Цель урока:
-
Учить детей писать безударные окончания глаголов;
-
Вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным окончанием;
Задачи:
-
развивать умение ставить глаголы в начальную форму;
-
развивать умение обобщать, делать выводы, сравнивать;
-
формировать орфографические навыки;
Ход урока
1. Актуализация знаний (подготовка мышления детей к учебной деятельности)У. Проверим домашнее задание. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища красным или зелёным треугольником. Индивидуальная работа у доски. Распределить слова на карточке на две группы.
Проверка выполненной работы.
Поет Идет Мечтает |
Звучит Летишь Говорит |
У. По какому принципу разделили слова?
Д. На глаголы 1 и 2 спряжения.
У. Что общего в этих словах?
Д. Эти все слова являются глаголами. Глагол-это часть речи , которая отвечает на вопросы…..,обозначает действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется по родам имеет начальную форму, 1 и2 спряжения.
У. Какое слово является лишним?
Д. Лишнее слово поёт, т. к. в этом слове звуков больше, чем букв. Лишним является слово - летишь, т. к. это глагол 2лица, а остальные глаголы 3 лица. Лишним является слово - мечтает, т. к.в этом слове окончание безударное, а в остальных словах - ударные.
2. Постановка проблемы (проблемная ситуация создаётся на основе затруднения при выполнении практического задания)
У. Давайте вставим окончания в глаголах
рису-шь в альбоме,
черт-шь по линейке,
бега-шь по улице
У. Почему возникло затруднение?
Д. Окончания безударные.
У. Следовательно, чему надо научиться сегодня?
Д. Определять какую букву надо писать в безударном окончании глаголов.
У. Итак, какая тема нашего урока?
На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Работа по учебнику.
У. Откройте учебники и найдите рубрику «Давай подумаем « Что нужно сделать , чтобы не ошибиться в обозначении буквами личного окончания глагола? Лена считает, что нужно определить к какому спряжению относится этот глагол, и вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении в данном лице. Согласимся ли мы с Леной?
3. « Открытие» нового знания. ( выбор учащимися метода поисково - исследовательского характера для разрешения проблемной ситуации)
У. Итак, Лена предлагает поставить глаголы в неопределённую форму
Рисовать, бегать, чертить
У. Что общего у этих слов?
Д. Формообразующий суффикс -ть
У. Чем эти слова различаются?
Д. Глагольным суффиксом.
У. Какой вывод мы можем сделать?
Д. Если в неопределённой форме глагола суффикс -и-, то это глагол 2 спряжения, остальные глагольные суффиксы указывают на 1 спряжение.
У. Прочитаем алгоритм определения спряжения.
Физкультминутка.
4. Закрепление (учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух)
У. Для чего необходимо уметь определять спряжение глаголов?
Д. Чтобы правильно писать окончания глаголов.
У. Давайте попробуем наш алгоритм на деле. Выполним упр. № 1 стр. 105
Какие знания, умения понадобятся для выполнения этого задания?
Д. Умение находить глаголы, разбирать их по составу, знать алгоритм определения спряжения глаголов.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе используется дифференцированная форма работы, что способствует индивидуализации обучения)
Работа в тетрадях «Пишем грамотно» (автор М. И. Кузнецова)
У. Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выполнять упражнение с красным треугольником. Тем, кто уверен в себе, могут выбрать задание с зелёным треугольником. После выполнения ребята сравнивают свою работу с эталоном на экране компьютера.
6. Тест (совершенствование умения применять знания в нестандартных ситуациях)
1. Выбрать верное утверждение
-
если у глагола безударное личное окончание, то его нужно проверить ударением.
-
если у глагола безударное личное окончание, то его нужно поставить в неопределённую форму и определить какая гласная стоит перед -ть-
2. Выбрать верное утверждение
-
в третьем лице первого спряжения единственного числа окончание –ит-
-
в третьем лице первого спряжения единственного числа окончание -ет-
3. Какие слова имеют окончание –ешь-
-
молв…
-
искупа...
-
дыш…
4. Глагол неопределённой формы
-
нюхает
-
ворчать
-
блестела
7. Рефлексия учебной деятельности.
У. Что нового узнали на уроке? Оцените свою деятельность.
8. Домашнее задание.
На выбор: с.106, упр.3 или записать десять глаголов с пропущенным безударным окончанием.