Развитие младших школьников через современные технологии на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Учить детей писать безударные окончания глаголов;

  2. Вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным окончанием;

Задачи:

  • развивать умение ставить глаголы в начальную форму;

  • развивать умение обобщать, делать выводы, сравнивать;

  • формировать орфографические навыки;

Ход урока

1. Актуализация знаний (подготовка мышления детей к учебной деятельности)

У. Проверим домашнее задание. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища красным или зелёным треугольником. Индивидуальная работа у доски. Распределить слова на карточке на две группы.

Проверка выполненной работы.

Поет

Идет

Мечтает       

Звучит

Летишь

Говорит

У. По какому принципу разделили слова?

Д. На глаголы 1 и 2 спряжения.

У. Что общего в этих словах?

Д. Эти все слова являются глаголами. Глагол-это часть речи , которая отвечает на вопросы…..,обозначает действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется по родам имеет начальную форму, 1 и2 спряжения.

У. Какое слово является лишним?

Д. Лишнее слово поёт, т. к. в этом слове звуков больше, чем букв. Лишним является слово - летишь, т. к. это глагол 2лица, а остальные глаголы 3 лица. Лишним является слово - мечтает, т. к.в этом слове окончание безударное, а в остальных словах - ударные.

2. Постановка проблемы (проблемная ситуация создаётся на основе затруднения при выполнении практического задания)

У. Давайте вставим окончания в глаголах

рису-шь в альбоме,

черт-шь по линейке,

бега-шь по улице

У. Почему возникло затруднение?

Д. Окончания безударные.

У. Следовательно, чему надо научиться сегодня?

Д. Определять какую букву надо писать в безударном окончании глаголов.

У. Итак, какая тема нашего урока?

На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа по учебнику.

У. Откройте учебники и найдите рубрику «Давай подумаем « Что нужно сделать , чтобы не ошибиться в обозначении буквами личного окончания глагола? Лена считает, что нужно определить к какому спряжению относится этот глагол, и вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении в данном лице. Согласимся ли мы с Леной?

3. « Открытие» нового знания. ( выбор учащимися метода поисково - исследовательского характера для разрешения проблемной ситуации)

У. Итак, Лена предлагает поставить глаголы в неопределённую форму

Рисовать, бегать, чертить

У. Что общего у этих слов?

Д. Формообразующий суффикс -ть

У. Чем эти слова различаются?

Д. Глагольным суффиксом.

У. Какой вывод мы можем сделать?

Д. Если в неопределённой форме глагола суффикс -и-, то это глагол 2 спряжения, остальные глагольные суффиксы указывают на 1 спряжение.

У. Прочитаем алгоритм определения спряжения.

Физкультминутка.

4. Закрепление (учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух)

У. Для чего необходимо уметь определять спряжение глаголов?

Д. Чтобы правильно писать окончания глаголов.

У. Давайте попробуем наш алгоритм на деле. Выполним упр. № 1 стр. 105

Какие знания, умения понадобятся для выполнения этого задания?

Д. Умение находить глаголы, разбирать их по составу, знать алгоритм определения спряжения глаголов.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе используется дифференцированная форма работы, что способствует индивидуализации обучения)

Работа в тетрадях «Пишем грамотно» (автор М. И. Кузнецова)

У. Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выполнять упражнение с красным треугольником. Тем, кто уверен в себе, могут выбрать задание с зелёным треугольником. После выполнения ребята сравнивают свою работу с эталоном на экране компьютера.

6. Тест (совершенствование умения применять знания в нестандартных ситуациях)

1. Выбрать верное утверждение

  1. если у глагола безударное личное окончание, то его нужно проверить ударением.

  2. если у глагола безударное личное окончание, то его нужно поставить в неопределённую форму и определить какая гласная стоит перед -ть-

2. Выбрать верное утверждение

  1. в третьем лице первого спряжения единственного числа окончание –ит-

  2. в третьем лице первого спряжения единственного числа окончание -ет-

3. Какие слова имеют окончание –ешь-

  1. молв…

  2. искупа...

  3. дыш…

4. Глагол неопределённой формы

  1. нюхает

  2. ворчать

  3. блестела

7. Рефлексия учебной деятельности.

У. Что нового узнали на уроке? Оцените свою деятельность.

8. Домашнее задание.

На выбор: с.106, упр.3 или записать десять глаголов с пропущенным безударным окончанием.