Проблема контроля знаний всегда была, остается, и будет оставаться актуальной в будущем. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки учащихся обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения учащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требований становится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения.
Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирование - важнейший из них.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых, стандартных условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты).
В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно-экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов. Появилось даже такое понятие как "тестовая культура", которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.
Во всем мире тесты были и будут в обществе важнейшим фактором социальной селекции и, в частности, так называемой "вертикальной мобильности" - процесса выдвижения в ряды профессиональной и управленческой элиты наиболее талантливых представителей широких масс.
Тесты могут либо содействовать, либо (при неправильной организации дела) препятствовать этому процессу: либо повышать, либо снижать уровень социального оптимизма и активности; либо укреплять, либо подрывать веру в социальную справедливость у молодежи.
Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный и экономичный. Эта популярность обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых при этом средств (портативностью), минимальными затратами времени (экспресс-метод), возможностью быстрого получения результатов, испытания, удобством количественного (математического) анализа и оценки, наличием нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта, возможностью широких массовых обследований.
Однако необходимо отметить, что тест должен создаваться лишь в том случае, если он может зафиксировать знания ученика более корректно, чем это позволяли делать другие методы, если проверка успеваемости действительно необходима и если создание тестов может быть приведено в соответствие с дидактическими задачами.
- Объект исследования - учебный процесс на уроках технологи в 8 классе при изучении раздела "Домашняя экономика".
- Предмет исследования - тестовый контроль знаний учащихся 8-х классов на уроках технологии.
Задачи исследования:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме тестового метода контроля знаний.
- Показать опыт школы, авторский опыт работы по реализации тестового метода контроля на уроках технологии в МОУ СОШ № 66.
- Сформулировать методические рекомендации по реализации тестового метода контроля знаний на уроках технологии.
- Выявить условия, способствующие эффективному использованию тестового метода контроля знаний на уроках технологии.
Введение
- Глава I. Тестовый метод контроля знаний
учащихся. Теория и практика
- Сущность понятий "Тест", "Контроль знаний, "Оценка и отметка".
- Классификация тестов.
- Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
- Задания с выбором нескольких правильных ответов.
- Задания открытой формы.
- Задания на установление соответствия.
- 1.7. Принцип отбора содержания тестовых заданий.
- 1.8. Трудность теста и тестовых заданий.
- 1.9. Достоинства и недостатки тестового контроля.
- 1.10. Особенности КИМов по "Технологии".
- 1.11. Учёт возрастных особенностей учащихся 8-х классов.
- 1.12. Личность педагога современной школы.
- 1.13. Опыт учителей в реализации тестового метода контроля на уроках.
- 1.14. Оценка результатов образования на основе стандарта. 52-59
- Глава II. Опыт применения тестового контроля
знаний на уроках технологии в МОУ СОШ № 66 при
изучении раздела "Домашняя экономика"
- Роль и место раздела "Домашняя экономика".
- Календарно-тематическое планирование для 8 класса по технологии.
- Планы-конспекты уроков к разделу "Домашняя экономика", 8 класс, с реализацией тестового метода контроля знаний.
- Методика эксперимента в МОУ СОШ №66 по применению тестового контроля знаний на уроках технологии при изучении раздела "Домашняя экономика".
- Техника безопасности и охрана труда на уроках технологии.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
- Приложения.