Урок внеклассного чтения во 2-м классе "Путешествие по стране «Устное народное творчество»"

Разделы: Начальная школа


Гости и участники проходят в зал и занимают свои места под русскую народную музыку. Появляются ведущие, Хозяин с Хозяюшкой, оба в русских народных костюмах.

-Здравствуйте, гости дорогие!

-Веселья вам да радости.

-Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

-Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка.

-Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли места хватило?

-Если все готовы, отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».

Учитель: Что означают слова «Устное народное творчество»? Давайте послушаем учёного лингвиста.

Учитель: Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? (Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа и метла.)

- На чём ездил Емеля Дурачок? (На печи.) Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание? Чтобы добраться до станции, нам тоже надо произнести это заклинание. (По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на станцию «Пословицы»)

1. Станция «Пословицы»

Учёный лингвист: Пословица. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм

Учитель: В путешествии принимают участие 2 «А» и 2 «Б» классы. За победу в конкурсах команда победительница будет получать баранку, потом посмотрим какая связка окажется длиннее.

- Ребята, о чём бывают пословицы?

- Проведём конкурс на знание пословиц. (Далее от каждого класса вызывается по 8 человек. Детям даются половинки пословиц, которые должны соединиться парами в целые пословицы.)

Пословицы о труде:

  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • Без труда жить, только небо коптить.
  • Кому работа в тягость, тому не ведома радость.

Пословицы о дружбе:

  • Дружбу за деньги не купишь.
  • Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Друзья познаются в беде.

Пословицы о смелости и храбрости:

  • Не думай о страхе, так его и не будет.
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • Будь храбрым - и ты будешь сильным.
  • Трусливому зайке и пенёк - волк.

Пословицы о семье, о доме.

  • При солнышке тепло, а при матери добро.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • На что и клад, когда в семье лад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

(Подводятся итоги.)

Учитель: Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Дети хором говорят)

2. Станция «Загадки».

Учёный лингвист: Загадка. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

Учитель: А теперь отгадайте русские народные загадки:

У нас в печурочке
Золотые чурочки.
(Дрова в печи)

Два братца
Пошли в речку купаться.
(Вёдра)

Чисто, да не вода,
Клейко, да не смола.
Бело, да не снег,
Сладко, да не мёд.
От рогатого берут
И живулькам дают.
(Молоко)

Одну меня не едят,
А без меня - мало едят.
(Соль)

На сене лежит,
Сама не ест
И другим не даёт.
(Собака)

Учитель: Вы заранее сочиняли свои загадки. Устроим турнир по отгадыванию загадок собственного сочинения. (Дети обоих классов по очереди загадывают загадки классу - противнику. Определяется победитель)

Учитель: Скажем заклинание, чтобы отправиться на следующую станцию.(Дети хором говорят)

3. Станция «Игры»

Учёный лингвист: Игра. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

Хозяюшка:

Ой вы, гости - господа,
Выходите вы сюда!
Ну-ка, детки-ребятня,
Здесь у нас пойдёт игра!

2 «А» класс сыграет в игру «Ручеёк»

2 «Б» класс сыграет в игру «Катенька – Катюша»

Учитель: Произнесём заклинание и отправимся на следующую станцию.

4. Станция «Скороговорки»

Учёный лингвист: Скороговорка. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Учитель: Скороговорка для 2 «А» класса: Ушёл косой козёл с козой.

- Для 2 «Б» класса: У пеньков опять пять опят.

(От класса выбираются 3 человека. Они готовятся к чтению скороговорки.)

- Кто хочет потренироваться в чтении скороговорок? (От топота копыт пыль по полю летит. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Ха! ха! ха!ха!ха!)

- Подведём итоги. (Дети читают скороговорки. Если ребёнок справляется, получает баранку.)

- Наше путешествие продолжается.

5. Станция «Сказки»

Учёный лингвист: Сказка. Повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Учитель: 2 «А» класс приготовил задание для своих соперников: нарисовал рисунки по мотивам русских народных сказок. Задача 2 «Б» класса отгадать названия сказок.

- 2 «Б» класс приготовил маленькие сценки из сказок, 2 «А» отгадывает их названия.

Сценка 1.

Козлёнок 1-й.

Тише, слышите, друзья,
Кто-то к нам стучится!?

Козлёнок 2-й.

Это мама принесла
Молочка напиться!

Козлёнок 3-й.

Мама в дверь так не стучит,
Это к нам чужие. (Стук в дверь)

Волк.

Двери быстро открывайте
И волка не обижайте.
Умираю с жажды я,
Пожалейте же, друзья!

Козлёнок 4-й

Ты, волчище, нас не трожь,
Пробирает сильно дрожь
Ушки, ножки и копытца...

Волк.

Я хочу воды напиться!

Козлята все.

Лучше песенку споём
И тебя в друзья возьмём!

Волк.

Не хотите по добру.
Будет по-плохому,
Откушу хвост одному,
Копыта, нос - другому. (Волк вбегает в домик)
Баста, карапузики!
Кончилися танцы!

Козлята все.

Помирать, так с музыкой,
Запевайте, братцы! (Козлята поют и убегают от волка)

Сценка 2.

Медведь.

Ну, погладь, потешь медведя,
Ишь, порядок навела.
Славно, что ты, непоседа,
В мой домишко забрела.
Станешь жить теперь со мною,
Будешь в доме прибирать,
А ещё еду готовить
Да медведя развлекать.

Маша.

Что ты, дедушка Потапыч!
Я остаться не могу.
Мне домой в деревню надо.
Завтра утром я уйду.

Медведь.

Нет и нет! Об этом даже
Больше слушать не хочу
И тебя, мою хозяйку,
Никуда не отпущу.

Маша.

Что же делать мне со зверем?
Вот упрямец, ну беда!
Жить в лесу я с ним, конечно,
Не останусь никогда.
Тут умом раскинуть время
И, пожалуй, не спешить.
Может, я смогу медведя
Как- нибудь перехитрить.

Сценка 3.

Медведь.

Посчитаем, кто здесь есть.

Волк.

Гусь, Петух, Баран, Свинья!

Лиса.

Ну, кого начнём мы есть
Первого сейчас, друзья?

Волк.

Фу-ты, ну-ты,
Рожки гнуты,
Крылышки да гребешки,
Хвостики да пятачки
Отдаю, кума, я вам
С Мишенькой напополам.
А остаточки,
Ребяточки, Так и быть,
Возьму я сам...

Лиса.

А не много ль кому-то останется?

Медведь.

А какой серой морде достанется от меня
Тумаков? Я готов!

Автор.

Пока звери препирались,
Да пока они разбирались,
Гусь, Свинья, Баран да Петух
Припустились во весь дух.
К Быку прибежали,
В дверь застучали.
А Бык и сам все слышал-
Навстречу вышел.
Друзей впустил,
Собой загородил.
А лесным зверям,
Не лукавя зря,
Говорит Бык.

Бык.

Я бояться не привык!
Кому жизнь не дорога,
Приглашаю на рога! Желающих нет?

Волк, Лиса, Медведь (вместе) Нет!!!

Учитель: Молодцы! Хорошо знаете русские народные сказки. Произнесём заклинание, чтобы отправиться на нашу последнюю станцию.

6. Станция «Песни»

Учёный лингвист: Песня. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, музыкальным инструментом.

Учитель: Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?

Дети из разных классов играют на народных инструментах.

Хоэяюшка:

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей Белокорая берёзка
Символ Родины моей.

Учитель: Песня «Во поле берёзка стояла» исполняют учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов, (девочки водят хоровод)

- Песня «Солдатушки» исполняет 2 «Б» класс

- Песня «Блины» исполняет 2 «А» класс.

Учитель: Наше путешествие по стране «Устное народное творчество» подошло к концу.Конечно не во всех уголках этой необъятной страны мы побывали, но нам пора возвращаться в школу. (Дети говорят заклинание).

- Подведём итоги нашего путешествия. (Награждаются победители)

- Поблагодарим баяниста и гостей за участие в празднике.