работа в группах.
-Сейчас в группах вы будете объяснять написание слов.
Карточка, н/р: малыш_,кирпич_,дрожь_,царевич_,молодёж_,помощ_.
Дополнительные задания: вставить ь, где необходимо./ По карточкам. /.Взаимопроверка.
VIII. Работа по учебнику.Упр.167.Диктант с подготовкой. Самопроверка с доской.
Дифференциация. Выбор разноуровневого задания.
IX. Итог.Рефлексия.
Какое открытие мы совершили сегодня на уроке, шагая по ступенькам знаний?
Чему учились?
Оценивание работы учащихся
X. Д.з. Упр.164,правила
По желанию упр.165.