Констпект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

1. Вывести алгоритм работы над словами с данной орфограммой, используя знания детей, проблемное содержание урока.

2.Развивать орфографическую зоркость, умения писать существительные, заканчивающиеся на шипящие) внимание, мышление, память.

3. Вызвать у ребят интерес к изучению русского языка.

Оборудование: сигнальные карточки, наглядность, демонстрационные карточки, карточки для работы в группах.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Пожелание хорошего настроения, приветствие гостей.

II. Актуализация знаний.

Шагая по ступенькам наших знаний сегодня на уроке мы совершим ещё одно открытие в орфографии русского языка. Работаем по жетонам.

/На доске из цветной бумаги изображена лесенка, ступеньки которой будут заполняться по ходу повторения/

- Посмотрим на слова, какая орфограмма объединяет все слова?

(Дети: безударная непроверяемая гласная в корне)

В:р..бьи, т..традь, к..рабль, л..донь, р:яль, п:льто.

Вставим пропущенную букву.

На доске: Дети используют в работе сигнальные карточки.

-Что ещё общего во всех словах вы замечаете?

(Дети: мягкий знак в словах, все существительные)

-Докажите на примере одного из слов, что это существительные.

-Какую роль выполняет мягкий знак в данных словах?

(Дети: обозначает мягкость согласных, разделительный мягкий знак)

III. Минутка чистописания.

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания. Используйте для этого первую букву имени существительного во множественном числе и несклоняемого существительного, а также Ь, который должен находиться после каждой из этих согласных.

-Какая цепочка получилась?

(Дети: вьпь)

-Напишите до конца меняя попарно буквы местами. вьпьпьвьп

IV. Знакомство с новым словарным словом.

-Посмотрите на цепочку букв, данную на доске.

-Уберите буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся.

бкдважмзыгш - магнитные буквы на доске.

камыш

-Что означает слово? (Высокое водное или болотное растение. Камыш красивое растение, его можно использовать для украшения дома. В живой природе в камышах очень любят жить птицы)

-Как называется певчая птица, живущая в зарослях камыша? (Рисунок №1). (Рисунок 2)

-Обратите внимание на гласную букву. Не случайно она красного цвета

-Запишем слова. (камыш, камышовка ) Есть ли элементы букв, которые мы прописывали на минутке чистописания?

-Выделим корень, подчеркнём безударную гласную, которую мы должны запомнить.

-Как шумит камыш? -Какой звук?

-Какой буквой обозначается звук ш?

-Какие ещё знаете буквы, обозначающие шипящие звуки? /ж, ш, щ, ч/

V. Поблемный вопрос, тема урока, открытие нового.

-Подбери к словам, которые я буду называть синонимы- существительные с шипящими на конце.

Рёв, неправда, засуха, мелкие монеты, друг /плач, ложь, сушь, мелочь, товарищ - на доске карточки со словами появляются после каждого ответа/

-На какие две группы можно разделить данные слова? Почему?

(Дети делят слова на 2 группы. На существительные женского рода и мужского или существительные с мягким знаком и без него)

плач ложь
товарищ сушь
мелочь

-Вот как интересно получается! Все существительные оканчиваются на шипящие, однако в одних словах есть мягкий знак , в других- нет.

-Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

-Итак, чтобы верно написать существительные с шипящими на конце , что мы должны знать о слове? (Род имени существительного)

Вывод:

На доске схема

Проверим наши выводы с учебником ( Проверка с учебником , с.95)

VI. Физминутка.

Совместим приятное с полезным. Отдохнём и потренируемся в очень важном: определении рода имени существительного.

-Я буду называть существительные. Если сущ.

ж.р. - хлопок над головой

м.р. - прыжок

Клич, шалаш, голыш, речь, печь, луг, дрожь, брошь, горечь, палач, гараж, карандаш.

VII. Первичное закрепление.

-С какой новой орфограммой мы познакомились?

-Как обнаружить в слове место этой орфограммы?(Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного ч,щ,ж,ш значит после неё орфограмма.

-Что является главным в выборе написания? (Род)

-Как вы думаете чему будем учиться? (Цель: тренироваться в написании существительных, заканчивающихся на шипящие)

а)Запись слов у доски с объяснением.

Потренируемся, отгадайте загадки, ответы которых будем записывать в наши столбики.

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возмешь,
А зовётся это : (ёж)

-Какой столбик дополним новым словом? Какая ещё орфограмма в этом слове? Как проверим написание?

Живёт в норке,
Грызёт корки,
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышь)

б)Работа в группах.

-Сейчас в группах вы будете объяснять написание слов.

Карточка, н/р: малыш_,кирпич_,дрожь_,царевич_,молодёж_,помощ_.

Дополнительные задания: вставить ь, где необходимо./ По карточкам. /.Взаимопроверка.

VIII. Работа по учебнику.Упр.167.Диктант с подготовкой. Самопроверка с доской.

Дифференциация. Выбор разноуровневого задания.

 

IX. Итог.Рефлексия.

Какое открытие мы совершили сегодня на уроке, шагая по ступенькам знаний?

Чему учились?

Оценивание работы учащихся

X. Д.з. Упр.164,правила

По желанию упр.165.

Приложение.